Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
Почта: hsemedia@hse.ru
VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram
40 бюджетных мест
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
10 платных мест для иностранцев
40 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
125 платных мест
10 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
13 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
7 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
65 бюджетных мест
50 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
20 платных мест для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
13 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
5 бюджетных мест
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
70 платных мест
2 платных места для иностранцев
Земцов Д. И., Груздев И. А., Дмитриева А. С. и др.
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.
Arkhangelsky A. N., Novikova A.
Chinese Semiotic Studies. 2023. Vol. 19. No. 2. P. 315-332.
В кн.: Аспирантский сборник. Выпуск 12. Сборник статей по материалам Международного форума молодых исследователей искусства "Научная весна-2022". М.: Государственный институт искусствознания, 2023. С. 182-188.
Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.
Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021
Время постоянно бросает вызов тем, кто работает в медиаиндустрии. В такой комплексной сфере слишком много взаимосвязанных элементов — от общественных перемен до революционных изменений в технологиях.
Мы предлагаем взглянуть на социальные процессы гораздо шире. Это обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу big data, основам режиссуры, этапам творческого процесса и производственному циклу создания медиапродукта, словом, всему тому, что называется «журналистика», «медиа» и «коммуникации».
Медиашкола уже второй год проходит в Царском Селе при поддержке Фонда «Либеральная миссия». Студенты приезжают сюда, чтобы понять, что делает новости новостями и как их «правильно» читать и смотреть.
Люди часто не замечают, что медиа — особенно с появлением соцсетей — стали «одушевленными» и вовлекающими, они часть нашей повседневной жизни. Нам не безразлично, с кем быть рядом в реальности — так же и в жизни «с» и «в» медиа: очень важно знать, в каком информационном окружении ты находишься. Мы убеждены, что медиаграмотность может и должна стать частью экосистемы медиа и образования, а новостная грамотность помогать развитию критического мышления и критической автономии аудитории. Для немедийщиков такой, со стороны потребителя, взгляд на медиа — это перспективное направление дополнительного образования, для журналистов — новая и важная научная колея.
В программе школы были и лекции, и семинары, и игры, и даже прогулки по Екатерининскому парку Царского Села. О самом понятии «новостная грамотность» участникам школы подробно рассказала Анна Качкаева. Телеведущая Светлана Сорокина объяснила формат ток-шоу и смысл «власти информации» — и провела экскурсию по парку! Светлана Шомова, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, познакомила ребят с видами медийного воздействия и тем, как работает манипуляция с сознанием и подсознанием человека. О «новостных драйверах» — факторах, которые делают новости новостями — говорила Анна Колчина, преподаватель Департамента медиа. Анна Новикова, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, провела семинар по анализу аудиовизуальных текстов и развлекательного контента. В последний день Александр Архангельский, писатель, телеведущий, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, вместе с ребятами рассмотрел, как в пропаганде используется кино — на примере фильма Лени Рифеншталь «Триумф воли».
Участники играли в редакторов газеты, телеканала, радиостанции и новостного сайта: из десяти предложенных новостей нужно было выбрать четыре наиболее актуальные для конкретной аудитории темы и самим написать по ним новости. Был и «испорченный телефон» — ребята в командах рассказывали друг другу одну и ту же новость, а потом разбирали ход игры.
Мне безумно понравилась медиашкола в Царском селе. Что хотелось бы отметить, так это лекторов — все лекции и семинары проходили на одном дыхании, потому что было очень интересно! Обучаться медиаграмотности у экспертов, которые знают о новостях все, которые могут сами оказывать влияние на эту сферу, — это бесценный опыт. Еще не могу не отметить прогулку по Царскому Селу со Светланой Сорокиной, было увлекательно и познавательно.
Буду использовать в жизни и профессии все знания, что приобрел в медиашколе, — я учусь в Поволжском институте управления им. П.А.Столыпина на политолога, а политолог должен постоянно следить за новостями.
