
"Экономика сегодня: репрезентация в медиа". В Вышке прошла офлайн-встреча Клуба деловой журналистики
27 мая в НИУ ВШЭ прошло открытое обсуждение Клуба деловой журналистики "Экономика сегодня: репрезентация в медиа". На ней выступили руководитель и заместитель руководителя экономической редакции РИА Новости, а также студенты-участники вышкинского медиапроекта "Экономическая жвачка"
27 мая в НИУ ВШЭ прошло открытое обсуждение Клуба деловой журналистики "Экономика сегодня: репрезентация в медиа". На ней выступили руководитель и заместитель руководителя экономической редакции РИА Новости Диляра Солнцева-Эльбе и Ирина Андреева, кроме того, свои доклады на актуальную тему представили студенты-участники вышкинского медиапроекта "Экономическая жвачка". Ниже представлены тезисы докладов вышкинцев.
Тезисы доклада Шахриера Исмаилходжаева "Деловая журналистика сегодня"
Место экономики в журналистике всегда было особенным, так как вне зависимости от социального статуса или интересов каждый думающий и мыслящий индивид следит и оценивает экономическую ситуацию в стране и в мире, чтобы прогнозировать свое будущее и подстраиваться под него. Однако важность экономической повестки наиболее ярко проявляется во времена кризисов или перемен, которые в частности оказывают непосредственное влияние на жизнь простых людей.
В эпоху глобальной трансформации в экономической и политической плоскостях спрос на экономическую журналистику со стороны россиян непременно возрастает, так как быстро меняющаяся ситуация касается напрямую их интересов. Наиболее остро встает проблема роста реальных доходов населения, проблема занятости и увеличения безработицы, доступ к услугам зарубежных компаний, роста инфляции, а также курса российского рубля к зарубежным валютам.
Быстрая смена инфоповодов в экономическом пространстве, которые поминутно сменяют друг друга и продолжаются множиться, усложняет концентрацию внимания, точнее распыляет его. СМИ сталкиваются с тем, что приходится приоритизировать какие-то темы, чтобы делать качественную журналистику. Во время бурного потока информации необходимо концентрироваться на темах, которые представляют наибольший интерес в данный момент времени, а не на материалах, которые могли бы быть интересными в менее турбулентные времена.
Высокий уровень неопределенности в мире затрудняет процесс прогнозирования событий. Читатели нуждаются в любых прогнозах, чтобы понимать, что их ждет в будущем, и есть ли хоть какие-то надежды на что-то хорошее для них. Актуализируется проблема, которая заключается в том, что в информационном пространстве возникает слишком много вопросов, но при этом мало ответов. Отсюда логическим образом вытекает спрос на экспертное мнение, то есть материалы-эксплейнеры, которые помогли бы читателям понять происходящие вокруг процессы и сформировать свою картину мира. В качестве примера такого материала можно отметить материал, который недавно вышел у нас в тг-канале «Экономическая жвачка» на тему «Почему укрепляется рубль?»
Данное положение дел по своей природе очень напоминает времена пандемии. Тогда фиксировался рост спроса на мнение медиков-вирусологов, а сейчас на мнение экономистов разного профиля. Когда возникает необходимость на экспертные комментарии экономистов, то их можно подавать в разных форматах. Мы стараемся развивать не только текстовый формат, но и формат интервью и подкастов. Например, в начале марта мы выпустили интервью с Сергеем Гуриевым, в котором обсудили актуальные вопросы экономической повестки на февраль 2022 года. Можно с уверенностью отметить, что читатели проявляют большой энтузиазм в отношении подкастов и интервью с известными экономистами, у которых есть положительная репутация в обществе.
Если говорить об аудитории, то сейчас все слои населения внимательно следят за происходящими событиями вокруг. В связи с этим, считаю важным менять форматы подачи информации, то есть вести деятельность на различных площадках, включая соцсети, которые заблокированы на территории России. Необходимо в упрощенном и простом виде доносить информацию до читателя
Тем не менее мы столкнулись с одним неожиданным препятствием, которое внесло определенные изменения в характер нашей работы и правила игры в сфере журналистики. События после 24 февраля радикализовали все слои общества и пространство для работы СМИ стало ограничиваться. В нынешних реалиях всем российским СМИ и журналистам необходимо проявлять гибкость и способность приспособиться к новым вызовам, а также требованиям, которые предъявляет окружающая нас реальность.
