• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Different Media, Same Messages: Character Assassination in the Television News during the 2014 Ukrainian Crisis

Samoilenko S., Erzikova E., Davydov S. G. et al.

International Communication Research Journal. 2017. Vol. 52. No. 2. P. 31-55.

Глава в книге
6.1 Трансформация организационной структуры редакции: от традиционной к конвергентной

Кирия И. В.

В кн.: Мультимедийная журналистика. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. Гл. 6.1. С. 249-259.

Препринт
Цифровая навигация в пространстве города: проблемы методологии исследования

Лапина-Кратасюк Е. Г., Запорожец О. Н., Епанова Ю. В.

SSRN-id2779629. SSRN-id2779629. Российская Академия народного хозяйства и государственной службы, 2016

В Царском Селе прошла школа «Про новости — грамотно»

Восемнадцать студентов немедийных специальностей со всей России узнали, что такое медиаграмотность и как ей овладеть. Школу организовали и провели 11-14 мая преподаватели Департамента медиа Вышки. Рассказываем, как всё прошло.

Медиашкола уже второй год проходит в Царском Селе при поддержке Фонда «Либеральная миссия». Студенты приезжают сюда, чтобы понять, что делает новости новостями и как их «правильно» читать и смотреть.

Люди часто не замечают, что медиа — особенно с появлением соцсетей — стали «одушевленными» и вовлекающими, они часть нашей повседневной жизни. Нам не безразлично, с кем быть рядом в реальности — так же и в жизни «с» и «в» медиа: очень важно знать, в каком информационном окружении ты находишься. Мы убеждены, что медиаграмотность может и должна стать частью экосистемы медиа и образования, а новостная грамотность помогать развитию критического мышления и критической автономии аудитории. Для немедийщиков такой, со стороны потребителя, взгляд на медиа — это перспективное направление дополнительного образования, для журналистов — новая и важная научная колея.

Анна Качкаева
Анна Качкаева Профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, руководитель школы «Про новости — грамотно»

В программе школы были и лекции, и семинары, и игры, и даже прогулки по Екатерининскому парку Царского Села. О самом понятии «новостная грамотность» участникам школы подробно рассказала Анна Качкаева. Телеведущая Светлана Сорокина объяснила формат ток-шоу и смысл «власти информации» — и провела экскурсию по парку! Светлана Шомова, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, познакомила ребят с видами медийного воздействия и тем, как работает манипуляция с сознанием и подсознанием человека. О «новостных драйверах» — факторах, которые делают новости новостями — говорила Анна Колчина, преподаватель Департамента медиа. Анна Новикова, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, провела семинар по анализу аудиовизуальных текстов и развлекательного контента. В последний день Александр Архангельский, писатель, телеведущий, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, вместе с ребятами рассмотрел, как в пропаганде используется кино — на примере фильма Лени Рифеншталь «Триумф воли».

Участники играли в редакторов газеты, телеканала, радиостанции и новостного сайта: из десяти предложенных новостей нужно было выбрать четыре наиболее актуальные для конкретной аудитории темы и самим написать по ним новости. Был и «испорченный телефон» — ребята в командах рассказывали друг другу одну и ту же новость, а потом разбирали ход игры.

Мне безумно понравилась медиашкола в Царском селе. Что хотелось бы отметить, так это лекторов — все лекции и семинары проходили на одном дыхании, потому что было очень интересно! Обучаться медиаграмотности у экспертов, которые знают о новостях все, которые могут сами оказывать влияние на эту сферу, — это бесценный опыт.  Еще не могу не отметить прогулку по Царскому Селу со Светланой Сорокиной, было увлекательно и познавательно.

Буду использовать в жизни и профессии все знания, что приобрел в медиашколе, — я учусь в Поволжском институте управления им. П.А.Столыпина на политолога, а политолог должен постоянно следить за новостями.

