• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Почта: im@hse.ru

VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram

Руководство
Директор Института медиа Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Первый заместитель директора Института Бондаренко Эдуард Викторович
Заместитель директора Института Дмитриев Олег Аркадьевич
Заместитель директора Института Князев Иван Андреевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Актер

4 года
Очная форма обучения
25/2

25 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Глобальные цифровые коммуникации

4 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
155/6

155 платных мест

6 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
65/375/10

65 бюджетных мест

375 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
60/60/3

60 бюджетных мест

60 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Кинопроизводство

4 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/130/3

40 бюджетных мест

130 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
70/1

70 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Разработка игр и цифровых продуктов

4 года
Очная форма обучения
100

100 платных мест

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
25/160/15

25 бюджетных мест

160 платных мест

15 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
60/1

60 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Стратегия и продюсирование в коммуникациях

4 года
Очная форма обучения
10/50/2

10 бюджетных мест

50 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление в креативных индустриях

4 года
Очная форма обучения
90/2

90 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
30/140/3

30 бюджетных мест

140 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Дизайн среды

2 года
Очная форма обучения
25/1

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
15/45/3

15 бюджетных мест

45 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивные медиа и цифровые индустрии

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивный дизайн

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
100/1

100 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство

2 года
Очная форма обучения
25/25/1

25 бюджетных мест

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения
15/15/1

15 бюджетных мест

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
100/2

100 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Медиаменеджмент

2 года
Очная форма обучения
20/10/4

20 бюджетных мест

10 платных мест

4 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Практики кураторства в современном искусстве

2 года
Очная форма обучения
20

20 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Продюсер в музыкальной индустрии

2 года
Очная форма обучения
25

25 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Продюсер театра и исполнительских искусств

2 года
Очная форма обучения
25

25 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современная журналистика

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современные медиаисследования и аналитика/ Contemporary Media Research

2 года
Очная форма обучения
10/5/2

10 бюджетных мест

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
100/1

100 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Управление стратегическими коммуникациями

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
250/2

250 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика

2 года
Очная форма обучения
5/25/5

5 бюджетных мест

25 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Книга
Формирования современных наций: националистический миф и научные подходы. Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество

Волков П. В.

Ч. 2. Вып. 8: Материалы VII международной научно-практической конференции (27–29 ноября 2024 г.) : ежегодник; выпуск 8 в 4-х ч. Ч 2 / отв. ред. М.А. Булавина, В.И. Герасимов. . Москва : Издательский дом УМЦ, 2025.

Глава в книге
Comparative Analysis of Encoder-Based NER and Large Language Models for Skill Extraction from Russian Job Vacancies

Matkin N., Smirnov A., Usanin M. et al.

In bk.: 12th International Conference, AIST 2024, Bishkek, Kyrgyzstan, October 17–19, 2024, Revised Selected Papers. Cham: Springer, 2025.

Препринт
Yves Montand in the USSR interviews, source

Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.

Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021

«У меня всегда была потребность делиться знаниями». Андрей Матюхин о своем преподавательском пути и о «Высшей школе новостей — радио»

С приходом в Высшую школу экономики Андрей Матюхин основал «Высшую школу новостей — радио» — редакцию, пользующуюся огромной популярностью среди студентов Института медиа.

«У меня всегда была потребность делиться знаниями». Андрей Матюхин о своем преподавательском пути и о «Высшей школе новостей — радио»

© Ольга Зотова для Института медиа

За плечами Андрея Матюхина почти 10 лет образовательной и радиовещательной деятельности. На данный момент он не только старший преподаватель в Вышке, но и основатель радиоредакции, которая выпускает циклы новостей и авторских программ. Благодаря тщательно выстроенной работе внутри коллектива и поддержке преподавателей  за короткий срок «Высшая школа новостей — радио» стала широко известна в стенах Института медиа.

Расскажите, как вы пришли в преподавание? Когда и как возникло это решение?