Я бы также отметил бы проблему фактчекинга из-за возникающего огромного наплыва информации со всех сторон. Любая поступающая информация нуждается в проверке, а также в структурировании для более удобного восприятия в дальнейшем у читателя. Сложности с проверкой информации создаются и со стороны государственных органов. Например, Федеральная таможенная служба приостановила публикацию статистических данных по экспорту и импорту, «чтобы избежать некорректных оценок». Действия, направленные на сокрытие любого рода открытой информации, провоцируют появление фейков и некорректных оценок, что усложняет работу СМИ по фактчекингу и оперативному реагированию на появляющуюся информацию.
В конце хотелось бы выделить рост спроса среди населения на качественную журналистику, которая способна за короткий промежуток времени выдавать хорошие материалы, но СМИ сталкиваются с уменьшением предложения на рынке рекламы, а также с трудностями по финансированию своей деятельности. Ярким примером СМИ, которое сталкивается с финансовыми сложностями, является российское интернет-издание The Bell, основанное Елизаветой Осетинской (признана иностранным агентом в РФ - прим.авт.) в 2017 году. На днях о приостановке выпуска бумажной версии журнала объявил Forbes Russia. Изменившиеся условия в данной сфере ставят государственные СМИ, которые получают финансирование непосредственно из бюджета, в более выгодное положение по сравнению с частными и независимыми средствами массовой информации.
Закончить свое выступление я бы хотел замечательными словами американского президента Рональда Рейгана о том, что «информация – это кислород современного мира». Из этой цитаты следует, что СМИ подпитывают человечество необходимым количеством кислорода, но хотелось бы, чтобы кислород поступал естественным путем. А то порой мне кажется, что наш мир – это пациент с хроническими заболеваниями, давно подключенный к аппарату искусственной вентиляции легких, который лишен самостоятельности и нуждается в помощи и уходе со стороны.
Тезисы доклада Михаила Морозова "Новостные истории в российских экономических медиа в период с февраля по май 2022 года"
В первую очередь необходимо упомянуть заново появившуюся санкционную тематику. Россия стала страной-лидером по числу введенных против нее санкций. Последствия санкций тревожат людей гораздо больше, нежели в 2014 году – они коснулись в определённой мере каждого. С передовиц изданий не уходят новости об уходе очередных зарубежных компаний с российского рынка, изменении цен на определённые продукты, прогнозам о будущем российской экономики и возможных серых схемах для обхода ограничений. С февраля по март особенное место в головах и изданиях занимал дефицит. Вспомнить можно как гречку и сахар, так и высокотехнологичную продукцию.
Из санкций и дефицита выходит также известная с 2014 года тема импортозамещения. Интерес к этому не угасает как у отдельных чиновников (вспомним реплики главы Совета Федерации Валентины Матвиенко о гвоздях и председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной о пуговицах), так и у предпринимателей, желающих в это непростое кризисное время найти новые возможности для создания бизнеса. Также подобные материалы поднимает у аудитории чувство гордости за свою страну и даёт надежду на выход из непростой экономической ситуации.
Тема импортозамещения перекликается с мотивом о мерах поддержки бизнеса и населения государством. Мне вспоминается недавний занимательный случай из жизни. Я встретил в метро бабушку, которая внимательно читала в новостях Mail.ru о различных льготах программистам. Люди интересуются этим, чтобы понять дальнейшие перспективы для работы в России.
