• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Креативных организаторов, способных вдохнуть жизнь в новые пространства, в стране много»

В Нижнем Новгороде с 26 по 28 ноября состоялся финал XIV Международной премии в сфере событийного туризма Russian Event Awards 2025, посвящённый памяти её основателя Геннадия Шаталова. Итогом трёхдневной программы стала торжественная церемония награждения лауреатов, в которой приняли участие министр туризма и промыслов Нижегородской области Сергей Яковлев, руководство премии и Наталия Белякова, заведующая Лабораторией коммуникаций в креативных индустриях Школы коммуникаций НИУ ВШЭ.

«Креативных организаторов, способных вдохнуть жизнь в новые пространства, в стране много»

В 2025 году на соискание премии было подано 473 проекта из 63 регионов России, а также из Беларуси и Южной Осетии. В финал вышли 370 проектов. Мероприятия стартовали 26 ноября публичными презентациями проектов, где эксперты оценивали лучшие практики в области событийного туризма. Заключительная церемония награждения, прошедшая 29 ноября, определила лауреатов премии и подвела итоги масштабного конкурса.

«Событийный туризм в России переживает очень интересный период. Финал REA — увеличительная линза, позволяющая быстро сделать отраслевой срез. Кстати, крайне полезно для действующих и будущих коммуникаторов. Что видно? Во-первых, мероприятия активно экспериментируют с форматами: становятся сериальными, гостевыми, принципиально кочующими, поп-ап-проектами. Позиционное высказывание на эту тему, мотивировавшее на креатив и локальные события, — федеральный опыт перезапуска международной выставки-форума «Россия». И ивент-отрасль посыл восприняла. Задумывавшееся как разовое, хотя и длительное событие, сегодня «Россия» — это не только столичный Национальный центр, но и площадки в регионах. Содержательное наполнение многих ещё в разработке, и это важно, потому что креативных организаторов, способных вдохнуть жизнь в новые пространства, в стране много (только финалистов REA — 370 проектов).

Второе наблюдение — содержательная эволюция. Например, b2b-мероприятия дооснащаются туристическими b2c- и c2c-блоками, а повестка перестаёт быть прерогативой мозгового штурма команды организаторов. Участники, образующие комьюнити вокруг и по поводу ивента, — сопроектировщики события.

Ещё один драйвер содержания — деловая программа в течение всего года. Главное событие становится точкой сборки накопленных смыслов. Проекты победителей REA-2025 демонстрируют и ивент-импортозамещение. Оказалось, что с уходом франшизных событий и снижением числа ротируемых международных конгрессов драгоценный офлайн (потому что именно он обещает качественное касание с потребителем) есть чем занять. Малые города России проектируют поводы доехать до них куда более интересные: «ещё одна Масленица», например, — фестиваль «Про_Морозов» в Лихославле. Крупные города приземляют у себя международную повестку, прорабатывая через событие позиционирование «не Москвой единой» (Нижний Новгород — международный форум «Города-побратимы и партнёры»; Казань — деловой форум «Тime: Россия — Индия»). Крупнейшие агломерации начинают не только расти вширь, но и осмыслять себя вглубь. Петербургский молодёжный семейный фестиваль «День полярника» был локализован в Муниципальном округе Северный, а отсылал к амбициям «полярной столицы».

Команда Лаборатории на протяжении нескольких лет консультирует команды региональных событий. Принцип отбора проектов на маркетинг-супервизию — проработанная и осознаваемая аутентичность, бенефициары из числа резидентов и стремление встроить событие в общий маркетинг места. Всерьёз и надолго», — рассказала Наталия Белякова.