Наталия Белякова: успешно переосмысленное промышленное наследие в крупном городе – шанс на точку притяжения
Однако сейчас нет четких правил игры: что сохранять как памятник, а что ревитализировать; они могут появиться лишь при конкретизации статуса объектов промышленного наследия в действующем ФЗ об объектах культурного наследия
Компания «Роскачество» объявила, что начинает сертифицировать услуги объектов промышленного туризма в рамках системы добровольной сертификации. Насколько подобная практика может способствовать популяризации промышленного туризма, комментирует Наталия Белякова, директор департамента экспедиций и туризма РГО, заведующая Лаборатории коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, кандидат исторических наук.
В рамках действующей системы добровольной сертификации Российского географического общества, успешное прохождение которой дает региональным турпродуктам и объектам показа возможность получить знак «Рекомендовано РГО» и наше маркетинговое сопровождение, мы давно работаем с объектами индустриального населения. Знаем все сложности сильных духом людей, берущихся за развитие такого «обременения». Ведь помимо объективных технических сложностей есть и ригидность общественного сознания.
Промышленные «заброшки», краснокирпичная заводская эстетика сравнительно недавно начали цениться в принципе – это не исторические усадьбы или деревянное зодчество. Потому и помогаем таким региональным проектам и их инициаторам делом: продвижением, экспертизой, участием в подаче грантовых заявок и разработке финансово-экономического обоснования.
Сейчас самое время решительных шагов. Ведь разрабатываемая по поручению президента крайне нужная программа сохранения объектов культурного наследия народов страны на период 2025–2045 гг. (должна быть предъявлена в конце марта) в судьбе индустриального наследия изменит не очень много. Принципиальным решением, в котором важно участие всех стейкхолдеров устойчивого развития регионов как дестинаций, должна быть конкретизация статуса объектов промышленного наследия в действующем ФЗ об объектах культурного наследия. Без этого сложно говорить о системных сдвигах в работе с индустриальным наследием.
Нет чётких и понятных правил игры: что сохранять как памятник, а что ревитализировать. Поэтому столько объектов ежегодно исчезает, а редевеломент «заброшек» вырождается в поп-ап проекты. Протянуть фонарики между руинированными корпусами бывшей фабрики, завести на лето модных «кофейников» – новый городской вайб хорош тогда, когда имеет продолжение. Отлично для привлечения внимания (в первую очередь – инвесторов) к объекту, но за этим тизером должны следовать реальные шаги. И вот тут начинаются настоящие сложности.
Куда ни взглянешь – всюду фигуры умолчания или двойного толкования. Возьмём самое простое: возраст объекта как критерий присвоения охранного статуса и определения, что сохранять как есть (as is), а что актуализовать – чтобы всё-таки to be. Как и в городской среде, где далеко не все дома XIX века были шедеврами, возраст не является единственным определяющим фактором, где поставить запятую в «сносить нельзя ревитализировать».
Сам термин «ревитализация» крайне широк и расплывчат, он не даёт конкретики о границах дозволенного в отношении промышленного наследия. Можно оставить доминантную водонапорную башню или газгольдер, но иметь арсенал возможностей для вариантов их интеграции в современные досуговые сценарии горожан – вот чего решительно не хватает даже ответственным девелоперам. Поэтому всю эту «заброшку» старательно обходят стороной. До последнего. Ведь это сейчас обременение, а не уникальное предложение на, скажем, территории будущего ЖК.
И стоят такие затянутые сеткой объекты годами после сдачи жилья. И одной компенсацией выпадающего дохода тут не обойтись (хотя и она нужна тоже).
И вот получается, что фонарики – это проще, да и отчитаться таким «креативным кластером» удобно и необременительно.
Что мы тут теряем? Многое.
Успешно переосмысленное промышленное наследие в крупном городе – шанс на точку притяжения, «третье место» районов вне исторического центра. Даже в «спальнике» людям есть, чем гордиться. В малом же городе индустриальное наследие, которому повезло с перезапуском жизненного цикла, способно стать локальным туристским магнитом. В последнем, кстати, нуждаются многие города вдоль живительной для внутреннего туризма артерии М–12 «Восток».
Подробнее читайте в материале GoArctic.ru