• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Будущее — за теми, кто учится думать»: профессор Института медиа Александр Вячеславович Шариков — о магистратуре Института медиа, ОП «Медиаменеджмент»

Он начал преподавать в 1972 году — ещё студентом педагогического института. Сегодня, спустя более чем полвека, Александр Вячеславович Шариков — один из самых уважаемых преподавателей Высшей школы экономики. С 2005 года он работает в университете на постоянной основе, а в этом году отметил 20-летие своей работы в «Вышке». Мы поговорили с ним обо всём: от истории Института медиа до будущего профессии, от онлайн-обучения до того, почему университет не должен становиться профтехучилищем.

«Будущее — за теми, кто учится думать»: профессор Института медиа Александр Вячеславович Шариков — о магистратуре Института медиа, ОП «Медиаменеджмент»

© Ольга Зотова для Института медиа

— Как вы пришли к преподаванию? При каких обстоятельствах начали работать в Институте медиа?

К преподаванию я пришёл очень давно — когда учился в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина на физическом факультете. 

С «Высшей школой экономики» дружу с 1990-х годов. Тогда я возглавлял Службу изучения аудитории ВГТРК, и меня приглашали как «выдающегося практика» читать лекции по изучению аудитории СМИ на факультете социологии ВШЭ. Тогда ещё не было Института медиа — это название появилось недавно.

В 2002 году было создано Отделение деловой и политической журналистики (ОДПЖ). А в 2004 году меня пригласил тогдашний руководитель ОДПЖ Радик Ирикович Батыршин (ныне — Председатель телерадиокомпании «Мир») разработать и прочесть курс по анализу медиааудитории. В 2005 году я «положил свою трудовую книжку» в наш замечательный университет — и с тех пор непрерывно работаю в нём.

— Что, на ваш взгляд, главное в работе преподавателя сегодня — особенно в такой динамичной сфере, как медиа и цифровые индустрии?

Во все времена главным было обучать студентов, передавая им свои знания. 

На первый план выходит формирование широкого мировоззрения, понимания базовых принципов и обучение навыкам самостоятельного освоения технологических деталей. А это — больше теория, чем практика.

— В чём вы видите свою миссию как педагога? Какие задачи ставите перед собой, когда заходите в аудиторию или готовите курс?

Миссия университетского педагога — готовить достойных профессионалов, которые бы строго придерживались этических норм и которые были бы преданы своей стране, хорошо знали бы свою историю.

— Один из курсов, которые вы ведёте, — «Анализ медиарынков». Чем он важен для студентов, и почему вы считаете его особенно актуальным сейчас?

Ответ лежит на поверхности. Быстрое развитие медиаотрасли приводит к необходимости уметь ориентироваться в сложном треугольнике отношений «Медиаорганизации – Потребители – Государство».
Он важен для студентов магистерской программы «Медиаменеджмент», поскольку медиаменеджер должен понимать не только процессы внутри своей организации, но также и отраслевые тенденции.

— Как вы оцениваете баланс между теорией и практикой в современном медиаобразовании? 

Идеальный баланс — это всегда вызов. Сегодня, когда технологии доминируют в повестке, особенно важно не терять теоретическую основу. Именно она дает студентам инструменты для анализа, критического мышления и понимания долгосрочных тенденций.

— Удается ли вам привносить в занятия реальный опыт из индустрии?

Я имею большой опыт работы и до сих пор участвую в экспертной деятельности — меня приглашают как консультанта и советника. Отрываться от индустрии опасно: можно не угнаться за изменениями и безнадёжно отстать. Пока я успеваю.

— Кому, по вашему мнению, подходит программа «Медиаменеджмент»?

Тем, кто хочет не просто освоить инструменты, а понять, как устроена медиаиндустрия. Успешный студент — это не обязательно тот, кто получает отличные оценки, а тот, кто ищет глубину, задаёт вопросы и стремится к осмысленной профессиональной позиции.

— Насколько реально совмещать учёбу на этой программе с работой? 

Совмещать сложно — стипендия небольшая, и многим студентам приходится работать. Но если учёба остаётся приоритетом, а не фоном, то даже в таких условиях можно получить серьёзные знания. Главное — осознанный выбор.

— А как вы сами совмещаете преподавание с профессиональной деятельностью вне университета?

Меня часто приглашают в качестве эксперта. Это помогает оставаться в курсе изменений и не превращаться в «академического мумифицированного профессора».

— За последние годы программа неоднократно обновлялась. Какие изменения вы считаете наиболее значимыми? 

