Описание проекта
Второе десятилетие двадцать первого века началось с глобального потрясения – весь мир охватила пандемия COVID-19. Это событие затронуло как экономически развитые, богатые страны, так и страны с низким уровнем жизни и долгое время доминировало в глобальном информационном пространстве. После окончания пандемии в мире поднялась новая буря – Российская Федерация начала специальную военную операцию на Украине. Сейчас же мы наблюдаем новый всплеск напряженности на Ближнем Востоке, на который устремлены взоры всего мира. Все эти события драматически повлияли на мировую новостную повестку. На их примере можно видеть как консолидацию мнений, так и их абсолютное разобщение.
Как изменилась картина мира, рисуемая СМИ в глобальном измерении? Какие темы вышли на первый план, а какие ушли с первых полос изданий после начала обозначенных событий? О каких странах журналисты стали писать больше, а о каких меньше? В каком контексте – позитивном, негативном, нейтральном – освещались факты, связанные с перечисленными нами событиями? Эти и некоторые другие исследовательские вопросы легли в основу данного проекта.
В рамках проекта «Медиадинамика в глобальном информационном онлайн-пространстве: медиаштормы и долговременные тенденции» реализуется фундаментальное исследование, позволяющее выявить новейшие тенденции в развитии глобального информационного пространства. Оно построено на анализе десятков миллионов текстов, размещённых на десятках тысяч онлайн-ресурсов, на десятках языков с использованием современных технологий интернет-поиска и цифрового анализа данных. В этом заключается новизна используемого нами подхода.
Проект стартовал в апреле 2023 года и рассчитан на один год, он является логическим продолжением проекта «Трансформация картины мира в глобальном информационном онлайн-пространстве под влиянием эпидемии COVID-19», реализованным с 2021 по начало 2023 года. Ввиду этого, все материалы, созданные командой проекта ранее, доступны на сайте в хронологическом порядке ниже в разделе "Новости". И предыдущий проект, и его нынешнее продолжение реализовано с помощью мониторингового сервиса Factiva, принадлежащего компании Dow Jones. Данный сервис располагает базой данных, включающей в себя тексты из более 23 000 источников на 30 языках за большой период времени (с 1997 года), совокупный объем которых составляет свыше 1,5 миллиарда публикаций, причём в 2020–2022 годах ежегодный объём составлял более 100 миллионов публикаций. Этот огромный массив обрабатывался статистически машинным способом. Нами были получены уникальные результаты, не имеющие аналогов в мире. В работу над проектом вовлечены сотрудники и студенты факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.
Фактическими результатами проекта станут научные мероприятия, публикация научных статей в академических журналах, глава в книге, выступления на научных конференциях а также издание коллективной монографии.
Все, кто интересуется данной проблематикой, приглашаются к сотрудничеству.
Новости
8 ноября 2023 года руководитель проекта Александр Вячеславович Шариков выступил на секции «Медийная и информационная грамотность в России: теоретические достижения последних лет» Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Медийная и информационная грамотность в России: новейшие тренды». Александр Вячеславович представил результаты проекта в рамках доклада: «ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВО В 2020 2022 гг.: ТОНАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ».
Издательство Springer выпустило книгу Internet in the Post-Soviet Area. Technological, Economic and Political Aspects (Интернет на постсоветском пространстве. Технологические, экономические и политические аспекты) под редакцией нашего коллеги и участника проекта Сергея Геннадьевича Давыдова. В первой главе части книги руководитель проекта Александр Вячеславович Шариков написал главу Representation of the Post-Soviet Countries in the Global Online Information Space in 2020–2021: Frequency of Mention, Media Dynamics, Mood Characteristics (Репрезентация постсоветских стран в глобальном информационном онлайн-пространстве в 2020-2021 годах: частота упоминаний, динамика СМИ, характеристики настроений), данные для которого были получены в процессе работы над проектом. Книгу можно скачать на сайте Springer Link по ссылке ниже.
Во втором номере 2023 года журнала «Вестник Академии медиаиндустрии» опубликована статья руководителя проекта Александра Вячеславовича Шарикова «О соотношении сообщений позитивной и негативной тональности на русскоязычных информационных онлайн-ресурсах».
27 мая 2023 года руководитель проекта Александр Вячеславович Шариков на XIII международной Грушинской социологической конференции в рамках секции «Аудитории и дискурсы (в) новой реальности» представил доклад c результатами проекта: «Репрезентация России в глобальном информационном онлайн-пространстве в 2022 году: тональная динамика».
В первом номере 2023 года журнала «Вестник Российского университета дружбы народов. серия: Литературоведение. Журналистика» вышла статья руководителя проекта А. В. Шарикова: «Репрезентация России и США в глобальном информационном онлайн пространстве и на российских и американских ресурсах». Ссылка для цитирования: