Восемнадцать студентов немедийных специальностей со всей России узнали, что такое медиаграмотность и как ей овладеть. Школу организовали и провели 11-14 мая преподаватели Департамента медиа Вышки. Рассказываем, как всё прошло.
Медиашкола уже второй год проходит в Царском Селе при поддержке Фонда «Либеральная миссия». Студенты приезжают сюда, чтобы понять, что делает новости новостями и как их «правильно» читать и смотреть.
Люди часто не замечают, что медиа — особенно с появлением соцсетей — стали «одушевленными» и вовлекающими, они часть нашей повседневной жизни. Нам не безразлично, с кем быть рядом в реальности — так же и в жизни «с» и «в» медиа: очень важно знать, в каком информационном окружении ты находишься. Мы убеждены, что медиаграмотность может и должна стать частью экосистемы медиа и образования, а новостная грамотность помогать развитию критического мышления и критической автономии аудитории. Для немедийщиков такой, со стороны потребителя, взгляд на медиа — это перспективное направление дополнительного образования, для журналистов — новая и важная научная колея.
В программе школы были и лекции, и семинары, и игры, и даже прогулки по Екатерининскому парку Царского Села. О самом понятии «новостная грамотность» участникам школы подробно рассказала Анна Качкаева. Телеведущая Светлана Сорокина объяснила формат ток-шоу и смысл «власти информации» — и провела экскурсию по парку! Светлана Шомова, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, познакомила ребят с видами медийного воздействия и тем, как работает манипуляция с сознанием и подсознанием человека. О «новостных драйверах» — факторах, которые делают новости новостями — говорила Анна Колчина, преподаватель Департамента медиа. Анна Новикова, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, провела семинар по анализу аудиовизуальных текстов и развлекательного контента. В последний день Александр Архангельский*, писатель, телеведущий, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, вместе с ребятами рассмотрел, как в пропаганде используется кино — на примере фильма Лени Рифеншталь «Триумф воли».
Участники играли в редакторов газеты, телеканала, радиостанции и новостного сайта: из десяти предложенных новостей нужно было выбрать четыре наиболее актуальные для конкретной аудитории темы и самим написать по ним новости. Был и «испорченный телефон» — ребята в командах рассказывали друг другу одну и ту же новость, а потом разбирали ход игры.
Мне безумно понравилась медиашкола в Царском селе. Что хотелось бы отметить, так это лекторов — все лекции и семинары проходили на одном дыхании, потому что было очень интересно! Обучаться медиаграмотности у экспертов, которые знают о новостях все, которые могут сами оказывать влияние на эту сферу, — это бесценный опыт. Еще не могу не отметить прогулку по Царскому Селу со Светланой Сорокиной, было увлекательно и познавательно.
Буду использовать в жизни и профессии все знания, что приобрел в медиашколе, — я учусь в Поволжском институте управления им. П.А.Столыпина на политолога, а политолог должен постоянно следить за новостями.
В первый же день нам была дана задача — на протяжении всей школы, применяя знания и навыки с лекций и семинаров, разработать свои кейсы по медиаграмотности и презентовать их в последний день. В итоге у одной команды был видеосюжет с «подводными камнями», у другой — игра-алгоритм со всевозможными вариантами решения ситуации, а у третьей — визуальные новости.
Вообще, мне кажется, пора становиться грамотным человеком, который проводит анализ поступающей информации, обращает внимание на источник, на тематику сайта или телеканала. Это и есть новостная грамотность — и критическое мышление, и ответственность, и гражданская позиция, и внимательное отношение ко всему происходящему в мире, неравнодушие.
На эти мысли меня натолкнула медиашкола в Царском Селе. Эта площадка — нечто значимое, важное, несущее множество смыслов. Я согласна с руководителями проекта «Про новости — грамотно», что подобные курсы нужно обязательно внедрять в школьное и университетское образование.
Школа по медиаграмотности в Царском Селе для меня стала настоящим открытием — я и подумать не мог, что она будет настолько интересной. Из неё я многое вынес: узнал множество стратегий создания новостей, а также отчасти научился распознавать предвзятость в СМИ. Надеюсь использовать полученные знания и навыки не только в бытовой, но и в профессиональной сфере — я учусь в нижегородском филиале Вышки на образовательной программе «Фундаментальная и прикладная лингвистика».
Что изменится после школы? Судя по отзывам, ребята иначе будут смотреть и читать новости. Теперь они лучше понимают, как и с помощью чего можно ввести в информационное заблуждение, почему три источника информации лучше, чем два, и почему работа в медиа - дело ответственное, требующее учета очень многих факторов и соблюдения этических стандартов.
Ребята играли в «верстку» или «повестку дня», выбирали наиболее достоверный источник, придумывали квесты и тренажеры в финале школы. На тренингах в погоне за сенсациями, коммерческим успехом и политической целесообразностью они успели наступить на многие грабли — как и реальные журналисты в реальных редакциях. Все это, надеюсь, поможет им в жизни, потому что умение чувствовать медиасреду, делать информационный выбор — это важное качество для современного человека, некоторая гарантия от информационной перегрузки и манипулирования.
Ну и конечно, мы рассчитываем, что слушатели школы сумеют многое объяснить и своим сверстникам и, что важнее, старшим родственникам, которые очень медиадоверчивы. А гуляние по прекрасным паркам Царского Села и улицам Петербурга — это дополнительный коммуникационный и культурный бонус! Первый приезд в такие места не забывается.
За последние два года центры новостной грамотности открылись в университетах Гонконга и Познани (Польша), первый российский региональный центр заработал в Ростове-на-Дону. Минсвязи РФ объявило медиаграмотность одним из важнейших направлений отрасли.
Преподаватели Департамента медиа познакомились с работой центра новостной грамотности в 2012 году в университете Stony Brook (штат Нью-Йорк). Уже четвертый год студенты образовательной программы «Журналистика» Вышки проходят курс по новостной грамотности. В прошлом году в рамках майонора «Медиа и массовые коммуникации» осваивать это направление стали и студенты Вышки немедийных специальностей. Международная конференция «Медиаграмотность и медиаобразование: цифровые медиа для будущего» собирает специалистов в сфере медиа из разных регионов и стран. Задача еще одного проекта ВШЭ — школы «Про новости — грамотно» — продвижение идеи медиаграмотности среди молодых людей в регионах. Осенью 2016 года школа пройдет в Екатеринбурге, на базе Ельцин центра — одного из лучших мультимедийных музеев в стране.
Текст: Милена Рублева, 3 курс «Журналистики»
За фотографии благодарим Нину Любинарскую, участницу школы «Про новости — грамотно»
* Александр Архангельский включен Минюстом в реестр иностранных агентов.
Анна Качкаева
Анна Качкаева Профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, руководитель школы «Про новости — грамотно»