Важной темой осталось инвестирование. Инвесторы считали, что геополитическая напряжённость окончится разрядкой, акции компаний поползут вверх и поэтому они активно покупались игроками на биржах. После 24 февраля произошло резкое падение многих российских компаний, и инвесторы искали новые паттерны для действий. Эта тема стала актуальнее, так как обеспеченная аудитория стала активнее искать способ не потерять деньги на скачках валют и инфляции. Материалы о новых стратегиях поведения и выгодности вложений (ситуация на рынке недвижимости, золота, криптовалют) не были столь яркими, но аудитория читала и нуждалась в них.
Также стоит упомянуть такую «вечную» экономическую тему как мировая экономика. Современной аудитории всегда это интересно, поскольку Россия включена в глобальную экономику. События и тренды за рубежом непосредственно влияют на внутриэкономическую жизнь. В нынешнее время люди следят за новостями мировой экономики по большей части в контексте последствий нынешней геополитической ситуации на мировые рынки. В частности, заморозка российских зарубежных резервов и последующая риторика российских властей порождает зрительский интерес к теме перехода в расчёты в национальных валютах между странами. Также особенно освещены стали экономические цепочки между государствами и роль России и Украины в мировой экономике (особенно в контексте продовольственного кризиса).
Наконец, аудитории интересны новости в топливно-энергетической сфере. Обострившейся темой, заменившей вопрос с «Северным потоком-2» стало возможное эмбарго Европы на газ и нефть из России. Вокруг этого сюжета появилось много «сериальных веток»: изменение Россией системы оплаты энергоресурсов, поиск Европой альтернативных поставщиков. Это очень важный вопрос на стыке экономики и политики, волнующий как российских читателей, так и европейских. Российская экономика сильно зависит от нефтегазовых доходов, а европейская промышленность и вообще жизнь – от нефти и газа.
Таким образом, главной темой после февраля 2022 года для российских экономических СМИ стали санкции: их последствия для экономик стран и возможные новые ограничения. Также читателей интересуют меры государства для стабилизации экономики и возможности на рынке в кризисное время. Происходит видимое сращивание политических и экономических новостей.
Тезисы доклада Алии Мансуровой "Особенности подачи экономической информации в российских СМИ"
Одна из главных функций экономической журналистики — помочь принять решение. Журналист дает анализ и интерпретацию фактов, а читатель решает, как поступить в его ситуации. К сожалению, статистика показывает, что люди все реже обращаются к аналитическим материалам из-за их объема. Несмотря на это, экономическая журналистика остается востребованной, потому что помогает понять, как реагировать на определенные изменения: когда менять рубли на доллары, когда вкладываться в недвижимость и т.д.
Рассмотрим особенности подачи информации в современных медиа Коммерсантъ, Российская газета, РБК.
Так, структура первого издания состоит из постоянных рубрик: новости, политика, деловые новости, культура и спорт, то есть медиа пишет далеко не только про экономику. СМИ пишет о социальной сфере, состоянии различных отраслей и секторов рынка, бизнесе, финансово-экономических проблемах. К тому же, Коммерсантъ публикует статистику о состоянии российской экономики. Интересно, что основным форматом СМИ все еще являются текстовые материалы, а не иллюстрации, мультимедийные лонгриды. Чтобы привлекать читателей к публикациям, Коммерсантъ использует различные шрифты и инфографику, например, сейчас издание регулярно публикует валютные прогнозы вместе с графиками. Коммерсантъ имеет свой телеграмм-канал, но он не является основной площадкой. Так, он насчитывает 138 тысяч подписчиков, плохо налажена коммуникация с читателями — отключены реакции и мало комментариев под постами. Во Вконтакте медиа почти 400 тысяч подписчиков, но аудитория неактивная — на постах в среднем по 10 лайков и почти нет комментариев, около 5-10 тысяч охватов. Коммерсантъ использует кричащие заголовки и привлекающие внимание фотографии, например, на первой странице недавнего выпуска было написано «Лучше Польше, да лучше» и прикреплена фотография того, как президенты Украины и Польши обнимаются.
