Цели
Креативные индустрии — перспективный и интенсивно развивающийся сегмент экономики, уже сегодня генерирующий более 3% мирового ВВП и демонстрирующий рекордные темпы роста (за пять лет — на треть!). Развитие индустрий, относящихся к креативным (от IT до консалтинга, от ремёсел до кино) сопровождает креативизация традиционных секторов экономики (НИОКР, маркетинг, HR-сервисы).
Утверждённая Правительством РФ Концепция развития креативных индустрий до 2030 года, а также вступивший в силу в начале 2025 года Федеральный закон о креативных индустриях заложили основу правового поля национальной креативной экономики.
Ключевая роль в развитии креативных индустрий принадлежит коммуникациям — от процесса передачи информации и контроля корректной интерпретации до понимания её ключевой роли в бизнесе.
Проектно-учебная лаборатория коммуникаций в креативных индустриях — структурная единица Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Её цель — обеспечивать знаниями, умениями, навыками в сфере креативного предпринимательства как студентов, так и действующий бизнес посредством ответственного консалтинга, реализации совместных проектов, аналитических исследований динамики рынка и потребительского поведения. Ведь креативные индустрии невозможны без человеческого капитала высшей пробы — создателей авторских продуктов интеллектуальной и творческой ценности, неотделимых от производителей и нуждающихся в юридической защите.
Деятельность
Поле исследовательских практик лаборатории включает следующие направления:
-
Человеческий капитал — базовый ресурс креативной экономики: маркетинг талантов, амбассадоринг, цифровизация и медиатизация кадровой политики в регионах, устойчивое развитие бизнеса (ESG);
-
Креативный бизнес сегментов премиум и люкс — «ранние принимающие», пилотирующие тренды и тестирующие инновации: дематериализация люкса, добавленная сервисная и товарная ценность, коммуникационные фиджитал-стратегии топ-брендов;
-
Креативный маркетинг городов: ревитализация пространств и новые жизненные циклы городов, медиаландшафт и медиагеография, институт побратимства и горизонтальные связи сообществ муниципалитетов, креативные стратегии регионов.
К проектам лаборатории привлекаются специалисты культурных и творческих индустрий, представители арт-институций, пространств и конкретных брендов, социологи и практики цифровой трансформации.
В числе бенефициаров инициативной и коммерческой деятельности лаборатории — бизнес- и государственные структуры, заинтересованные в стратегировании, реализации конкретных проектов и коммуникационном сопровождении в сфере креативной экономики. Арсенал механик — от форсайт-сессии до полевой социологии, от сетевого семантического анализа медиаполя до разработки и запуска репутационных кобрендинг-программ с лидерами мнений.
Студенты получают реальный практический опыт, участвуя в проектах по развитию коммуникаций в креативных индустриях в различных форматах: публичные деловые мероприятия по тематике креативных индустрий, фестивали, медиапроекты, программы по проектированию креативных пространств, воркшопы.
Лаборатория проводит и активно участвует в ключевых научно-практических мероприятиях, открытых лекциях и круглых столах, вовлекая студентов, лидеров индустрии, молодых и состоявшихся учёных.
Лаборатория выступает площадкой для практической подготовки студентов образовательных программ Школы коммуникаций.

Заведующая проектно-учебной лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Факультета креативных индустрий Наталия Белякова открыла дискуссию на круглом столе подкомитета по бизнес-образованию, посвященном изменениям в бизнес-образовании и формированию ключевых компетенций менеджеров в ответ на возрастающую сложность задач бизнеса.

Наталия Белякова, заведующая проектно-учебной лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Факультета креативных индустрий, выступила на открытом заседании, посвященном геймдизайн-решениям для бизнеса.

Заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, Наталия Белякова, участвовавшая в организации дискуссии, представила ключевые тезисы на форуме КультураМедиаЦифра.

Наталия Белякова, заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, выступала с ключевыми тезисами на международном научно-туристическом форуме «Discover АТОМ».

Эксперт в области креативных индустрий Наталия Белякова выступила на Международном муниципальном форуме БРИКС в секции, посвященной кадрам для туризма и гостеприимства. В своем выступлении она предложила конкретные механизмы, которые помогут не только готовить, но и мотивировать перспективных специалистов оставаться и развивать индустрию внутри стран-участниц альянса.
.png)
Наталия Белякова, заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, выступила на open talk, организованный в преддверии международного туристского форума Travel Hub.

Заведующая проектно-учебной лабораторией коммуникаций в креативных индустриях НИУ ВШЭ, доцент Школы коммуникаций Наталия Юрьевна Белякова приняла участие в XVI Международной научно-практической конференции «Национальные концепции качества: проблемы импортозамещения и импортоопережения в достижении национального технологического лидерства».
.png)
Наталия Белякова, заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях, на конференции «Финансовое просвещение в условиях меняющейся экономики: точки роста».
.png)
На круглом столе Комитета ЛОТПП по информационной поддержке бизнеса «Национальные традиции как источник идей для креативных индустрий» был презентован проект АНО «Национальная гуманитарная инициатива» «Креативные промыслы».

Наталия Белякова, заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях, на фестивале геобрендов «Земля открытий».