Программа постоянно адаптируется к реалиям индустрии — это естественно и необходимо. Особенно важно, что мы сохраняем внимание к фундаментальным дисциплинам даже на фоне цифровой трансформации. Ведь технологии приходят и уходят, а понимание медиасистемы, аудитории и этики остаётся.

— Можете вспомнить студенческий проект или выпускную работу, которая особенно вас впечатлила?

За 20 лет работы в «Вышке» я видел очень много работ. Мы выпустили несколько сотен студентов. Из тех, с кем работал в последние годы:

Выпускники 2024 года:
— Ревина Дарья. Тема ВКР: «Проблема непрерывной модернизации технологий медиапроизводства в современных российских телерадиокомпаниях: управленческий аспект»
— Ломанова Дарья. Тема ВКР: «Финансовая политика российских радиокомпаний в период социально-экономического кризиса 2020–2023 гг.»
— Мохаммед Карзан (Ирак). Тема ВКР: «Телевещание в Иракском Курдистане: история, современное состояние и тенденции развития»

Выпускник 2025 года:
— Перевозчиков Сергей. Тема ВКР: «Самодеятельная детская и юношеская пресса в отечественных внешкольных учреждениях 1980–1990-х гг.»

Это только те, кто писал ВКР под моим руководством. Но было и много других интересных работ.

— Считаете ли вы, что в рамках этой программы можно исследовать практически любую тему — или всё же существуют определённые рамки?

Рамки существуют — они прописаны в нормативных документах. Но диапазон действительно довольно широкий.

— Преподавание — это для вас профессия, призвание или, может быть, способ оставаться в курсе новых веяний в индустрии?

И то, и другое, и третье. Я люблю общаться со студентами. Набираешься энергии, пытаешься понять, чем новые поколения отличаются от предыдущих. В конце концов, именно вам, студентам, принадлежит будущее. И, общаясь со студентами, как бы заглядываешь в это будущее.

— Где вы чаще проводите свободное время — в музее или в театре? Есть ли у вас любимое культурное пространство в России или за рубежом?

Моё приоритетное культурное пространство — классическая музыка. Если выбирать между местами проведения досуга, то это Консерватория, Зал Чайковского, Дом музыки или «Зарядье».

Но, разумеется, с удовольствием хожу и в другие места. Этим летом мы с женой посетили Санкт-Петербург — Русский музей, Юсуповский дворец. А потом поехали в Великий Новгород и обошли там все музеи и выставки.

— Кофе или чай? Есть ли у вас ритуал, связанный с этим — например, утренний кофе перед лекцией?

С утра — кофе. Во второй половине дня — чай. Когда занятия в «Вышке» вечером, то в это время хорошо идёт горячий шоколад.

— Если выбираете книгу для чтения, какой жанр вас привлекает больше всего — профессиональная литература, художественная проза, научпоп?

Работать приходится много, и потому чаще читаю научную и профессиональную литературу. Но иногда с удовольствием читаю художественную — и не только.

— Есть ли место на Земле, куда вы давно мечтаете поехать? Что вас в нём привлекает?

Я много путешествовал — как по России, так и по миру. Это в основном были служебные командировки: Европа, Азия, Африка, Северная Америка. Многие десятки стран и российских регионов — от Калининграда до Магадана, от Сочи до Салехарда и даже ещё севернее.

Из крупных стран, куда так и не добрался, назову две: Индию и Бразилию. Привлекает культура. Может быть, ещё доберусь и до них.

— И напоследок: если бы вы могли дать один совет студенту, который только начинает свой путь в медиаиндустрии, — что бы это был за совет?

Первое. Придерживайтесь Золотого правила этики: “Поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы другие поступали по отношению к тебе”. Второе. Не бойтесь задавать вопросы. Особенно — себе. Что я хочу делать? Почему это важно? Кому это нужно? Ответы на такие вопросы помогут вам не просто найти работу, а найти своё место в профессии.

За полвека в профессии Александр Вячеславович Шариков видел, как менялись технологии, форматы и даже смысл слова «медиа». Но одно осталось неизменным — убеждённость в том, что настоящее образование начинается там, где заканчивается поверхностность. Его аудитория — не просто место для передачи знаний, а пространство диалога между эпохами: где опыт встречается с амбициями, а теория — с будущим.

И, возможно, именно в этом — главный урок для тех, кто сегодня выбирает путь в медиа: не бежать за трендами, а учиться видеть за ними человека, общество и время.

Лобанова Дарья, 1 курс, ОП Медиаменеджмент