РБК — крупный медиахолдинг, который ведет свою деятельность на телевидении, в интернете и в прессе (интернет является основным). Медиа рассказывает про политику, экономику, бизнес, приводит комментарии аналитиков и знакомит читателей с финансовыми данными с российских и зарубежных биржевых систем. Стиль написания РБК узнаваем по заголовкам и шрифту, также они используют инфографику. Телеграм медиа насчитывает 306 тысяч подписчиков, посты регулярные и собирают больше 50 тысяч просмотров. Во ВКонтакте РБК не так популярен: 860 тысяч подписчиков, в среднем около 12 тысяч просмотров на постах. Статью о встрече президентов Украины и Польши РБК озаглавили иначе, без кричащих фраз: «Президент Польши пообещал «не успокоиться», пока Украина не войдет в ЕС». Журналисты сделали грамотно, сославшись в заголовке на одного из президентов и процитировав его.
Российская газета — издание Правительства Российской Федерации. СМИ представлено также в Телеграмме. В социальной сети насчитывается 166 тысяч подписчиков, около 20 тысяч охватов на постах, включены реакции для повышения лояльности аудитории. Во ВКонтакте у медиа 320 тысяч подписчиков, посты набирают примерно по 5 тысяч просмотров. Что касается заголовков материалов издания, они обычные, не привлекающие особенного внимания. Могу предположить, что газету читают простые люди, не отличающиеся хорошим образованием и не имеющие особого интереса к тому, что происходит вокруг, поэтому заголовки написаны максимально просто и понятно и отвечают на вопрос «О чем этот текст?». Например, «Цены в России снизились впервые с августа 2021 года», «Страховщики ожидают спада в отрасли». В этом медиа акцент больше сделан на новости внутри страны. То, как выглядит издание, о чем и как оно рассказывает аудитории, зависит от редакционной политики СМИ. Сравнение новостей, форматов, посыла поможет определить направленность медиа, интересы журналистов, которые там работают, понять, как читатели реагируют на те или иные особенности, чтобы таким образом перенять опыт и повторить его, если он был удачным.
Тезисы доклада Светланы Агабабян "Поиск инфоповодов, планирование редакционной работы и фактчекинг в деловой журналистике"
В современном мире в эпоху технологического прогресса количество информационных источников с каждым годом становится все больше. И очень важно не потеряться в таком огромном количестве информации и уметь правильно ее анализировать. В частности в наши дни мы видим, как много новостей появляется практически ежеминутно в различных социальных сетях и интернет-источниках. Ввиду этого в нашей редакционной деятельности критическое мышление - умение мыслить рационально и пропускать входящую информацию через призму сомнения, является одним из наиболее важных навыков. Только благодаря нему возможно написать качественный текст, содержащий в себе достоверную информацию.
Хорошей редакции стоит всегда искать инфоповоды и в целом темы для публикаций среди проверенных новостных изданий, обладающих высоким авторитетом в обществе. Не стоит искать какую-либо информацию в источниках, о которых вы никогда не слышали и которые вам кажутся подозрительными. Можно даже выделить некие виды “хороших источников”: 1) государственные каналы и медиа; 2) авторитетные частные издания; 3) сайты различных организаций (IMF, Банк России и др.); 4) статистические базы данных. Всегда стоит также ссылаться на первоисточник той или иной статистики или факта, который оглашает только определенная организация. Только таким образом, можно избежать ложных инфоповодов и неверных фактов в своих текстах.
Что касается “Экономической жвачки”, то в нашей редакции основными изданиями, которым мы доверяем и вдохновляемся их работой, являются: РБК, ТАСС, Forbes, РИА Новости. Иногда это международные журналы или отчеты крупнейших организаций (к примеру, IMF, World Bank). Также часто мы берем идеи для нашей рубрики “Цифра недели” из Росстата и других статистических баз данных.
Однако несмотря на авторитет издания и соответствие критериям выше, нужно обладать достаточно развитым критическим мышлением (как уже упоминалось ранее) и уметь определить для себя: насколько информация правдива? Почему я могу ей доверять? Так можно провести фактчекинг - проверку на достоверность фактов. Каждый автор должен заниматься ей самостоятельно, так как текст, содержащий в себе ложную информацию, не обладает никакой ценностью. Но главному редактору обязательно стоит все перепроверить и убедиться в фактической достоверности текста.
