Цели
Креативные индустрии — перспективный и интенсивно развивающийся сегмент экономики, уже сегодня генерирующий более 3% мирового ВВП и демонстрирующий рекордные темпы роста (за пять лет — на треть!). Развитие индустрий, относящихся к креативным (от IT до консалтинга, от ремёсел до кино) сопровождает креативизация традиционных секторов экономики (НИОКР, маркетинг, HR-сервисы).
Утверждённая Правительством РФ Концепция развития креативных индустрий до 2030 года, а также вступивший в силу в начале 2025 года Федеральный закон о креативных индустриях заложили основу правового поля национальной креативной экономики.
Ключевая роль в развитии креативных индустрий принадлежит коммуникациям — от процесса передачи информации и контроля корректной интерпретации до понимания её ключевой роли в бизнесе.
Проектно-учебная лаборатория коммуникаций в креативных индустриях — структурная единица Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Её цель — обеспечивать знаниями, умениями, навыками в сфере креативного предпринимательства как студентов, так и действующий бизнес посредством ответственного консалтинга, реализации совместных проектов, аналитических исследований динамики рынка и потребительского поведения. Ведь креативные индустрии невозможны без человеческого капитала высшей пробы — создателей авторских продуктов интеллектуальной и творческой ценности, неотделимых от производителей и нуждающихся в юридической защите.
Деятельность
Поле исследовательских практик лаборатории включает следующие направления:
-
Человеческий капитал — базовый ресурс креативной экономики: маркетинг талантов, амбассадоринг, цифровизация и медиатизация кадровой политики в регионах, устойчивое развитие бизнеса (ESG);
-
Креативный бизнес сегментов премиум и люкс — «ранние принимающие», пилотирующие тренды и тестирующие инновации: дематериализация люкса, добавленная сервисная и товарная ценность, коммуникационные фиджитал-стратегии топ-брендов;
-
Креативный маркетинг городов: ревитализация пространств и новые жизненные циклы городов, медиаландшафт и медиагеография, институт побратимства и горизонтальные связи сообществ муниципалитетов, креативные стратегии регионов.
К проектам лаборатории привлекаются специалисты культурных и творческих индустрий, представители арт-институций, пространств и конкретных брендов, социологи и практики цифровой трансформации.
В числе бенефициаров инициативной и коммерческой деятельности лаборатории — бизнес- и государственные структуры, заинтересованные в стратегировании, реализации конкретных проектов и коммуникационном сопровождении в сфере креативной экономики. Арсенал механик — от форсайт-сессии до полевой социологии, от сетевого семантического анализа медиаполя до разработки и запуска репутационных кобрендинг-программ с лидерами мнений.
Студенты получают реальный практический опыт, участвуя в проектах по развитию коммуникаций в креативных индустриях в различных форматах: публичные деловые мероприятия по тематике креативных индустрий, фестивали, медиапроекты, программы по проектированию креативных пространств, воркшопы.
Лаборатория проводит и активно участвует в ключевых научно-практических мероприятиях, открытых лекциях и круглых столах, вовлекая студентов, лидеров индустрии, молодых и состоявшихся учёных.
Лаборатория выступает площадкой для практической подготовки студентов образовательных программ Школы коммуникаций.

Наталия Белякова, заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, один из авторов программы туристического амбассадорства, поделилась итогами встречи рабочей группы проекта.

Заведующая проектно-учебной лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Факультета креативных индустрий Наталия Белякова открыла дискуссию на круглом столе подкомитета по бизнес-образованию, посвященном изменениям в бизнес-образовании и формированию ключевых компетенций менеджеров в ответ на возрастающую сложность задач бизнеса.

Наталия Белякова, заведующая проектно-учебной лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Факультета креативных индустрий, выступила на открытом заседании, посвященном геймдизайн-решениям для бизнеса.

Заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, Наталия Белякова, участвовавшая в организации дискуссии, представила ключевые тезисы на форуме КультураМедиаЦифра.

Наталия Белякова, заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, выступала с ключевыми тезисами на международном научно-туристическом форуме «Discover АТОМ».

Эксперт в области креативных индустрий Наталия Белякова выступила на Международном муниципальном форуме БРИКС в секции, посвященной кадрам для туризма и гостеприимства. В своем выступлении она предложила конкретные механизмы, которые помогут не только готовить, но и мотивировать перспективных специалистов оставаться и развивать индустрию внутри стран-участниц альянса.
.png)
Наталия Белякова, заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, выступила на open talk, организованный в преддверии международного туристского форума Travel Hub.

Заведующая проектно-учебной лабораторией коммуникаций в креативных индустриях НИУ ВШЭ, доцент Школы коммуникаций Наталия Юрьевна Белякова приняла участие в XVI Международной научно-практической конференции «Национальные концепции качества: проблемы импортозамещения и импортоопережения в достижении национального технологического лидерства».
.png)
Наталия Белякова, заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях, на конференции «Финансовое просвещение в условиях меняющейся экономики: точки роста».
.png)
На круглом столе Комитета ЛОТПП по информационной поддержке бизнеса «Национальные традиции как источник идей для креативных индустрий» был презентован проект АНО «Национальная гуманитарная инициатива» «Креативные промыслы».
