Тематические направления проекта
1. Медиасистемы, политические режимы и разные информационные контуры пандемии
Глобальный характер инфодемии, а также существенное вовлечение в нее как в информационный повод большого количества людей, даже равнодушных к политике, демонстрирует, что на примере инфодемии можно делать выводы об особенностях различных медийных систем и устойчивых паттернов отношений медиа, политики и общества, в основе которых лежат в том числе культурные особенности разных стран. Предполагается, что различия между тем, как инфодемия проявлялась в странах с гибридными режимами и с демократическими режимами, в информационных автократиях, между странами глобального юга и глобального Севера и т.п. демонстрируют различия в государственном регулировании и контроле интернета, разном потенциале популизма в различных странах и т.п. Задача данного тематического направления – поиск устойчивых институциональных условий, связанных с доверием к медиа, спецификой медиаландшафтов и политических режимов, обуславливающих различия в восприятии вируса в разных странах, а также различия в склонности к массовым в бросах фейков, популизму и т.п.Решение задачи предполагает создание базы данных, соединяющей в себе кросс-страновые различия в распространении и реакции на пандемию, особенности доверия к СМИ и политикам, факторы медиапотребления.
2. Вирусная политизация и датификация контента
В рамках тематического направления изучается репрезентация вируса и пандемии в контексте общественно-политического контента. Две главные тенденции, подлежащие изучению, – идеологизация понятия «фейк» (перевод оценки информации из плоскости «достоверная/недостоверная» в плоскость «соответствующая официальному дискурсу/противоречащая ему») и политизация вирусного контента, в первую очередь, меметического (ситуация, когда репрезентация любых событий в мемосфере приобретает политическое звучание).Задача исследования: проследить в динамике (март-май 2020), как менялся контент социальных сетей и экранный язык информационного и общественно-политического вещании основных федеральных каналов (время просмотра ТВ в первую месяц каникул-изоляции увеличилось на 25%). Анализ нескольких фреймовых цепочек (власть, новые враги и новые герои новые эксперты, новые семантические акценты в сообщениях социальных медиа, телеритуалы и др.) позволит зафиксировать:
- переформатирование привычного телезрелища и программной сетки на фоне исчезновения аудитории, изменения рассадки и сокращения гостей, минимализма студий, появления формата «сидим дома», масочно-перчаточных репортажей и мультиэкранности с «рамкой кадра» от окна до зума как новых форм зрелища (эстетически антителевизионного «до» и установлением как «нормы» в разгар пандемии);
- визуально-текстовые фреймы презентации коронавируса на ТВ и в социальных медиа;
- тенденции идеологизации и политизации контента;
- процессы выработки и закрепления нового политического (мифологического/ритуального) языка;
- датификация представлений масс-медийной информации о коронавирусе.
Изменения в контенте, связанным с пандемией, также обусловлены масштабными экспериментами с различными инструментами автоматизации создания, обработки и визуализации контента, что на стороне тех, кто создает дискурс – в первую очередь редакций российских федеральных и региональных медиа - также будет подвергнуто изучению. Исследование ответит на вопрос, как в редакциях работали с массивами данных о коронавирусе, в части сбора, анализа, проверки достоверности, визуализации, обновлении и других профессиональных практик и этик. Как инструменты автоматизации повлияли на конструирование вышеописанного медиатизированного образа пандемии. В более общем смысле это предполагает ответ на вопрос, как увеличение количества данных и автоматизация их сбора, обработки и распространения влияет на работу масс медиа, профессиональные практики журналистов и редакторов и, как следствие, датафикациюмедиатизированной реальности, конструируемой масс медиа.
3. Цифровизация биополитики в период пандемии
В данном разделе исследовательская группа отвечает на вопрос, как цифровые технологии применяются для регулирования жизни людей в эпоху пандемии. Мобильные приложения, отслеживающие передвижения граждан и контакты зараженных; интерактивные карты распространения коронавируса и индексы самоизоляции городов; дроны, контролирующие соблюдение режима карантина; системы видеонаблюдения с распознаванием лиц – подобные цифровые инструменты социального контроля в целях борьбы с коронавирусом используют правительства многих стран. При этом возникает целый ряд вызовов и проблем, требующих изменения подходов к цифровым политикам и этикам, что вызывает широкие общественные дискуссии, а также порождает различные стратегии адаптации и сопротивления граждан к технологиям слежения. В исследовании основной фокус будет сделан на мобильных коммуникациях, будет проанализирован ряд приложений, используемых для мониторинга контактов граждан и повышения их информированности в условиях пандемии. Предполагается описать функционал подобных приложений, риторику политиков и разработчиков, практику их применения и разного рода следствия (глазами разных акторов). Помимо “микроуровня” функционалов и практик сервисов предполагается также оценить макроуровень вписывания данных механизмов цифрового регулирования жизни людей в пространство города и городской среды. Переход онлайн, закрытие одних публичных пространств и введение жестких ограничений на пользование другими, а также новые правила регулирования мобильности и шеринговой экономики города обострило все те противоречия регулирования городских процессов с помощью информационных сетей и обработки больших данных, о которых исследователи умного города начали писать еще в до-пандемических период. Концепции умного города создаются как утопические проекты, цель которых – “накрыть” город сетью датчиков и порталов как стационарных (интернет вещей, CCTV и т. п.), так и мобильных (граждане с их гаджетами и всевозможными приложениями, генерирующих самые разные данные), которые – в теории – позволяют отслеживать и предупреждать все городские проблемы: от пробок до предсказания преступного поведения: от оптимизации документооборота до создания комфортного пребывания на улицах. В до-пандемический период появилось много исследований, показывающих, что подобные программы служат, в большей мере, получению высоких баллов в гонке мировых городов (benchmarking), чем отлаживанию городской жизни – особенно повышению комфорта для горожан и развитию публичных пространств. Внимание цифровых урбанистов сместилось, в последнее время, на изучение уникального персонального опыта горожан в использовании сетей “умного города”, а также на проблемы “поломок” и “взломов”, а также связанных с ними новых типов рисков, с которыми столкнулись сегодня города. В этой части исследования планируется собрать данные по использованию горожанами приложений, появившихся до пандемии (кашеринг, транспорт, ресурсы e-government и т. д.) и изучить, с какими новыми проблемами столкнулись пользователи таких приложений и как эти проблемы изменили их городской опыт; а также проанализировать опыт использования и проблемы, связанные с новыми приложениями, разработанными в качестве экстренных мер и нацеленные на мониторинг передвижения и контактов горожан во время пандемии. В исследовании будут изучены, в основном, данные по использованию приложения “Социальный мониторинг” в г. Москва. В то же время, будет проведен сравнительный анализ приложений и других мониторинговых систем, появившихся в других мировых городах, охваченных эпидемией, с тем, как используются подобные системы в “самоизолированной” Москве и Подмосковье.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.