Более того, вдобавок к теме фактчекинга, медиа, так или иначе связанному с экономикой, очень важно иметь в команде экономистов. Конечно, за несколько часов можно освоить ту или иную тему, но с помощью человека, который учил экономику многие годы, это сделать гораздо проще, так как очень часто на просторах Интернета можно найти фактические ошибки в объяснении тех или иных экономических процессов. Но кроме помощи команды, можно обращаться за ней к настоящим экспертам, зачастую к преподавателям, являющихся профессионалами своего дела. Мы практикуем такое и в “Экономической жвачке”, но признаюсь сразу - это достаточно сложно. В основном эксперты - очень занятые люди, и дождаться их комментария иногда просто невозможно. Но мы все равно стараемся наполнить наши тексты или подкасты хотя бы минимальной экспертной оценкой. Недавно у нас вышел интереснейший подкаст о политике Банка России в наши дни, и он был в формате интервью с преподавателем ВШЭ - Ксенией Бондаренко.
Немаловажно также уметь правильно планировать публикации. Все темы, которые рассматриваются для заполнения плана на месяц делятся на важные (срочные) и на общепознавательные, не обладающие конечным сроком, когда информация перестает быть актуальной. Важность инфоповодов и тем в целом в основном определяется каждым отдельным редактором, можно сказать, “на свой вкус”: произошло какое-либо событие -> я хочу об этом написать и рассказать другим людям. Однако все эти темы обязательно проверяются главным редактором. И иногда и предлагаются им же. К примеру, если Банк России поднял ключевую ставку, то это важно и даже срочно, и нужно обязательно рассказать об этом событии, так как от него зависит многое в экономике страны. И таким образом, приоритет отдается срочным инфоповодам, которые нужно раскрыть здесь и сейчас, иначе позднее интерес аудитории угаснет. Поэтому даже если ваш текст идеально раскрывает тему и очень интересен для прочтения, нужно знать, когда именно его захочет прочесть читатель, нужно определить свой прайм-тайм и следовать ему. К примеру, утреннее время 9-10 утра. Люди уже достаточно проснулись, едут на учебу/работу и могут во время пути увидеть и прочесть вашу публикацию. Вечернее время - это в основном 18-19:00. Люди возвращаются с работы и также по пути могут заметить ваш текст. В дневное время можно выкладывать материал, который не обладает большим количеством текста и сильной смысловой нагрузкой. Например, рубрики “Цифра” и “Слово недели” у нас выходят в 16:00 по понедельникам и пятницам. В выходные также не стоит нагружать читателя: можно публиковать развлекательный контент или дайджест лучших материалов за неделю. Кроме того, важно не “переборщить” и не публиковать очень много материала в день. В конце концов читателю это надоест (даже если очень интересно), и он сначала отключит уведомления, а потом и вовсе отпишется. Поэтому стоит равномерно распределять публикации на неделе, составлять заранее контент-план, в которым учтены важность тем и прайм-тайм.
Таким образом, неотъемлемыми этапами работы редакции являются поиск инфоповодов, написание текста, фактчекинг и планирование. Очень важно уметь грамотно подходить ко всему процессу работы и не упускать из виду ни один этап, чтобы в итоге получить качественный материал, приносящий пользу обществу.
Тезисы доклада Ирины Жуматий "Современная новостная повестка в сфере энергетики"
В новостной журналистике часто выделяют отдельные колонки или разделы для особенно важных отраслей экономики. Таковым является и энергетический блок. Новости энергетики при этом имеют свою специфику, с ними могут работать только те журналисты-новостники, которые понимают особенности отрасли. О некоторых чертах освещения новостей в энергоблоке я расскажу сейчас.
Но сначала обозначим, что представляет из себя энергетика и что стоит относить к новостям энергоблока. Энергетика — совокупность отраслей, снабжающих экономику энергоресурсами. В нее входят все топливные отрасли и электроэнергетика, включая разведку, освоение, производство, переработку и транспортировку источников тепловой и электрической энергии и самой энергии.
