• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Почта: im@hse.ru

VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram

Руководство
Директор Института медиа Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Первый заместитель директора Института Бондаренко Эдуард Викторович
Заместитель директора Института Дмитриев Олег Аркадьевич
Заместитель директора Института Князев Иван Андреевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Актер

4 года
Очная форма обучения
25/2

25 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Глобальные цифровые коммуникации

4 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
155/6

155 платных мест

6 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
65/375/10

65 бюджетных мест

375 платных мест

10 платных мест для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
60/60/3

60 бюджетных мест

60 платных мест

3 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Кинопроизводство

4 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/130/3

40 бюджетных мест

130 платных мест

3 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
70/1

70 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Разработка игр и цифровых продуктов

4 года
Очная форма обучения
100

100 платных мест

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
25/160/15

25 бюджетных мест

160 платных мест

15 платных мест для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
60/1

60 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Стратегия и продюсирование в коммуникациях

4 года
Очная форма обучения
10/50/2

10 бюджетных мест

50 платных мест

2 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление в креативных индустриях

4 года
Очная форма обучения
90/2

90 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
30/140/3

30 бюджетных мест

140 платных мест

3 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Дизайн среды

2 года
Очная форма обучения
25/1

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
15/45/3

15 бюджетных мест

45 платных мест

3 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивные медиа и цифровые индустрии

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивный дизайн

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
100/1

100 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство

2 года
Очная форма обучения
25/25/1

25 бюджетных мест

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения
15/15/1

15 бюджетных мест

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
100/2

100 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Медиаменеджмент

2 года
Очная форма обучения
20/10/4

20 бюджетных мест

10 платных мест

4 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Практики кураторства в современном искусстве

2 года
Очная форма обучения
20

20 платных мест

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Продюсер в музыкальной индустрии

2 года
Очная форма обучения
25

25 платных мест

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Продюсер театра и исполнительских искусств

2 года
Очная форма обучения
25

25 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современная журналистика

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современные медиаисследования и аналитика/ Contemporary Media Research

2 года
Очная форма обучения
10/5/2

10 бюджетных мест

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
100/1

100 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Управление стратегическими коммуникациями

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
250/2

250 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика

2 года
Очная форма обучения
5/25/5

5 бюджетных мест

25 платных мест

5 платных мест для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Книга
Формирования современных наций: националистический миф и научные подходы. Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество

Волков П. В.

Ч. 2. Вып. 8: Материалы VII международной научно-практической конференции (27–29 ноября 2024 г.) : ежегодник; выпуск 8 в 4-х ч. Ч 2 / отв. ред. М.А. Булавина, В.И. Герасимов. . Москва : Издательский дом УМЦ, 2025.

Глава в книге
Информационный суверенитет как новая (старая) форма профессиональной идентификации журналистов в контексте деглобализации

Зеленцов М. В.

В кн.: Журналистика в эпоху цифровых трансформаций: ценности и практики : сборник материалов Двенадцатой Международной научно-практической конференции. — Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2025. — 330 с.. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2025. С. 21-23.

Препринт
Yves Montand in the USSR interviews, source

Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.

Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021

История подвига, который нельзя забыть. Студенты Института медиа сохранили память о героях Яропольца

В октябре 1941 года, когда немецкие войска продвигались к столице, 1330 кремлевских курсантов встали на защиту подмосковного села Ярополец. Их задачей было задержать врага, и они выполнили ее ценой невероятных потерь. Больше половины бойцов погибли. Но не только военные сражались за этот рубеж. Местные жители, включая женщин и подростков, рыли окопы и строили укрепления.

История подвига, который нельзя забыть. Студенты Института медиа сохранили память о героях Яропольца

© Фото из личного архива Виктории Солотенковой

Команда ВШН-ТВ (Виктория Солотенкова, Анна Ильина, Алина Дружинина) отправилась в Ярополец, чтобы восстановить хронологию тех дней. Хотя фокусом репортажа стал подвиг курсантов, работа над материалом вышла далеко за рамки военной хроники. Студенты Института медиа побывали в местных музеях, осмотрели сохранившиеся оборонительные сооружения и записали уникальные интервью с теми, кто до сих пор бережно хранит память о подвиге. В их рассказах оживают судьбы целых семей, прошедших через испытания войны.

Специальный репортаж «Село победы» был отмечен дипломом в конкурсе короткометражного кино в преддверии 80-летия Великой Отечественной войны. Конкурс короткометражного кино был организован проектом «Молодежь Москвы» для москвичей 18-35 лет. Награждение участников прошло 29 апреля. 

Наша Редакция связалась со съемочной командой специального репортажа «Село победы» и узнала, что значила эта работа для самих авторов.

«Ты прикасаешься к истории»

Виктория Солотенкова, студентка 2-го курса ОП «Журналистика», автор специального репортажа:

«Я была автором специального репортажа «Село победы». Я интервьюировала героев, придумывала стендапы, записывала закадровый текст и также монтировала наш сюжет. За несколько месяцев до 9 мая мы с командой стали думать над темой ко Дню Победы. Идею нам подсказала профессор Института медиа Мария Александровна Штейнман. Дело в том, что ее семья исторически связана с усадьбами Гончаровых и Чернышёвых в Яропольце. Мария Александровна с детства знала почти всех местных жителей и предложила нам снять сюжет о подвиге кремлевских курсантов. Ярополец — место удивительное. Здесь бывали Пушкин, Екатерина II, здесь оставила след война 1812 года. А в 1941-м история повторилась. Мужчины из Яропольца уходили на фронт, и это были не только взрослые люди, но и совсем молодые юноши и девушки — некоторые даже младше нас. Каждый дом помнит те события, хотя самих участников почти не осталось. Память живет в рассказах их потомков и передается из поколения в поколение. Первый выезд был чисто организационным: мы изучали локации, намечали героев. Уже через неделю вернулись с четким планом. Мы снимали два дня без остановок — было сложно, но потрясающе. Ты прикасаешься к истории, и у тебя бегут мурашки по коже. В таком сюжете важно не просто красиво отснять храм или усадьбу с разных сторон, но сделать обдуманным каждый кадр. Важно подхватить эмоцию, которую испытывает герой».

