С приходом в Высшую школу экономики Андрей Матюхин основал «Высшую школу новостей — радио» — редакцию, пользующуюся огромной популярностью среди студентов Института медиа.
За плечами Андрея Матюхина почти 10 лет образовательной и радиовещательной деятельности. На данный момент он не только старший преподаватель в Вышке, но и основатель радиоредакции, которая выпускает циклы новостей и авторских программ. Благодаря тщательно выстроенной работе внутри коллектива и поддержке преподавателей за короткий срок «Высшая школа новостей — радио» стала широко известна в стенах Института медиа.
Расскажите, как вы пришли в преподавание? Когда и как возникло это решение?
В преподавание я пришел еще в 2017 году — это был Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского. Меня, как практикующего журналиста, радиоведущего и автора программ, пригласила декан факультета — Богданович Галина Юрьевна. Прошло пять лет, и в 2022 году я переехал в Москву, а с 2023-го преподаю в Институте медиа Высшей школы экономики. Мне всегда нравилось обучать: я часто проводил те или иные тренинги, мастер-классы и курсы. Поэтому начать преподавательскую карьеру для меня было вполне естественно — у меня была и остается потребность делиться знаниями, навыками, умениями, которые накапливаются в практической журналистике.
Как появилась идея создать редакцию радио при ВШН?
В 2024 году мы с коллегами — Иваном Князевым, Татьяной Ремезовой, Павлом Мельниковым и Валерией Курган — обсуждали создание редакций на базе Института. Поскольку я вел предметы, посвященные радиовещанию, я предложил собрать такую редакцию.
Кто стал первыми участниками? Как вы их отбирали?
Первыми участниками стали те, кто записались через сервис «Ярмарка проектов»: ребята проходили отбор, приходили в нашу редакцию и приступали к работе. Кроме того, частью радио при ВШН были студенты-второкурсники, для которых оно входило в обязательную учебную программу. Стоит отметить, что мы сразу заявили о себе достаточно громко: о нашей деятельности студентам часто рассказывали руководители направлений и онлайн-каналы коммуникаций.
Сколько существует редакция? Что изменилось в ней с момента ее основания?
Первый выпуск «Высшей школы новостей — радио» вышел 12 апреля 2024 года, а значит, мы существуем уже почти полтора года. С момента нашего старта, когда мы работали без редакционной политики и четкого видения, наш коллектив превратился в полноценную, профессиональную редакцию. В 413 кабинете корпуса в Хитровском переулке у нас появилась мини-студия, оснащенная всем необходимым. Сейчас в работе принимает участие мощный костяк студентов второго и третьего курса, которые занимают в редакции должности шеф-редактора, исполнительного продюсера, главного звукорежиссера. У ребят есть четкое видение, как именно делать программы, составлять контент-план и участвовать в мероприятиях.
Какие темы чаще всего освещаются в редакционных материалах?
В информационных выпусках мы много говорим о том, что так или иначе связано с Высшей школой экономики. Все крупные мероприятия, которые проходят в вузе, мы обязательно освещаем. Кроме того, студенты сами выбирают направления, которые им интересны. Это могут быть программы про кино, музыку, психологию, видеоигры или про архитектуру, а могут быть и различные форматы интервью. Гостей в студию приглашают сами студенты — мы хотим, чтобы они ощутили свой вклад в организацию записей.
Насколько активно студенты предлагают свои идеи для радиоматериалов?
Студенты очень активно предлагают всевозможные материалы и идеи для своих радиопрограмм. Бывает так, что контент-план по интервью у нас расписан на несколько месяцев вперед. Мы заранее договариваемся со спикерами, бронируем студию, и это здорово.
Как вы определяете, какие темы действительно интересны студенческой аудитории?
Это определение происходит не методом какого-то социологического исследования или с помощью каких-то метрик. Оно завязано на том, какие конкретно мероприятия проходят в Вышке или что сами студенты читают и смотрят в телеграм-каналах. В большинстве своем ребята сами выискивают в информационной повестке темы, за которые цепляются и которые считают интересными. Многие из них, конечно, так или иначе касаются студенческой повестки: того, что, например, связано с кино или музыкальной индустрией. Единственное, на чем я могу сделать акцент - это на тех или иных событиях в Вышке. Например, Факультет креативных индустрий проводит какое-то крупное мероприятие в Атриуме на Покровке — его нам обязательно нужно осветить, потому что оно будет интересно многим студентам.
Какие этапы включает работа над материалами? Сколько человек и на каких позициях задействованы?