Перейдем к особенностям новостной повестки в энергетической отрасли.
Первое — необходимо понимание, для кого ты пишешь. Все новости по энергетике в основном пишутся для аналитиков, трейдоров, акционеров. То есть тех, кто связан с этой областью, разбирается в ней и нуждается в детальном обзоре событий. Поэтому журналист, который освещает новости энергоблока, должен глубоко разбираться в процессах и закономерностях энергетики. Но есть новости, которые важны и для массовой аудитории, так скажем глобальные, например, повышение/понижение цен на нефть и др. Такие новости пишут, объясняя каждый термин, а также причины и последствия события.
Во-вторых, новостная повестка энергетического блока невозможна без точных цифр. Во-многом эта особенность связана с тем, о чем я говорила ранее, — так как новости энергетики в первую очередь важны для участников процессов, нужна точность цифр и статистики. На сколько процентов упало, на сколько возросло, отличается ли это от прогнозов аналитиков и почему. Отмечу, что в связи с большой ролью цифр важны и графики. Необходимо наглядно демонстрировать изменения с учетом актуальных данных.
Третье — важно каждое отдельно взятое производство. Эксперты, бизнесмены и аналитики знают практически о каждой компании, которая работает в энергоблоке. Нужно обращать внимание на конкретные заводы, производства, их директоров и акционеров. Например, приостановление работы производства/завода/фабрики даже планово — это новость, которую нужно немедленно написать.
Из третьего вытекает четвертое. Если в новостях энергетики важна компания и точность информации, нужно с умом выбирать первоисточники. Ими нередко становятся пресс-службы самих компаний/корпораций, о которых в новости идет речь. Обычно производства сами отправляют пресс-релизы в федеральные или узконаправленные СМИ, но новостник должен мониторить все сам, а также обращаться за помощью к экспертам или анонимным источникам (хотя и очень осторожно).
Последняя особенность — новости энергоблока требуют объяснения, то есть аналитики от экспертов и научных деятелей. Уже не раз приводила этот пример, но скажу еще раз, — цены на нефть падают/поднимаются, значит, обращаемся к экспертам. Что это событие значит для экономики, на кого повлияет, что в связи с этим можно предпринять инвесторам и производителям. Однако в последнее время не все аналитики готовы давать комментарии федеральным/официальным СМИ, это нужно учитывать при выборе эксперта.
Тезисы доклада Арины Ткаченко "Репрезентация экономических тем во ВКонтакте: кейс «Экономической жвачки» "
Сколько сдачи останется после покупки булочки? Хватит ли мне на проезд? Успею ли я прийти на учебу или работу вовремя? Мы живем и даже не замечаем, как экономика проявляется во всех сферах общественной жизни.
О чем экономика? Экономика – это про точность. Точность в цифрах, расчетах, теориях. А главная цель СМИ – освещение фактов. Именно факты, верная информация позволяет СМИ продвигаться дальше и завоевывать уважение среди людей. Конечно на успех медиа влияют и другие причины. Однако именно такой фактор, как точность связывает гуманитарный и технический профили и позволяет им уживаться вместе. Декан журфака МГУ Елена Вартанова рассказала об обязанностях журналиста Москве 24: “Конечно, журналист может пользоваться блогерским или пользовательским контентом как источником. Но он всегда обязан проверить факты, гарантировать точность, убедиться в том, что за недостоверность опубликованных сведений на него в суд не подадут. В результате журналист становится своего рода менеджером, изучающим и проверяющим потоки любительской информации”.
Последние несколько лет наблюдается большой прирост подписчиков в новостных каналах мессенджеров и социальных сетей. Экономические каналы могут завлечь аудиторию на данных площадках с помощью подхода, форматов, дизайна и так далее. Не так важна сама тематика канала, как его «оформление».
