Культурные мосты: креативные индустрии в фокусе БРИКС
3-4 июля в Москве при поддержке НИУ ВШЭ состоялся IX Гражданский форум БРИКС. Работа более 650 делегатов из 20 стран-участниц объединения и приглашенных государств прошла под девизом «Укрепление многосторонности в интересах справедливого глобального развития и безопасности».
Участники рабочей группы форума «Культура, спорт, туризм», куда вошли представители Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, обсудили перспективы неоиндустрий на сессии «Культурные мосты стран БРИКС».
С докладом «Перезапуская жизненный цикл мест: маркетинговый потенциал туризма и креативных индустрий» на сессии выступила руководитель Лаборатории коммуникаций в креативных индустриях НИУ ВШЭ Наталия Белякова.
В ходе подготовки к Гражданскому форуму были созданы девять рабочих групп, которые занимались разработкой рекомендаций для лидеров стран БРИКС. Предложения рабочей группы «Культура, спорт, туризм» нашли отражение в итоговой резолюции форума. В фокусе итогового документа — наведение «мостов» в первую очередь в несырьевом секторе, от совместных образовательных программ и отраслевых рамок квалификаций до реверсных культурных миссий.
На профильной сессии были представлены проекты представителей стран БРИКС на стыке туризма и креативных индустрий (дизайна, фэшн, медиакоммуникаций). Перспективные области для «наведения мостов» были обозначены в первую очередь кроссиндустриальные (инновации рождаются на стыке областей знания) и межстрановые (связи между общественными объединениями стран БРИКС сходной направленности). «Мост — сильная метафора горизонтальных связей, — отметила Наталия Белякова. — Именно они в период напряженной официальной дипломатии сохраняют реальные международные проекты в сфере неоиндустрий, перезагружают их или запускают новые гибкие форматы». В числе перспективных для коллабораций отраслей национальных экономик — сектор коммерциализации авторского продукта (таланта, уникальных компетенций) — капитализации творческого и интеллектуального ресурса.
«Лао Цзы говорил, что мягкое и слабое побеждает сильное и застывшее; это актуально и сегодня. Культурные мосты общественной дипломатии стран БРИКС восполняют естественные ограничения высокой дипломатии, — отметила Наталия Белякова. — Это основа не только новых производственных цепочек в традиционных бизнесах — мы лучше понимает друг друга — но и создание прибавочной стоимости в неоиндустриях, которые успешны в случае международной упаковки сохраненной национальной идентичности. У надежного моста должны быть не только прочные вертикали, но и сильные горизонтали — связи между научными, общественными, бизнес-институциями стран БРИКС. Одно из направлений Лаборатории коммуникации в креативных индустриях — маркетинг талантов: от разработки программ привлечения и релокации до медиатизации этого процесса. Человеческий ресурс — основа любого креативного продукта; стратегии его капитализации невозможны без аналитики и разработанного на его основе маркетингового позиционирования».