Медиарынки Востока: от турецких сериалов до цифровой трансформации Сирии

О проекте
Руководитель проекта — кандидат наук и доцент Института медиа НИУ ВШЭ — Михаил Зеленцов. Он напомнил о целях большого исследования по деглобализации медиарынков и его задачах. В понимании исследовательской группы Института медиа, деглобализация — это ориентация определенного региона мира на собственные ценности, интересы, экономическую политику в контексте социокультурного и политико-правового развития страны. При этом деглобализация не означает изоляцию, а представляет собой политику продвижения аутентичного видения развития региона.
О втором семинаре
Семинар был посвящен медиарынкам Ближнего Востока. В проекте приняли участие преподаватели и студенты бакалавриата и магистратуры Института медиа. Гостями были студенты факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ, руководитель исследовательского проекта, доцент Михаил Зеленцов, заместитель директора Института медиа, профессор Олег Дмитриев и другие приглашенные эксперты.
С докладами выступили Артур Новиков («Медиарынок Ближнего Востока в постпандемийный период на примере КСА, Катара и ОАЭ: экспансия на Запад и привлечение иностранного капитала»), Олег Дмитриев («Альджазира и глобальная медиасистема»), Анна Степанова («Трансформация медиасистемы Сирии после формирования переходных правительств: деэскалация внутренних конфликтов, иностранные инвестиции и рост новых медиа») и Максим Кириллов («Современный медиарынок Турции: баланс между инновациями и традицией»).
Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ
Первым выступил Артур Новиков с анализом медиарынка стран Персидского залива. Для анализа он использовал AGIL-схему Толкотта Парсонса (Adaptation, Goal attainment, Integration, Latency), рассматривая адаптацию (цифровизация и использование данных как стратегического актива), целеполагание (экспорт контента и конкуренция), интеграцию (связь между традиционными СМИ, digital и стримингом) и латентную функцию (поддержка культурной идентичности).
Новиков отметил, что медиарынок региона вырос с $72,4 млрд в 2021 году до $93,2 млрд в 2025-м, при этом Саудовская Аравия занимает лидирующую позицию ($34,4 млрд), Турция — второе место ($10,6 млрд), ОАЭ — третье ($9,0 млрд). Особое внимание было уделено концепции «Vision-2030», стратегии диверсификации экономики и ухода от нефтяной зависимости.
Основным трендом выступающий назвал рост видеоигровой индустрии: Саудовская Аравия провела крупнейшую сделку в игровой индустрии — покупку EA Sports за $55 млрд, а доходы от гейминга в регионе достигли $5,3 млрд. ОАЭ позиционирует себя как хаб для киберспорта и стремится стать международным медиацентром.
Аудиторию заинтересовал вопрос о гендерной статистике: учитывается ли гендерное различие и данные о мигрантах при анализе медиапотребления в этих странах. Новиков ответил, что статистические данные об этом регионе крайне труднодоступны, поэтому он не уделил внимание этому вопросу, но обратит на это внимание в будущем. Также обсуждалась роль данных как стратегического актива и модель гибрида платформенного и государственного капитализма.
Аль-Джазира
Вторым выступил Олег Аркадьевич Дмитриев с системным докладом о медиа «Аль-Джазира». Прежде всего он обозначил, что для понимания работы этого медиа нужно знать, что из себя представляет арабская «улица» — кто эти люди и что они потребляют.
«Аль-Джазира» представляет собой круглосуточный информационный канал, альтернативный англосаксонскому мейнстриму. Канал вещает на английском языке из неарабоязычной страны, предоставляя «новости снизу» — информацию о людях, но в интересах конкретных государств.
Основные вызовы, с которыми столкнулась «Аль-Джазира» в 2022-25 годах: чемпионат мира по футболу, эскалация ближневосточного конфликта и блокировки вещания из-за позиции по Палестине. После блокировок медиа усилило свою панарабскую позицию, продолжило продвигать мусульманский взгляд на мусульманский мир и стало развивать так называемую «медленную журналистику».
Олег Аркадьевич подчеркнул, что для Катара ислам и мусульманское единство — это неоспоримая культурная традиция, а не экстремизм. Также одним из важных аспектов редакционной политики является то, что контент на английском — это не перевод с арабского, а, наоборот, осознанный рассказ о мусульманском мире для немусульманских зрителей.
