О бизнесе и медиа: в Вышке встретились с вице-президентом компании “Дело” и экс-главредом ТАСС Максимом Филимоновым
Новую встречу в Клубе экономической и деловой журналистики 9 декабря провел вице-президент по коммуникациям (PR) и взаимоотношениям с органами власти (GR) в группе «Дело», бывший главный редактор агентства ТАСС Максим Филимонов.
Кризис “Ведомостей”
В начале встречи Максим Геннадьевич рассказал о своей работе в ТАСС и РИА Новостях, а также Reuters и других крупных изданиях. Отвечая на вопрос слушателей, Филимонов уточнил, что в настоящее время является членом совета директоров компании-издателя «Ведомостей». Спикер ответил и на вопросы о кризисе этого делового СМИ - так, по мнению Филимонова, ключевую роль в развитии кризисной ситуации сыграли очень неудачная коммуникация при смене собственника и неудачные кадровые решения. Тем не менее, по мнению менеджера, после ряда решений, в том числе, и кадровых «Ведомости» преодолевают кризис, возвращаются в классическую бизнес-журналистику. Это видно и по финансовым показателям, и по контенту издания, и по тому, что в издание возвращаются в качестве спикеров топовые бизнес-лидеры.
Экономические форумы и их повестка
На встрече также зашла речь и роли международных экономических форумах. Филимонов подчеркнул, что события форумов редко выходят за рамки аудитории, непосредственно на нем присутствующей. Например, по словам Максима Геннадьевича, организаторы ПМЭФ нередко планируют проведение более 15 параллельных мероприятий с топовыми спикерами одновременно, что приводит к огромному потоку новостей, однако многие из них остаются вне внимания широкой аудитории. Из запомнившихся казусов, связанных с форумами, Филимонов привел кейс с новостью о возможном запрете или ограничении поставок презервативов известной марки, которая на одном из форумов обогнала по просмотрам все заявления президента и министров, а также появление на ПМЭФ-2021 Дани Милохина, перетянувшее на себя все внимание аудитории. Тем не менее, спикер подчеркнул и достоинства форумов: такие мероприятия дают возможность проводить множество переговоров за один день. А вот для журналиста форумы — “настоящий кошмар”, когда мимо «проплывает» множество спикеров, не каждому из которых удается задать вопрос.
Что случилось с WTI?
Также Максим Геннадьевич подчеркнул важность пояснений в новостях на примере кейса с отрицательной ценой на нефть (речь идет о ситуации с маркой нефти WTI в 2020, когда цена за май стала отрицательной (минус 37,63 долларов за барелль) - прим.авт.) . Как считает экс-главред, журналист в тексте на специфическую тематику должен объяснить, например, что новость связана с фьючерсами на нефть. Иначе новость не только не будет иметь смысла, но и введет читателей в заблуждение. Большинство экономических новостей непонятны широкой аудитории без пояснения.
О разрешении споров редакции и ньюсмейкеров
На вопрос о разрешении конфликтов редакции с крупной корпорацией Филимонов ответил, что журналиста защищает наличие записанной цитаты. Менеджер вспомнил случай из своей работы в Reuters, когда в конфликте с одним из топ-менеджеров его правоту защитила именно подробная запись разговора в блокнот. Кроме того, спикер подчеркнул важность понимания предмета со стороны журналиста на случай оговорки или ошибки собеседника — недопонимание в такой ситуации угрожает деловой репутации корреспондента.
Будущее медиа
Говоря о технических усовершенствованиях в журналистике, Максим Геннадьевич предсказал возможную роботизацию деловых новостей в ближайшие пять лет и предположил, что одним из путей расширения аудитории новостей может быть геймификации и использование новостного контента в игровых сценариях популярных компьютерных игр. Технологии, по мнению журналиста, влияют не только на производство новостей, но и на их потребление: люди стали меньше зависеть от новостей с появлением возможности утолять информационный голод отрывочно в течение дня, а не разово (за чтением газеты утром и просмотром телевизора вечером). По словам Филимонова, несмотря на технический прогресс, в журналистике есть такие базовые навыки, как точная передача фактов и высказываний, умение работать с источниками и “тушить” конфликты. Поэтому классическое журналистское образование, даже с учетом технических усовершенствований, должно сохранять свое место на учебной карте.