Для освещения экономики во ВКонтакте “Жвачка” не выбирала новостной подход. Нашей задачей является объяснить тему так, чтобы ее понял совершенно любой человек, умеющий читать или слушать. Мы руководствуемся именно фактором качества, а не количества. Руководитель проекта Михаил Зеленцов рассказал об изюминке медиа “Журналисту”: “Главная особенность проекта — студенты отказались от новостного освещения экономики, сосредоточившись только на форматах объяснительной журналистики. «Скажи «Нет!» новостям, но «Да!» эксплейнерам (то есть объясняющим форматам))» — основной лозунг всех наших летучек”. Так зародилось множество разных форматов: карточки, лонгриды с мнением экспертов, видеоконтент – экономические новости и стрит-токи на актуальные темы. Также были придуманы такие рубрики, как “успешный экономист”, “слово недели” (здесь за основу берется экономический термин и задача райтера – объяснить его максимально понятно, используя примеры), “криптоновости”. Конечно, это не ежедневные рубрики, но выпуская их не так часто, мы не только делаем контент качественнее, но и подогреваем интерес аудитории. Ко всему прочему, в ВК есть плейлист “Жвачки” с подкастами, который создают прекрасные участники Телеграм-канала.
Мы запустили наше медиа во ВКонтаке ровно два месяца назад. Поэтому аудитория “Жвачки” на этой площадке еще очень мала (123 подписчика). Но мы работаем, пробуем разные подходы, стараемся внедрить что-то новое, уникальное. Всегда готовы к обратной связи от читателей и слушателей и сообщаем им об этом. Какие цели на будущее? Запуск нового видеоформата “Объяснялка”. До конца концепция еще не готова, НО главную цель продукта можно понять благодаря названию – объяснение экономических событий, процессов. Другими словами: перевод с экономического на простой, понятный каждому язык. Также хотим реализовать гибридный формат, когда за основу берется сам материал (скорее всего статья) + подходящее аудио или даже мем. Из-за происходящего в мире, люди сильно напряжены. Они устали ежедневно читать и смотреть новости, которые, в большей степени, приносят огорчение, злость и бессилие. Надо позволить аудитории расслабиться.
По сути мы хотим соединить информационный и развлекательный контенты. Желание общаться со своей аудиторией есть всегда.
Тезисы доклада Анны Деминой "Особенностей визуального освещения экономической информации в СМИ"
1. Привлечение и удержание внимания читателей в контексте экономических и новостных медиа
Непрерывный поток информации, который прорывается к человеку из разных источников – уже неотъемлемая часть существования современного общества и причина перегруженности сознания медиа-активностью, что в свою очередь спровоцировало возникновение нового типа мышления, основанного на клиповом восприятии сообщений.
Читатель из всего разнообразия информации «схватывает» наиболее яркие фрагменты, которые апеллируют к его сознанию и формируют таким образом цепочку уровней восприятия информации «изображение – заголовок – текст – понимание», где визуальная компонента информации выступает связующим звеном от одного к другому и обеспечивает информационную связь читателя и медиа. В контексте экономических и новостных СМИ важно давать читателю не сухие цифры или факты, но и ярко иллюстрирующие тему статьи визуальное сопровождение даже на довольно сложные для восприятия обывателя темы.
Во всём многообразии визуальных форм представления контента читатель стремится получить информацию в таком виде, чтобы понять и оценить их с наименьшими усилиями. Однако понимание визуальной информации как упрощения контента неверно. Люди не желают просто «выключить мозг» − они хотят получить определенную информацию. Читатель отыскивает наиболее интересные для него темы, для чего перелистывает страницы, читает заголовки и рассматривает изображения. Если же материал не имеет визуальных акцентов, он может остаться непрочитанным. Это означает, что читатель не получил первоначальных данных, которые заставили бы его прочитать материал.
В удобном для читателя виде визуальный компонент информации, опираясь на определенные ассоциации, стереотипы мышления, передает суть значимого, важного для человека во времени и пространстве события, факта, явления, процесса. Изображение в большей степени, по сравнению с текстом, передает фактичность события, но одновременно может изменить отношение к текстовой части материала.
Визуализация способствует пониманию смысла. Визуальные объекты играют специфическую роль акцентов. Но, кроме этого, визуализация передает содержание сообщения в нетекстовой форме, является самостоятельным журналистским произведением.
