• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мультимодальный анализ коммуникации

«Методологические семинары с экспертами нашей области наук, коммуникативистики, действительно заставляют посмотреть на коммуникационные феномены под другим углом» , - отмечает преподаватель Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Элиф Шипи.

Мультимодальный анализ коммуникации

Участие в третьем методологическом семинаре «Мультимодальный анализ коммуникации», спикером которого выступила Марина Викторовна Загидуллина, доктор филологических наук, профессор кафедры теории медиа, Челябинского государственного университета, дает основание задуматься о поиске подходящих целям научного исследования инструментов, их возможностях и ограничениях. 

Марина Викторовна подняла очень важный вопрос о месте мультимодального анализа в современных исследованиях, используя кейсы как из академического дискурса, так и из индустрии рекламы. В ходе таких встреч понимаешь, что необходимо расширять уже существующие знания и опыт относительно исследований коммуникации, в частности, при помощи различных алгоритмов мультимодального анализа.

Шипи Элиф Аладдиновна
преподаватель Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ

Мультимодальный анализ коммуникации применяется для получения комплексного знания об аудиальных, визуальных и других свойствах текстов и объектов, которые мы используем для создания и трансляции значений и смыслов. В первой части методологического семинара Марина Викторовна подробно остановилась теоретическом фрейме мультимодальности, обозначив два основных подхода: межперсональное общение и медиакоммуникацию, границы которых взаимопроникаемы. Оба этих поля базируются на идее многоуровневого производства смыслов в коммуникации, а смыслы, в свою очередь, создаются на перекрестках социального контекста и культурной нагрузки.




Во второй части методологического семинара была раскрыта процедура анализа, состоящая из четырех шагов: выявление семиотических ресурсов; определение ресурсов, активных в смыслопроизводстве; интерпретация смыслопроизводства по каждому из ресурсов и сборка интерпретаций для выявления смысла анализируемого сообщения как «единого семиотического акта».

Марина Викторовна подробно остановилась на разборе кейсов в заключительной части семинара. Первый кейс был посвящен поиску мультимодального в мономодальном на примере страницы печатной книги, в которой есть шрифт, верстка, красная строка, главы, и каждый из этих семиотических ресурсов тоже мультимодален. После раскрытия идеи о комбинированности любого ресурса, спикер перешла ко второму кейсу о мультимодальном критическом дискурс-анализе. На примере сравнения сатирических карикатур XIX века с образом Уотто из фильма «Звездные войны», было показано, как находить скрытые смыслы в пикториальной (изобразительной) части. Это дает исследователям возможность анализировать любое сообщение на предмет наличия травмирующих смыслов в защищенных, на первый взгляд, темах. Третий кейс базировался на идеях мультимодального семиотического анализа на примере схемы медиаграмотности Зеттла, подходящей как для исследователей, так и для практиков – создателей рекламы. В основу четвертого кейса Марина Викторовна положила мультимодальный медиаэстетический анализ, в котором естественное сочетается с культурно нагруженным. Этот тип анализа позволяет выделить модусы и посмотреть на рекламу с эстетической точки зрения.     

Выступление вызвало интерес участников методологического семинара. В ходе свободного обсуждения были затронуты дискуссионные вопросы, некоторые из которых будут предложены к обсуждению на Всероссийском круглом столе «Методология коммуникационных исследований: практические вызовы и инструменты познания», который пройдёт в Школе коммуникаций 24 и 25 мая.