© Фото из личного архива Виктории Солотенковой
© Фото из личного архива Виктории Солотенковой

«Это возвращение к местам, где находится твое сердце»

Мария Александровна Штейнман, профессор Института медиа, рассказала Редакции, что значит этот репортаж для нее самой и почему это — не просто обычная история.

«Когда-то до войны в имении Гончаровых располагалась Ярополецкая школа. В этом специальном репортаже есть семейное фото моей совсем юной мамы, которая стоит на фоне развалин имения. Это действительно были развалины, пока МАИ не взялся восстанавливать усадьбу. И на этих развалинах моя мама, еще школьница, ставила со своими сельскими друзьями оперу «Евгений Онегин». Знаменитый фильм-опера «Евгений Онегин» был снят и вышел в 1958 году, а моя мама — 1944 года рождения. Это очень необычно, трогательно, а главное, выражает одну истину: Пушкин существует даже в развалинах, как и литература. Литературу невозможно подавить, она существует всегда — даже в развалинах. Мои родители заканчивали МАИ и учились в одной группе, а познакомились они заново, в совершенно другой обстановке — как раз в Яропольце. Это действительно очень личная история, и мне было важно поделиться ею со студентами Института медиа, чтобы они смогли прикоснуться к этой многослойной, вековой Истории и увидеть, какой хрупкой она на самом деле является. Великая Отечественная война проходила буквально по судьбам и сердцам людей. Для меня важно, что в этом фильме звучат голоса жителей Яропольца, которые рассказывают свои семейные истории. Память — это всегда очень личная вещь, и она не должна прерываться. Институт медиа мог бы снять много таких удивительных сюжетов, которые бы составляли нашу общую память. Этот репортаж — повод задуматься и поговорить. О своих корнях, о Великой Отечественной войне, о своих бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках. Историческая память неуязвима, когда она опирается на память семьи и на эту нерушимую связь. Репортаж заканчивается на довольно минорных тонах, но я скажу другую вещь: ласточки сейчас уже точно туда прилетели. Даже эти ласточки, которые каждый год прилетают под восстановленные крыши усадьбы Гончаровых, под крышу церкви — это все тоже часть нашей памяти. И ежегодное возвращение к местам, где находится твое сердце, — это то, что во многом поддерживает нас во все случаи жизни».

© Фото из личного архива Виктории Солотенковой

О первом выезде и съемках

Анна Ильина, студентка 2-го курса ОП «Журналистика», была продюсером специального репортажа «Село победы».

«Я была продюсером: искала гостей и согласовывала с ними съемку, выстраивала маршрут для съемочной группы. Я никогда прежде не видела столь уникальную историческую локацию. Несмотря на то, что усадьба охраняется, она, фактически, известна только жителям самого села. Наш фильм нацелен еще и на то, чтобы эту историческую память сохранить. Мы надеемся, что сможем снять документальный фильм на похожую социальную значимую тему». 

Павел Евгеньевич Мельников — руководитель ТВ-редакции ВШН также выступил наставником для студентов: помог разработать идею для фильма и прямо на локации давал организационные советы. 

«Первая вылазка в Ярополец случилась с нами за несколько дней до командировки. Вместе с Марией Штейнман мы выехали в это «село боевой славы», чтобы «пристреляться» по картинке и познакомиться с героями, сделать прединтервью со спикерами и посмотреть локации. Благодаря профессиональной съемочной группе за один день в Яропольце автор, оператор и продюсер полностью выполнили творческое задание — подготовились к съемке на все 100%. Два дня командировки в Яропольце прошли максимально продуктивно. Съемки в музее, в ярополецких лесах и интервью с героями. Всё сделали оперативно и творчески. А я, в свою очередь, был самым послушным водителем».

© Фото из личного архива Виктории Солотенковой
© Фото из личного архива Виктории Солотенковой

«Села — это маленькая часть России»

«Это была очень кропотливая работа. Здесь оказались важны не просто сюжеты, но личные истории героев. Когда ты снимаешь фильм на тему войны, ты полностью проживаешь чувства своего героя, — рассказала Виктория Солотенкова. — Нам хочется снять еще что-то подобное. Такие села — это буквально маленькая часть России. Усадьба Чернышёвых, к сожалению, не восстановлена, но ее стены помнят события Великой Отечественной войны».

«Люди, которые живут в этом селе, очень необычные. Там совершенно другой менталитет, совершенно другой культурный бэкграунд, — отметила Анна Ильина. — После жизни в мегаполисе удивительно, что именно беспокоит этих людей: эти проблемы кажутся нам, жителям крупных городов, такими маленькими. Они касаются каких-то соседских взаимоотношений и быта. При этом все наши герои, с кем мы беседовали в рамках репортажа, хранят память о войне».

Ксения Жакова, студентка 3-го курса образовательной программы «Журналистика»