• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Газета для определенного круга лиц»: заведующий отделом бизнеса «Ъ» о работе в издании

23 сентября прошла онлайн-встреча Клуба экономической и деловой журналистики с заведующим бизнес отдела “Коммерсантъ” Юрием Барсуковым. На встрече студенты Высшей школы экономики задали все интересующие вопросы Юрию о работе издательства

«Газета для определенного круга лиц»: заведующий отделом бизнеса «Ъ» о работе в издании

Издательский дом "Коммерсантъ"

О структуре отдела

В издании есть две «тетради»: первая – с не деловыми новостями (об обществе, политике, экономической политике, культуре), вторая – с деловыми. Работники последней распределены по нескольким отделам: потребительского рынка, финансов, телекома и бизнеса. Спикер клуба – Юрий Барсуков –  заведует отделом бизнеса, основная специализация которого – нефтегазовая, угольная, металлургическая, транспортная, авиационная и судостроительная (другими словами, тяжелые) промышленности. В самом отделе сейчас 10 корреспондентов, каждый из которых отвечает за определённую сферу.

Рабочий процесс

На встрече также зашла речь о том, как выбрать наиболее актуальную тему для новостей. Барсуков поделился информацией о том, как это делает «Коммерсантъ». Сотрудники редакции газеты используют специальную агрегированную ленту. В нее попадают новости основных российских информационных агентств, таких как Bloomberg (до недавнего времени), ТАСС, РИА Новости, Интерфакс, Associated Press и некоторые другие. 

Выбор темы зависит от картины дня. «Существуют такие истории, про которые просто нельзя не написать, так как это слишком важно», – отметил Юрий. – Вообще, основная задача корреспондента – приносить эксклюзивы, которые в основной агрегированной ленте найти сложно, поэтому очень часто приходится подключать дополнительные каналы связи для поиска самой актуальной информации». Именно поэтому, по словам журналиста, корреспондентам важно иметь большой круг своих источников информации, который способствует поиску тем для новостей.  

Этими источниками могут быть, например, эксперты, в которых ценятся их знания и возможность быстро ответить, однако в последнее время получить комментарий стало гораздо труднее: люди боятся их давать и делать какие-либо прогнозы. С компаниями ситуация тоже усложнилась. По словам журналиста 95% запросов в пресс-службы заканчиваются словами «без комментариев». 

Какие качества необходимы журналисту

Заведующий отдела бизнеса Ъ ценит «быстрый ум», то есть способность быстро усваивать большие объемы неструктурированной информации и сводить ее к тезисам. Помимо этого, ценится и коммуникабельность. Она рассматривается, как умение знакомиться с людьми, налаживать с ними связь, заводить полезные контакты. При этом Барсуков отмечает, что даже если человек от природы интроверт, то это не мешает ему стать действительно хорошим журналистом. Просто в таком случае работник должен делать уклон на развитие навыка обработки информации и уметь работать с большими её массивами.

А что насчет образования?

Юрий по-своему ответил на вопрос, связанный с образованием, разрушая при этом существующий стереотип о том, что только журналисты могут работать корреспондентами деловых экономических медиа. Для сотрудника, работающего в крупной газете, как, например, «Коммерсантъ» важно не столько образование, сколько навыки, приобретенные во время работы. Однако огромным преимуществом современного экономического журналиста всегда будет такое образование, которое дает широкий кругозор, потому что корреспонденту очень часто приходится иметь дело с вещами, лежащими за пределами профессиональной области. 

Как попасть в «Коммерсантъ»?

Бизнес-отдел стажеров не берет, отдавая предпочтение людям, проработавшим хотя бы год в СМИ. Преимуществом будет опыт работы в службе новостей крупного информационного агентства: там быстрый темп работы и строгие дедлайны. С осторожностью относятся к работникам пресс-служб, там ставят перед сотрудниками другие задачи.

Несмотря на то, что в отдел к Барсукову сложно попасть, можно попробовать пойти на стажировку в любой другой отдел «Коммерсантъ». Журналист добавил, что не все так категоричны к стажерам, как он, поэтому шансы есть у всех. Подавать заявки стоит весной, когда издание начинает набирать студентов на летние стажировки.

Марта Золотова, Иван Соболев, Ольга Анасьева

Арина Ткаченко, Светлана Агабабян