• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проектно-учебная лаборатория коммуникаций в креативных индустриях

Цели

Креативные индустрии — перспективный и интенсивно развивающийся сегмент экономики, уже сегодня генерирующий более 3% мирового ВВП и демонстрирующий рекордные темпы роста (за пять лет — на треть!). Развитие индустрий, относящихся к креативным (от IT до консалтинга, от ремёсел до кино) сопровождает креативизация традиционных секторов экономики (НИОКР, маркетинг, HR-сервисы). 

Утверждённая Правительством РФ Концепция развития креативных индустрий до 2030 года, а также вступивший в силу в начале 2025 года Федеральный закон о креативных индустриях заложили основу правового поля национальной креативной экономики. 

Ключевая роль в развитии креативных индустрий принадлежит коммуникациям — от процесса передачи информации и контроля корректной интерпретации до понимания её ключевой роли в бизнесе.

Проектно-учебная лаборатория коммуникаций в креативных индустриях — структурная единица Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Её цель — обеспечивать знаниями, умениями, навыками в сфере креативного предпринимательства как студентов, так и действующий бизнес посредством ответственного консалтинга, реализации совместных проектов, аналитических исследований динамики рынка и потребительского поведения. Ведь креативные индустрии невозможны без человеческого капитала высшей пробы — создателей авторских продуктов интеллектуальной и творческой ценности, неотделимых от производителей и нуждающихся в юридической защите. 

Деятельность

Поле исследовательских практик лаборатории включает следующие направления:

  1. Человеческий капитал — базовый ресурс креативной экономики: маркетинг талантов, амбассадоринг, цифровизация и медиатизация кадровой политики в регионах, устойчивое развитие бизнеса (ESG);

  2. Креативный бизнес сегментов премиум и люкс — «ранние принимающие», пилотирующие тренды и тестирующие инновации: дематериализация люкса, добавленная сервисная и товарная ценность, коммуникационные фиджитал-стратегии топ-брендов;

  3. Креативный маркетинг городов: ревитализация пространств и новые жизненные циклы городов, медиаландшафт и медиагеография, институт побратимства и горизонтальные связи сообществ муниципалитетов, креативные стратегии регионов.

К проектам лаборатории привлекаются специалисты культурных и творческих индустрий, представители арт-институций, пространств и конкретных брендов, социологи и практики цифровой трансформации.

В числе бенефициаров инициативной и коммерческой деятельности лаборатории — бизнес- и государственные структуры, заинтересованные в стратегировании, реализации конкретных проектов и коммуникационном сопровождении в сфере креативной экономики. Арсенал механик — от форсайт-сессии до полевой социологии, от сетевого семантического анализа медиаполя до разработки и запуска репутационных кобрендинг-программ с лидерами мнений.

Студенты получают реальный практический опыт, участвуя в проектах по развитию коммуникаций в креативных индустриях в различных форматах: публичные деловые мероприятия по тематике креативных индустрий, фестивали, медиапроекты, программы по проектированию креативных пространств, воркшопы.

Лаборатория проводит и активно участвует в ключевых научно-практических мероприятиях, открытых лекциях и круглых столах, вовлекая студентов, лидеров индустрии, молодых и состоявшихся учёных.

Лаборатория выступает площадкой для практической подготовки студентов образовательных программ Школы коммуникаций.

«Вещи, которые «говорят» или заставляют говорить о себе — провайдер маркетинговых коммуникаций»

В Санкт-Петербурге 11-13 декабря прошёл финал XI Всероссийского конкурса «Туристический сувенир» памяти его основателя Геннадия Шаталова. Мероприятие подтвердило, что сувенир сегодня — это важный маркетинговый инструмент для продвижения территорий. На конкурс поступило 3568 заявок, а в финал вышло рекордное количество работ — 1066 сувениров из 71 региона России и Беларуси. На выставке были представлены как отдельные изделия, так и целые бренд-линейки. Организаторами выступили ФРОС Region PR, ООО «Консалтинг-тур» и Фонд «Конгресс».

«Новое агрегатное состояние цифровой платформы»

Эксперты туриндустрии, IT-сектора и общественных организаций собрались на сессии Travel Hub 2025 «Цифровые технологии для продвижения российского культурного кода и привлечения туристского потока в Россию», чтобы обсудить переход от теории к практике. Участники форума представили конкретные технологические решения и кейсы, направленные на формирование сообщества лояльных путешественников-амбассадоров.

«Не забываем базу – работать с теми, кто уже посетил Россию, как камертонами позитивной тревел-повестки»

На международной сессии Travel Hub 2025 в Санкт-Петербурге эксперты туриндустрии, представители власти и иностранные партнёры обсудили рецепт привлечения гостей из-за рубежа. Ключевыми ингредиентами успеха были названы создание конкурентоспособных турпродуктов, системная подготовка кадров и комплексная работа по преодолению информационных барьеров на ключевых экспортных рынках.

«Отрасль остро нуждается в креативных решениях»

На полях деловой программы Travel Hub 2025 эксперты обсудили, как превратить текущий рост делового туризма в устойчивую систему, отвечающую стратегиям регионов и задачам корпораций. В рамках дискуссии заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ Наталия Белякова подробно обозначила два системных вызова, стоящих перед отраслью, и направления работы по их решению.

«Креативных организаторов, способных вдохнуть жизнь в новые пространства, в стране много»

В Нижнем Новгороде с 26 по 28 ноября состоялся финал XIV Международной премии в сфере событийного туризма Russian Event Awards 2025, посвящённый памяти её основателя Геннадия Шаталова. Итогом трёхдневной программы стала торжественная церемония награждения лауреатов, в которой приняли участие министр туризма и промыслов Нижегородской области Сергей Яковлев, руководство премии и Наталия Белякова, заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ.

«Город устал от квази-зарядья во дворах новых ЖК»

27 ноября прошла конференция-исследование «Архитектура духа», на которой заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ Наталия Белякова озвучила своё видение роли культовых сооружений в современном мегаполисе.

Искусственный интеллект усиливает, но не заменяет

21 ноября в Санкт-Петербурге прошло заседание ЛОТПП под председательством Наталии Беляковой, заведующей Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ. Эксперты обсудили ключевые вопросы применения искусственного интеллекта в профессиональной деятельности и новые компетенции, необходимые руководителям.

«Запрос на локальное и актуальную этничность с нами надолго»

Заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ Наталия Белякова рассказала о связи моды и туризма на бизнес-завтраке «Путешествовать – это модно!».

«Для амбассадора важен не столько его медийный капитал, сколько безусловное признание и активная позиция в профессиональной среде»

Наталия Белякова, заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, один из авторов программы туристического амбассадорства, поделилась итогами встречи рабочей группы проекта.

Новые компетенции для бизнеса: что меняется в образовании

Заведующая проектно-учебной лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Факультета креативных индустрий Наталия Белякова открыла дискуссию на круглом столе подкомитета по бизнес-образованию, посвященном изменениям в бизнес-образовании и формированию ключевых компетенций менеджеров в ответ на возрастающую сложность задач бизнеса.

Еще новости