2. Используемые визуальные форматы и особенности их производства в зависимости от того, на кого рассчитаны публикации (Иллюстрирующие обложки, объясняющие карточки, типографика, инфографика).
Визуализация принимает разные формы, характеризуется стилем выполнения, имеет свои разновидности. Тематика, цель статьи, ориентация на конкретного читателя определяют форму, в которой событие представлено читателю. Содержание и форма визуализации неразрывны, дополняют и более полно раскрывают друг друга. Всё разнообразие видов визуализации экономического журналистского контента можно классифицировать следующим образом:
- простейшие графические символы (пиктограммы, монограммы, логотипы, эмблемы, заставки, декоративные элементы);
- иллюстрации (карикатуры, шаржи, графические, технические и художественные картинки);
- инфографика (карты, диаграммы, таблицы, графики, деревья, матрицы, планы, структуры и блок-схемы); фотографии; типографика. Коротко охарактеризуем эти виды визуального контента.
Мы подробно поговорим о последних двух.
В иллюстрациях можно выделить два основных формата, которые наиболее пользуются популярностью в экономической журналистике, это обложки для статей, которые как мы уже говорили ранее призваны привлечь внимание читателя и проиллюстрировать события освещаемые в статье, и карточки с присутствующей на них текстовой информацией, их используют в основном для объяснительного формата или для лаконичного преподнесения истории.
В производстве карточек есть несколько важных особенностей, которые во многом связаны с тем, что формат используется для публикаций в социальных медиа, где люди лучше воспринимают клиповый формат. Во-первых, нужно понимать, что весь основной текст будет находиться непосредственно на картинке и исходя из этого нужно рассчитывать его объёмы, чтобы не перегружать изображение. Во-вторых, лучше разбивать материал на несколько смысловых частей и обозначать визуально каждую из них. И в-третьих, текст должны сопровождать иллюстрации так же упрощающие понимание содержания.
3. Инфографика как гибридный формат и один из основных трендов в экономической журналистике
Инфографика — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию.
«Журналистика данных» использует возможности рассказать убедительную историю с помощью цифр, рисунков, графиков, связей. Данные становятся не только источником информации для такой журналистики, но и инструментом, с помощью которого журналист рассказывает историю. В экономической журналистике инфографику особенно любят, ведь она позволяет читателю по-новому посмотреть на сложный мир чисел.
Ключевыми особенностями и тенденциями в современном развитии медиаинфографики являются следующие.
- Стилеобразующий характер инфографики как элемента знаковой системы СМИ. Ее дизайн соответствует тематике и аудитории издания. Цвет, формат, графика линий, фирменные персонажи определяют фирменный стиль для инфографики и делают ее легко узнаваемой. Инфографика может оформлять обложку издания или полностью составлять его содержание.
Например, информационное агентство ТАСС известно своей студией инфографики, она выпускает множество проектов, которые уже стали визитной карточкой издания.
- Распространение мультимедийной инфографики и развитие сферы интерактивных проектов. В инфографике все более важной становится коммуникация – «обратная связь» с пользователем: комментарии к материалу, количество собранных «лайков», публикации в социальных сетях. Развиваются активная и деятельностная формы взаимодействия с контентом: пользователь может взаимодействовать с инфографикой, изменять ее элементы, генерировать новые. К инфографике все чаще предъявляется требование «юзабилити» – удобства в использовании, навигации, прочтении.
Например, интерактивная инфографика от New York Times (You Draw It: How Family Income Predicts Children’s College Chances) придерживается классического формата диаграммы, но она также использует понимание пользовательского поведения. Прося читателей нарисовать собственную кривую, они внедряют элемент личной заинтересованности и таким образом дают людям действительно ценную информацию.
- Увеличение площади, занимаемой инфографикой в СМИ. Создание многоплановых и сложных композиций, занимающих в печатных изданиях от одной полосы до нескольких разворотов и создание специальных разделов, посвященных инфографике, на сайтах онлайн-СМИ говорит о растущем значении визуализации в журналистике.