«Исследование бросать не планирую»: старший преподаватель Института медиа Дмитрий Терехов защитил кандидатскую диссертацию

В выступлении Дмитрий Андреевич подробно изложил основные положения исследования, представил разработанные им методы структурного анализа видеоигровых нарративов и классификацию видеоигровых квестов, затем озвучил выводы, к которым он пришел в процессе исследования игр жанра RPG и их нарративной структуры.
После этого прошло обсуждение диссертации Дмитрия Андреевича с членами диссертационного комитета: сначала в формате вопросов и ответов, затем в рамках научной дискуссии.
«Плюсы этой работы мне кажутся совершенно очевидными: это выявление константных моделей, по которым существуют сложные нарративы. Это очень непростая задача. Вся научная энергия, весь объём очень серьёзно и нетривиально проработанной научной литературы работает на это, — отметила доктор культурологии, заведующая сектором художественных проблем массмедиа Государственного института искусствознания Екатерина Сальникова. — Эта диссертация — очень добротное, интересное, хорошее исследование, которое является неким необходимым фрагментом в общей картине игрового мира».
«Мне кажется очень интересным то, что делает Дмитрий Андреевич, предлагая такой интересный подход, в котором нарратология и некоторые другие филологические не столько дисциплины, сколько методологии могут использоваться для исследования игры как своего рода текста, — похвалила исследование доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения Кубанского государственного университета Вера Сердечная. — Мне очень нравится мысль об игровой семиосфере, когда мы подходим к игре как системе знаков. Мне было интересно, и я до сих пор нахожусь в диалоге с понятием «расщепление нарратива». Работа меня как читателя, в общем-то, обогатила».
«Мы можем смело говорить о том, что область научных интересов Дмитрия Андреевича существует на пересечении таких областей, как новые медиа, интерактивная литература, интерактивный кинематограф. Но тем важнее и тем интереснее, когда это всё помещается в контекст специфики структуры открытого произведения в рамках видеоигрового нарратива, — сказала кандидат филологических наук, профессор Института медиа и научный руководитель диссертации Мария Штейнман. — Уникальный опыт реципиента здесь строится не на восприятии готовых сюжетов, а на соучастии в их создании, пусть даже в рамках, заданных разработчиками игр. Именно поэтому так важна поднимаемая Дмитрием Андреевичем тема расщепления».
«Я согласен с коллегами, что самая интригующая часть работы — это феномен «расщепления». Это одновременно и приём, который используют создатели, и в то же время какая то категория антропологическая, связанная с запросом человека на какой-то духовный, специфический опыт, который, видимо, только игры могут дать, — поддержал оценку других членов комитета кандидат филологических наук, старший преподаватель Института медиа Артем Зубов. — Очень интересно смотрится рассуждение автора о том, что игры со сложной последовательной структурой оказываются новым этапом развития полифонического романа, что позволяет включить видеоигры в более широкий культурный контекст».
«Текст интересный, ground-breaking, что называется. Очень здорово, что Дмитрий Андреевич смог перевести апелляцию к Ролану Барту из идеи в методологию, — высказался об исследовании кандидат философских наук, доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ Алексей Салин. — Происходит переход от теории к инструменту, с которым можно реально работать с конкретными примерами. Разработка инструментария — это очевидное достоинство работы».
«Работу я видел много раз. Она ко мне постоянно возвращалась на различных этапах подготовки. У меня, в конце концов, просто ну никаких замечаний не осталось, — поделился впечатлениями кандидат философских наук, заместитель заведующего Лабораторией критической теории культуры НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Константин Очеретяный. — Работа мне понравилась концептом, потому что не каждая, наверное, диссертация вводит концепт. Многие по большому счёту опираются на реферативность, на применение чужих методов. В данной диссертации, мне кажется, это самая важная, самая мощная часть — здесь очень удачно введен концепт квеста, чтобы отличить игры от интерактивного искусства, от литературы, кино, других форм повествования».
Дмитрий Терехов также поблагодарил участников диссертационного комитета за вклад в исследование и выразил уверенность в продолжении исследований по заданному в диссертации направлению.
Терехов Дмитрий Андреевич
Старший преподаватель Института медиа
Члены комитета видели эту работу на разных этапах, и по их отзывам она была значимо дополнена содержательно. Поэтому я благодарю их ещё раз за участие и помощь, без вас исследование не существовало бы в таком виде.
Теорию и само исследование бросать не планирую и буду дальше развивать. Поэтому надеюсь встретиться на других выступлениях и продолжить обсуждение уже в формате письменной дискуссии, чтобы представленные наработки были полезны уже не на словах, а на деле другим исследователям тоже.
Члены диссертационного комитета единогласно рекомендовали присудить Дмитрию Терехову ученую степень кандидата наук о культуре, что и было сделано диссертационным совет по культурологии, искусству и дизайну 30 октября.
Институт медиа поздравляет Дмитрия Терехова и желает ему дальнейших академических успехов!
Зубов Артем Александрович
Институт медиа: Старший преподаватель
Очеретяный Константин Алексеевич
Лаборатория критической теории культуры: Заместитель заведующего лабораторией
Салин Алексей Сергеевич
Школа дизайна: Доцент
Терехов Дмитрий Андреевич
Институт медиа: Старший преподаватель
Штейнман Мария Александровна
Институт медиа: Профессор