Антон Коханенко
Участник школы «Про новости — грамотно», Саратов
В первый же день нам была дана задача — на протяжении всей школы, применяя знания и навыки с лекций и семинаров, разработать свои кейсы по медиаграмотности и презентовать их в последний день. В итоге у одной команды был видеосюжет с «подводными камнями», у другой — игра-алгоритм со всевозможными вариантами решения ситуации, а у третьей — визуальные новости.
Вообще, мне кажется, пора становиться грамотным человеком, который проводит анализ поступающей информации, обращает внимание на источник, на тематику сайта или телеканала. Это и есть новостная грамотность — и критическое мышление, и ответственность, и гражданская позиция, и внимательное отношение ко всему происходящему в мире, неравнодушие.
На эти мысли меня натолкнула медиашкола в Царском Селе. Эта площадка — нечто значимое, важное, несущее множество смыслов. Я согласна с руководителями проекта «Про новости — грамотно», что подобные курсы нужно обязательно внедрять в школьное и университетское образование.
Нина Любинарская
Участница школы «Про новости — грамотно», Чебоксары
Школа по медиаграмотности в Царском Селе для меня стала настоящим открытием — я и подумать не мог, что она будет настолько интересной. Из неё я многое вынес: узнал множество стратегий создания новостей, а также отчасти научился распознавать предвзятость в СМИ. Надеюсь использовать полученные знания и навыки не только в бытовой, но и в профессиональной сфере — я учусь в нижегородском филиале Вышки на образовательной программе «Фундаментальная и прикладная лингвистика».
Игорь Иванычев
Участник школы «Про новости – грамотно», Нижний Новгород
Что изменится после школы? Судя по отзывам, ребята иначе будут смотреть и читать новости. Теперь они лучше понимают, как и с помощью чего можно ввести в информационное заблуждение, почему три источника информации лучше, чем два, и почему работа в медиа - дело ответственное, требующее учета очень многих факторов и соблюдения этических стандартов.
Ребята играли в «верстку» или «повестку дня», выбирали наиболее достоверный источник, придумывали квесты и тренажеры в финале школы. На тренингах в погоне за сенсациями, коммерческим успехом и политической целесообразностью они успели наступить на многие грабли — как и реальные журналисты в реальных редакциях. Все это, надеюсь, поможет им в жизни, потому что умение чувствовать медиасреду, делать информационный выбор — это важное качество для современного человека, некоторая гарантия от информационной перегрузки и манипулирования.
Ну и конечно, мы рассчитываем, что слушатели школы сумеют многое объяснить и своим сверстникам и, что важнее, старшим родственникам, которые очень медиадоверчивы. А гуляние по прекрасным паркам Царского Села и улицам Петербурга — это дополнительный коммуникационный и культурный бонус! Первый приезд в такие места не забывается.
Анна Качкаева
Профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, руководитель школы «Про новости — грамотно»
За последние два года центры новостной грамотности открылись в университетах Гонконга и Познани (Польша), первый российский региональный центр заработал в Ростове-на-Дону. Минсвязи РФ объявило медиаграмотность одним из важнейших направлений отрасли.
Преподаватели Департамента медиа познакомились с работой центра новостной грамотности в 2012 году в университете Stony Brook (штат Нью-Йорк). Уже четвертый год студенты образовательной программы «Журналистика» Вышки проходят курс по новостной грамотности. В прошлом году в рамках майонора «Медиа и массовые коммуникации» осваивать это направление стали и студенты Вышки немедийных специальностей. Международная конференция «Медиаграмотность и медиаобразование: цифровые медиа для будущего» собирает специалистов в сфере медиа из разных регионов и стран. Задача еще одного проекта ВШЭ — школы «Про новости — грамотно» — продвижение идеи медиаграмотности среди молодых людей в регионах. Осенью 2016 года школа пройдет в Екатеринбурге, на базе Ельцин центра — одного из лучших мультимедийных музеев в стране.
Текст: Милена Рублева, 3 курс «Журналистики»
Анна Качкаева
Анна Качкаева Профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, руководитель школы «Про новости — грамотно»