Сирия
Третьей выступила Анна Степанова с глубоким историческим и культурным анализом медиасистемы Сирии. Используя аналитический реализм Парсонса, она показала трансформацию сирийских СМИ в постреволюционный период при переходных правительствах.
Степанова отметила, что до революции в Сирии большие медиа были в руках государства и олигархов. Это, в свою очередь, привело к росту новых медиа на фоне отсутствия доверия авторитетам у населения. После революции наблюдается трансформация: государственная монополия ослабла, появилась возможность покупать медиаплощадки, запущен проект «Медиа-города» с инвестициями в $1,5 млрд.
Ключевая особенность региона: население не активно включено в пользование Интернетом (около 36% на начало 2025 года), но при этом наблюдается рост новых медиа, связанный с недоверием к традиционным СМИ. В стране активно используется WhatsApp как медиаплатформа, работает большое количество независимых цифровых платформ. И всё-таки в настоящее время в Сирии нет сформированной медиасистемы как таковой — она находится в стадии становления после революции.
Важный вопрос от Олега Аркадьевича Дмитриева касался примера Канады и зарубежного финансирования медиа других стран и вытекающего из этого политического влияния. Степанова предположила, что в случае с Сирией мы вероятнее увидим влияние не европейских стран и США, а региональных игроков, таких как Турция или Ирак.
Турция
Завершил серию выступлений Максим Кириллов с анализом медиарынка Турции через призму преемственности и культурного кода. Используя парсонсовскую схему, он показал баланс между инновациями и традицией.
Турецкий медиарынок составляет $10,6 млрд (2025), что ставит страну на второе место в регионе. Инвестиции выросли: цифровые медиа — на 74,2%, ТВ — на 56,1%, кинопроизводство — на 42,8%. При этом количество печатных изданий сократилось на 20%, хотя 81% — это местные газеты.
Особое внимание Кириллов уделил феномену турецких сериалов. Более 300 проектов экспортируются в около 170 стран, выручка превышает $500 млн. Аудитория — почти 1 млрд зрителей по всему миру. Спрос на турецкие сериалы вырос на 184% (2020-2023), опередив корейские (73%).
На стриминговом рынке доминируют международные платформы: Netflix (~42%), Amazon Prime Video (~29%), но растут и локальные — Exxen (~13%). В апреле 2025 года произошло слияние BluTV и HBO Max.
Вопросы аудитории в основном касались темы цензуры и блокировок платформ. Кириллов отметил, что по рейтингу Freedom House Турция заняла 56-е место из 72 стран, а по индексу свободы прессы RSF (Reporters Without Borders) — 159-е место.
Дискуссия была активной: обсуждались механизмы государственного контроля, законодательное регулирование и необходимость разработки национальных платформ как альтернативы глобальным.
Общие выводы
Семинар показал разнообразие моделей развития медиарынков Ближнего Востока — от государственно-олигархической системы стран Залива до трансформирующейся медиасреды Сирии и централизованного, но коммерчески успешного рынка Турции. Общими трендами стали цифровизация, рост стриминга и видеоигр, использование медиа как инструмента «мягкой силы» и стремление к созданию региональных альтернатив глобальным платформам.
Следующий семинар проекта будет посвящён исследованию медиарынков стран Африки и Латинской Америки.
Зеленцов Михаил Владимирович
Руководитель центра развития научных компетенций
«Мы в принципе до этого не исследовали медиарынки и медиасистемы ближневосточного региона. Пусть мы не востоковеды, но мы можем точечно изучить именно медийную составляющую этой области. И это полезно не только для академического сообщества медиаиндустрии, но и для наших студентов, которые будут работать в индустрии и продолжать свои исследования. Изучение национальных медиарынков прямо сейчас — это гиперактуально по всем параметрам».
Дмитриев Олег Аркадьевич
Заместитель директора
«Очень приятно, что эта тема интересна студентам. Ведь здесь затрагиваются не только журналистские, но и деловые аспекты деятельности. Это попытка сделать глобальный обзор того, что происходит в разных странах. И сегодня я не только сам делился знаниями, но и очень много почерпнул от наших исследователей. Это действительно мощный образовательный проект, который нужно продолжать продвигать».
Серафима Шурова, 3 курс, ОП «Журналистика»
Дмитриев Олег Аркадьевич
Институт медиа: Заместитель директора
Зеленцов Михаил Владимирович
Центр развития научных компетенций: Руководитель центра