Если это авторская программа, бывает такое, что ее делают всего два человека — звукорежиссер и ведущий, продюсер и редактор в одном флаконе. Например, в программе «Текст и контекст», посвященной литературе, девочки сами определяют, о чем они будут говорить, и готовят запись. То же самое с «.mp3», музыкальной программой Сони Дьяконовой: именно она выбирает, какие композиции ей нужно включить в передачу. В таких случаях я выполняю роль стороннего наблюдателя и, если необходимо, немного корректирую и направляю в нужное русло работу. Если же мы говорим про интервью, то нам нужно утвердить спикеров, чтобы они были интересны и узнаваемы. В работе обязательно должен быть редактор, который помогает с поиском гостей и с написанием сценария, продюсер, бронирующий студию и решающий все организационные моменты. Он, если нужно, оформляет пропуск на гостя и команду, которая проводит гостя для записи в медиацентр. Также в команду входит звукорежиссер и, конечно, ведущий или ведущая. Если мы берем новостной выпуск, то помимо ведущего, продюсера, редактора и звукорежиссера может быть еще корреспондент — человек, который едет на мероприятие и делает классный контент. Таким образом, на записях наших выпусков заняты от двух до пяти человек.
Какие практические навыки получают участники редакции? Что это дает им для будущей работы?
Первый навык — поиск информации, ее обработка и анализ. Второй — это коммуникабельность. Очень важно научиться общаться в команде, искать точки соприкосновения, контактировать с преподавателями, сотрудниками медиацентра или гостями интервью, доносить свою точку зрения и отстаивать ее. Третий навык — это умение не просто добывать информацию и находить возможность побывать на том или ином мероприятии, чтобы сделать классный репортаж, а именно задействовать все свои креативные способности, чтобы твоя работа получилась потрясающей.
В будущем, конечно, такая работа позволит взаимодействовать с самыми разными людьми, соблюдать дедлайны и работать в стесненных по времени условиях. Например, когда вы работаете на том или ином мероприятии длиной в два часа, вам нужно найти максимум полезной информации и потом из этого сделать репортаж — именно в такие моменты вспоминается бесценный опыт работы в редакции. Будете ли вы звукорежиссером, продюсером, редактором, корреспондентом или ведущим, а может вы вообще не будете связывать свою жизнь с радио, неважно, все это обязательно вам пригодится.
Помогает ли участие в редакции сформировать портфолио?
Ответ на этот вопрос вытекает из предыдущего. Конечно, помогает, потому что все выпуски мы выкладываем в сеть, они есть в «Яндекс Музыке» или во «ВКонтакте». При устройстве на работу можно и нужно их предоставить и заявить о своем авторстве.
Есть ли реальные кейсы, когда выпускники редакции успешно устроились на работу в СМИ?
Я знаю, что некоторые участники редакции работают в ТАСС. Кто-то пробует себя и работает в редакции «Москва 24». Часть ребят уходит на другие телеканалы или интернет-СМИ. Уверен, что навыки, полученные в редакции ВШН и «Высшей школе новостей — радио», в частности, помогли студентам.
Какие качества вы цените в студентах-журналистах больше всего?
Настойчивость — желание узнавать больше и не останавливаться на достигнутом, понимать, что если есть трудности, их можно и нужно преодолевать. Это очень классное качество для журналиста. А еще открытость миру, коммуникабельность, эмпатия и любознательность —это тоже очень классные качества, потому что без них в журналистике делать нечего.
Можете назвать проекты, которыми вы гордитесь, как преподаватель?
Я горжусь всеми проектами своих студентов и всей редакцией «Высшей школы новостей — радио». Студент для меня молодец, даже если он принял участие в одном или двух проектах и только-только прикоснулся к работе редакции. Бывали случаи, когда ребята пробовали делать авторские программы и не взлетело. В этом нет ничего страшного — зато можно себе честно сказать, что стоит попробовать свои силы в чем-то другом. Нужно понимать, что трудности в профессии будут возникать всегда. Но если найти позитивное решение этих сложностей и обрести команду, которая поможет это разрулить, то внутри появится желание продолжать этот путь и искать дальше возможности для раскрытия своих талантов. Для этого в Институте медиа и, в частности, в редакции «Высшей школы новостей — радио», все уже есть. Так что мы ждем всех, кто соберется прийти к нам в редакцию. Будем рады поработать, посотрудничать, помочь вам найти себя в карьере и раскрыть свои таланты. Приходите, будет круто!