В преподавание я пришел еще в 2017 году — это был Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского. Меня, как практикующего журналиста, радиоведущего и автора программ, пригласила декан факультета — Богданович Галина Юрьевна. Прошло пять лет, и в 2022 году я переехал в Москву, а с 2023-го преподаю в Институте медиа Высшей школы экономики. Мне всегда нравилось обучать: я часто проводил те или иные тренинги, мастер-классы и курсы. Поэтому начать преподавательскую карьеру для меня было вполне естественно — у меня была и остается потребность делиться знаниями, навыками, умениями, которые накапливаются в практической журналистике.

Как появилась идея создать редакцию радио при ВШН?

В 2024 году мы с коллегами — Иваном Князевым, Татьяной Ремезовой, Павлом Мельниковым и Валерией Курган — обсуждали создание редакций на базе Института. Поскольку я вел предметы, посвященные радиовещанию, я предложил собрать такую редакцию.

Кто стал первыми участниками? Как вы их отбирали?

Первыми участниками стали те, кто записались через сервис «Ярмарка проектов»: ребята проходили отбор, приходили в нашу редакцию и приступали к работе. Кроме того, частью радио при ВШН были студенты-второкурсники, для которых оно входило в обязательную учебную программу. Стоит отметить, что мы сразу заявили о себе достаточно громко: о нашей деятельности студентам часто рассказывали руководители направлений и онлайн-каналы коммуникаций.

Сколько существует редакция? Что изменилось в ней с момента ее основания?

Первый выпуск «Высшей школы новостей — радио» вышел 12 апреля 2024 года, а значит, мы существуем уже почти полтора года. С момента нашего старта, когда мы работали без редакционной политики и четкого видения, наш коллектив превратился в полноценную, профессиональную редакцию. В 413 кабинете корпуса в Хитровском переулке у нас появилась мини-студия, оснащенная всем необходимым. Сейчас в работе принимает участие мощный костяк студентов второго и третьего курса, которые занимают в редакции должности шеф-редактора, исполнительного продюсера, главного звукорежиссера. У ребят есть четкое видение, как именно делать программы, составлять контент-план и участвовать в мероприятиях.

Какие темы чаще всего освещаются в редакционных материалах?

В информационных выпусках мы много говорим о том, что так или иначе связано с Высшей школой экономики. Все крупные мероприятия, которые проходят в вузе, мы обязательно освещаем. Кроме того, студенты сами выбирают направления, которые им интересны. Это могут быть программы про кино, музыку, психологию, видеоигры или про архитектуру, а могут быть и различные форматы интервью. Гостей в студию приглашают сами студенты — мы хотим, чтобы они ощутили свой вклад в организацию записей.

Насколько активно студенты предлагают свои идеи для радиоматериалов?

Студенты очень активно предлагают всевозможные материалы и идеи для своих радиопрограмм. Бывает так, что контент-план по интервью у нас расписан на несколько месяцев вперед. Мы заранее договариваемся со спикерами, бронируем студию, и это здорово.

Как вы определяете, какие темы действительно интересны студенческой аудитории?

Это определение происходит не методом какого-то социологического исследования или с помощью каких-то метрик. Оно завязано на том, какие конкретно мероприятия проходят в Вышке или что сами студенты читают и смотрят в телеграм-каналах. В большинстве своем ребята сами выискивают в информационной повестке темы, за которые цепляются и которые считают интересными. Многие из них, конечно, так или иначе касаются студенческой повестки: того, что, например, связано с кино или музыкальной индустрией. Единственное, на чем я могу сделать акцент - это на тех или иных событиях в Вышке. Например, Факультет креативных индустрий проводит какое-то крупное мероприятие в Атриуме на Покровке — его нам обязательно нужно осветить, потому что оно будет интересно многим студентам.

Какие этапы включает работа над материалами? Сколько человек и на каких позициях задействованы?