Антон Коханенко
Участник школы «Про новости — грамотно», Саратов

В первый же день нам была дана задача — на протяжении всей школы, применяя знания и навыки с лекций и семинаров, разработать свои кейсы по медиаграмотности и презентовать их в последний день. В итоге у одной команды был видеосюжет с «подводными камнями», у другой — игра-алгоритм со всевозможными вариантами решения ситуации, а у третьей — визуальные новости.

Вообще, мне кажется, пора становиться грамотным человеком, который проводит анализ поступающей информации, обращает внимание на источник, на тематику сайта или телеканала. Это и есть новостная грамотность — и критическое мышление, и ответственность, и гражданская позиция, и внимательное отношение ко всему происходящему в мире, неравнодушие.

На эти мысли меня натолкнула медиашкола в Царском Селе. Эта площадка — нечто значимое, важное, несущее множество смыслов.  Я согласна с руководителями проекта «Про новости — грамотно», что подобные курсы нужно обязательно внедрять в школьное и университетское образование.

Нина Любинарская
Участница школы «Про новости — грамотно», Чебоксары

Школа по медиаграмотности в Царском Селе для меня стала настоящим открытием — я и подумать не мог, что она будет настолько интересной. Из неё я многое вынес: узнал множество стратегий создания новостей, а также отчасти научился распознавать предвзятость в СМИ. Надеюсь использовать полученные знания и навыки не только в бытовой, но и в профессиональной сфере — я учусь в нижегородском филиале Вышки на образовательной программе «Фундаментальная и прикладная лингвистика».

Игорь Иванычев
Участник школы «Про новости – грамотно», Нижний Новгород 

Что изменится после школы? Судя по отзывам, ребята иначе будут смотреть и читать новости. Теперь они лучше понимают, как и с помощью чего можно ввести в информационное заблуждение, почему три источника информации лучше, чем два, и почему работа в медиа - дело ответственное, требующее учета очень многих факторов и соблюдения этических стандартов.

Ребята играли в «верстку» или «повестку дня», выбирали наиболее достоверный источник, придумывали квесты и тренажеры в финале школы. На тренингах в погоне за сенсациями, коммерческим успехом и политической целесообразностью они успели наступить на многие грабли — как и реальные журналисты в реальных редакциях. Все это, надеюсь, поможет им в жизни, потому что умение чувствовать медиасреду, делать информационный выбор — это важное качество для современного человека, некоторая гарантия от информационной перегрузки и манипулирования.

Ну и конечно, мы рассчитываем, что слушатели школы сумеют многое объяснить и своим сверстникам и, что важнее, старшим родственникам, которые очень медиадоверчивы. А гуляние по прекрасным паркам Царского Села и улицам Петербурга — это дополнительный коммуникационный и культурный бонус! Первый приезд в такие места не забывается.

Анна Качкаева
Профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, руководитель школы «Про новости — грамотно»

За последние два года центры новостной грамотности открылись в университетах Гонконга и Познани (Польша), первый российский региональный центр заработал в Ростове-на-Дону. Минсвязи РФ объявило медиаграмотность одним из важнейших направлений отрасли.

Преподаватели Департамента медиа познакомились с работой центра новостной грамотности в 2012 году в университете Stony Brook (штат Нью-Йорк). Уже четвертый год студенты образовательной программы «Журналистика» Вышки проходят курс по новостной грамотности. В прошлом году в рамках майонора «Медиа и массовые коммуникации» осваивать это направление стали и студенты Вышки немедийных специальностей. Международная конференция «Медиаграмотность и медиаобразование: цифровые медиа для будущего» собирает специалистов в сфере медиа из разных регионов и стран. Задача еще одного проекта ВШЭ — школы «Про новости — грамотно» — продвижение идеи медиаграмотности среди молодых людей в регионах. Осенью 2016 года школа пройдет в Екатеринбурге, на базе Ельцин центра — одного из лучших мультимедийных музеев в стране.

Текст: Милена Рублева, 3 курс «Журналистики»

За фотографии благодарим Нину Любинарскую, участницу школы «Про новости — грамотно»