• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Город устал от квази-зарядья во дворах новых ЖК»

27 ноября прошла конференция-исследование «Архитектура духа», на которой заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ Наталия Белякова озвучила своё видение роли культовых сооружений в современном мегаполисе.

«Город устал от квази-зарядья во дворах новых ЖК»

Деловой проектный центр MEETING! и Наталия Белякова сформулировали тезис — необходимость рассматривать храмы как важнейший элемент «социального пакета» города, отвечающий на запрос человека XXI века в местах для раздумий и замедления. 


О двух запросах в отношении храмов:


«Духовно-просветительская функция города: место внутренних раздумий в мегаполисе человеку XXI века особенно необходимо. Будем считать это обязательной частью «социального пакета» города. 

Если анализировать строго из светской урбанистической логики, начиная с прошлого века храм перестал держать монополию как место социализации, просвещения, психологического восстановления и спокойного досуга (в противовес театральной и ярмарочной культуре). Появились альтернативные сценарии и места налаживания горизонтальных связей, плюс община, членов которой сплачивал храм, «приказала долго жить». 

В цифровом настоящем, где временные инвестиции в офлайн должны точно окупаться, запрос на «места замедления» растёт. Коворкинги и творческие кластеры, книжные в формате читален и библиотеки в ТЦ, йога- и арт-студии, соседские центры и гостиные в ЖК – альтернативы есть, но их недостаточно.

Отсюда два запроса. 

Первый – к духовным институциям на дополнительный функционал «третьего места». Подворье, парковая зона, придел могут быть открыты определённым видам светских активностей. Православные храмы и мечети в этом традиционно более консервативны, костёлы и кирхи давно экспериментируют, а дацаны и не закрывали дверей. 

Второй запрос – к городским архитекторам. Собственно, Петр I в многоконфессиональном в Петербурге так задачу и ставил, а последующие Романовы эту столичную толерантность неукоснительно  поддерживали (Николай II – синагога, дацан, мечеть). Так что где, как не в Петербурге, создавать такие доминанты городского пространства – причём не только вертикали небесной линии исторического центра, но и архитектурные высказывания, визуально и содержательно обогащающие так называемую «комфортную городскую среду» по краям агломерации.

Сегодня «места силы» с религиозной коннотацией возможно а) воссоздать – с началом революции Петербург потерял около тысячи храмов, и те, которые когда-то были окраинными/сельскими, можно рассмотреть в контексте новых районов; б) создать – возможно, как подворья уже действующих храмов или часовни (чтобы обеспечить ментальную связь с центром города). Наиболее плодотворной мне кажется связь сооружений культа и парковых зон – это смысловая и визуальная  доминанта пространства, на котором часто стараются сэкономить. С такой божьей помощью обосновывать зелёно-водный каркас города убедительно. Город устал от квази-зарядья (дикоросы, немного плодовых и хвойных 5-летних саженцев) во дворах новых ЖК. Настоящие пейзажные парки – неслучайно жива метафора «зелёные храмы», где хорошо думается и отдыхается душой – нуждаются в храмах настоящих. Но!  Чтобы конкурировать за внимание современных горожан, каждый должен быть безусловным архитектурным событием. Ярким высказыванием, а не «обеспечивающей инфраструктурой». 

Чай не трансформаторная будка!» – поделилась Наталия Белякова.