Если это авторская программа, бывает такое, что ее делают всего два человека — звукорежиссер и ведущий, продюсер и редактор в одном флаконе. Например, в программе «Текст и контекст», посвященной литературе, девочки сами определяют, о чем они будут говорить, и готовят запись. То же самое с «.mp3», музыкальной программой Сони Дьяконовой: именно она выбирает, какие композиции ей нужно включить в передачу. В таких случаях я выполняю роль стороннего наблюдателя и, если необходимо, немного корректирую и направляю в нужное русло работу. Если же мы говорим про интервью, то нам нужно утвердить спикеров, чтобы они были интересны и узнаваемы. В работе обязательно должен быть редактор, который помогает с поиском гостей и с написанием сценария, продюсер, бронирующий студию и решающий все организационные моменты. Он, если нужно, оформляет пропуск на гостя и команду, которая проводит гостя для записи в медиацентр. Также в команду входит звукорежиссер и, конечно, ведущий или ведущая. Если мы берем новостной выпуск, то помимо ведущего, продюсера, редактора и звукорежиссера может быть еще корреспондент — человек, который едет на мероприятие и делает классный контент. Таким образом, на записях наших выпусков заняты от двух до пяти человек.

Какие практические навыки получают участники редакции? Что это дает им для будущей работы?

Первый навык — поиск информации, ее обработка и анализ. Второй — это коммуникабельность. Очень важно научиться общаться в команде, искать точки соприкосновения, контактировать с преподавателями, сотрудниками медиацентра или гостями интервью, доносить свою точку зрения и отстаивать ее. Третий навык — это умение не просто добывать информацию и находить возможность побывать на том или ином мероприятии, чтобы сделать классный репортаж, а именно задействовать все свои креативные способности, чтобы твоя работа получилась потрясающей.

В будущем, конечно, такая работа позволит взаимодействовать с самыми разными людьми, соблюдать дедлайны и работать в стесненных по времени условиях. Например, когда вы работаете на том или ином мероприятии длиной в два часа, вам нужно найти максимум полезной информации и потом из этого сделать репортаж — именно в такие моменты вспоминается бесценный опыт работы в редакции. Будете ли вы звукорежиссером, продюсером, редактором, корреспондентом или ведущим, а может вы вообще не будете связывать свою жизнь с радио, неважно, все это обязательно вам пригодится.

Помогает ли участие в редакции сформировать портфолио?

Ответ на этот вопрос вытекает из предыдущего. Конечно, помогает, потому что все выпуски мы выкладываем в сеть, они есть в «Яндекс Музыке» или во «ВКонтакте». При устройстве на работу можно и нужно их предоставить и заявить о своем авторстве.

Есть ли реальные кейсы, когда выпускники редакции успешно устроились на работу в СМИ?

Я знаю, что некоторые участники редакции работают в ТАСС. Кто-то пробует себя и работает в редакции «Москва 24». Часть ребят уходит на другие телеканалы или интернет-СМИ. Уверен, что навыки, полученные в редакции ВШН и «Высшей школе новостей — радио», в частности, помогли студентам.

Какие качества вы цените в студентах-журналистах больше всего?

Настойчивость — желание узнавать больше и не останавливаться на достигнутом, понимать, что если есть трудности, их можно и нужно преодолевать. Это очень классное качество для журналиста. А еще открытость миру, коммуникабельность, эмпатия и любознательность —это тоже очень классные качества, потому что без них в журналистике делать нечего.

Можете назвать проекты, которыми вы гордитесь, как преподаватель?

Я горжусь всеми проектами своих студентов и всей редакцией «Высшей школы новостей — радио». Студент для меня молодец, даже если он принял участие в одном или двух проектах и только-только прикоснулся к работе редакции. Бывали случаи, когда ребята пробовали делать авторские программы и не взлетело. В этом нет ничего страшного — зато можно себе честно сказать, что стоит попробовать свои силы в чем-то другом. Нужно понимать, что трудности в профессии будут возникать всегда. Но если найти позитивное решение этих сложностей и обрести команду, которая поможет это разрулить, то внутри появится желание продолжать этот путь и искать дальше возможности для раскрытия своих талантов. Для этого в Институте медиа и, в частности, в редакции «Высшей школы новостей — радио», все уже есть. Так что мы ждем всех, кто соберется прийти к нам в редакцию. Будем рады поработать, посотрудничать, помочь вам найти себя в карьере и раскрыть свои таланты. Приходите, будет круто! 

Данила Лаптев, 3 курс ОП «Медиакоммуникации»