Цели
Креативные индустрии — перспективный и интенсивно развивающийся сегмент экономики, уже сегодня генерирующий более 3% мирового ВВП и демонстрирующий рекордные темпы роста (за пять лет — на треть!). Развитие индустрий, относящихся к креативным (от IT до консалтинга, от ремёсел до кино) сопровождает креативизация традиционных секторов экономики (НИОКР, маркетинг, HR-сервисы).
Утверждённая Правительством РФ Концепция развития креативных индустрий до 2030 года, а также вступивший в силу в начале 2025 года Федеральный закон о креативных индустриях заложили основу правового поля национальной креативной экономики.
Ключевая роль в развитии креативных индустрий принадлежит коммуникациям — от процесса передачи информации и контроля корректной интерпретации до понимания её ключевой роли в бизнесе.
Проектно-учебная лаборатория коммуникаций в креативных индустриях — структурная единица Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Её цель — обеспечивать знаниями, умениями, навыками в сфере креативного предпринимательства как студентов, так и действующий бизнес посредством ответственного консалтинга, реализации совместных проектов, аналитических исследований динамики рынка и потребительского поведения. Ведь креативные индустрии невозможны без человеческого капитала высшей пробы — создателей авторских продуктов интеллектуальной и творческой ценности, неотделимых от производителей и нуждающихся в юридической защите.
Деятельность
Поле исследовательских практик лаборатории включает следующие направления:
-
Человеческий капитал — базовый ресурс креативной экономики: маркетинг талантов, амбассадоринг, цифровизация и медиатизация кадровой политики в регионах, устойчивое развитие бизнеса (ESG);
-
Креативный бизнес сегментов премиум и люкс — «ранние принимающие», пилотирующие тренды и тестирующие инновации: дематериализация люкса, добавленная сервисная и товарная ценность, коммуникационные фиджитал-стратегии топ-брендов;
-
Креативный маркетинг городов: ревитализация пространств и новые жизненные циклы городов, медиаландшафт и медиагеография, институт побратимства и горизонтальные связи сообществ муниципалитетов, креативные стратегии регионов.
К проектам лаборатории привлекаются специалисты культурных и творческих индустрий, представители арт-институций, пространств и конкретных брендов, социологи и практики цифровой трансформации.
В числе бенефициаров инициативной и коммерческой деятельности лаборатории — бизнес- и государственные структуры, заинтересованные в стратегировании, реализации конкретных проектов и коммуникационном сопровождении в сфере креативной экономики. Арсенал механик — от форсайт-сессии до полевой социологии, от сетевого семантического анализа медиаполя до разработки и запуска репутационных кобрендинг-программ с лидерами мнений.
Студенты получают реальный практический опыт, участвуя в проектах по развитию коммуникаций в креативных индустриях в различных форматах: публичные деловые мероприятия по тематике креативных индустрий, фестивали, медиапроекты, программы по проектированию креативных пространств, воркшопы.
Лаборатория проводит и активно участвует в ключевых научно-практических мероприятиях, открытых лекциях и круглых столах, вовлекая студентов, лидеров индустрии, молодых и состоявшихся учёных.
Лаборатория выступает площадкой для практической подготовки студентов образовательных программ Школы коммуникаций.
.png)
Наталия Белякова, заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях, на конференции «Финансовое просвещение в условиях меняющейся экономики: точки роста».
.png)
На круглом столе Комитета ЛОТПП по информационной поддержке бизнеса «Национальные традиции как источник идей для креативных индустрий» был презентован проект АНО «Национальная гуманитарная инициатива» «Креативные промыслы».

Наталия Белякова, заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях, на фестивале геобрендов «Земля открытий».
.png)
Заведующая лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ Наталия Белякова стала автором главы энциклопедии тихоокеанской кухни, посвящённой маркетингу территорий и гастробрендингу.

Наталия Белякова, заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, в рамках Международного фестиваля «Берингов пролив 2025» приняла участие в круглом столе «Основные тренды развития креативного сектора в регионах России».
.png)
23 июля прошла официальная презентация коллективной монографии «Гастродипломатия», соавтором которой стала Наталия Белякова, заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ.
.png)
11 июня в рамках Всемирного дня выставок в Национальном центре «Россия» Наталия Белякова, заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, приняла участие в панельной дискуссии «Как развивать национальные центры в регионах России? Формула успеха».
.png)
В Национальном центре «Россия» прошёл Фестиваль геобрендов «Земля открытий», основой которого стал конкурс фильмов и видеороликов о территориях. Всего на конкурс было подано 355 заявок из 56 регионов Российской Федерации.
.png)
Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) объявила результаты XII Всероссийского рейтинга TOP-COMM 2025, определяющего лучших специалистов и департаменты в сфере корпоративных коммуникаций и корпоративных отношений.

Наталия Белякова, заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, в рамках форума «Стратегические коммуникации. Идеи и инсайты» приняла участие в дискуссии «Роль бизнеса в продвижении регионов».