Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
Почта: im@hse.ru
VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram
Михаил Антонов — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Германии, Берлин
Валентин Богданов — собственный корреспондент ВГТРК в США, Нью-Йорк
Ася Емельянова — заведующая корреспондентским бюро ВГТРК в Италии, Рим
Сергей Пашков — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Израиле
Александр Хабаров — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Великобритании, Лондон.
Александр Христенко — политический обозреватель ВГТРК
40 бюджетных мест
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
10 платных мест для иностранцев
40 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
200 платных мест
10 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
13 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
7 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
65 бюджетных мест
50 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
20 платных мест для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
13 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
5 бюджетных мест
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
70 платных мест
2 платных места для иностранцев
Davydov S. G., Sharikov A., Eremina A. et al.
Cham: Springer, 2023.
Journal of Business Theory and Practice. 2023. P. 46-54.
In bk.: Russiagate Revisited: The Aftermath of a Hoax. NY: Palgrave Macmillan, 2023. P. 225-247.
Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.
Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021
Время постоянно бросает вызов тем, кто работает в медиаиндустрии. В такой комплексной сфере слишком много взаимосвязанных элементов — от общественных перемен до революционных изменений в технологиях.
Мы предлагаем взглянуть на социальные процессы гораздо шире. Это обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу big data, основам режиссуры, этапам творческого процесса и производственному циклу создания медиапродукта, словом, всему тому, что называется «журналистика», «медиа» и «коммуникации».
О чём этот курс, и что означает его название?
По аналогии с веб-мастером («хозяином веба») контент-мастер – это тот, кто не только создаёт контент, но и управляет им. Журналисту необходимо быть контент-мастером: уметь распоряжаться своим контентом, понимая, как он доходит до потребителя. Главный посыл курса в том, что доминировать в процессе производства информации должен журналист, производитель контента, и моя задача научить студентов не бояться интернет-технологий, а умело ими пользоваться. Ведь эпоха диктата издательской технологии заканчивается.
Начиная с Гутенберга и Ивана Фёдорова пишущему автору диктовал условия владелец технологии. Роль автора текста ограничивалась выдачей сырья, которое затем перерабатывалось в конечный продукт. Интернет укоротил эту цепочку, лет пятнадцать назад возникла интернет-технология, и теперь автор сам загружает свой контент в электронном виде. Но посредники всё равно остались: контент-менеджер, веб-редактор, фоторедактор размечают и обрабатывают текст, снабжают его иллюстрациями, администратор сайта следит за состоянием интернет-ресурса и вносит текущие изменения в программный код, а совсем далеко от журналиста – веб-программист, разработчик сайта. И автор при этом не имеет полного контроля над контентом, не может придать ему тот вид, какой хочет.
Так было, но скоро так не будет. Уже сейчас создатель контента имеет возможность, не влезая в программирование, не только сочинять, оформлять, иллюстрировать и размещать текст, но и создавать платформу для него. Делать это позволяют современные сервисы – конструкторы сайтов.
То есть журналист теперь может делать сайты сам?
Может. Но задача нашего курса не только научить будущего журналиста основам сайтостроения. Необходимо разбираться, для чего эти технологии предназначены и по каким принципам работают. Фактически это значит видеть за технологией целевую аудиторию, понимать её запросы, ориентироваться в том информационном шуме, который заполонил сегодня Интернет, и уметь из этого шума выделиться. Короче, выживать и побеждать на медийном рынке. Этому мы и учим студентов.
Когда журналиста приглашают освещать какую-то тему, продвигать товар или услугу, заказчику нужен не красивый текст, ему нужно, чтобы всё это в итоге сработало, дошло до читателя и оказало на него воздействие. И если ты можешь представить всю систему эффективно работающего на поставленную задачу контента вместе с инструментами его доставки, то конкурентное преимущество на твоей стороне.
Но не слишком ли это технически сложно для журналиста, традиционно считающегося гуманитарием?
На мой взгляд, журналист обязан быть восприимчивым к любой информации, а не только мыслить образами и уметь строить красивые фразы. Даже если ты «сугубый гуманитарий», перед тобой часто ставят задачу вполне прикладного и технического характера. И требуется не изливать своё я, а, проникнув в суть конкретного предмета, изложить его понятным для аудитории языком.
Более того, именно приземлённая материальная сфера, бизнес-журналистика сейчас является наиболее перспективным направлением. Все уже насытились болтовней на общеполитические темы, есть потребность в продвижении какой-то другой информации и в получении сведений о конкретных вещах, конкретных людях, компаниях, изобретениях.
Один пример: в Ханты-Мансийске молодой толковый инженер изобрел способ безотходного сжигания тяжелых фракций нефти – отходов производства. Изготавливает и ставит на автомобильные шасси специальные установки, которые производят тепло и пар. У нефтяников эти установки идут нарасхват. Мало того, ребята научились таким же образом сжигать твёрдые органические отходы очистных сооружений – вообще глобальная проблема! Казалось бы, расскажи на всю страну – наверняка появится масса заказчиков и покупателей. Но об изобретателях никто не знает, а они не умеют себя показать, рассказать про себя так, чтобы это было замечено. Таких примеров множество, и, на мой взгляд, одна из важных задач журналистики – популяризация, поиск и вытаскивание наружу таких историй.
Даже с точки зрения развития человеческого мышления сочетать творческие действия с решением практических задач необходимо, это неотъемлемая часть любой профессии, а уж журналистики тем более.
А как состоялось лично ваше знакомство с медийными технологиями?
Это случилось ещё на заре компьютерной эпохи. В издательстве «Русский язык», где я занимался научно-техническими словарями, мы одними из первых освоили компьютерное макетирование с расширенным набором символов. И это в ту пору, когда научить «эту железяку» просто печатать по-русски представлялось нетривиальной задачей. Потом прошло некоторое время, грянула эпоха интернета, и мне пришлось буквально с нуля начинать на «Эхе Москвы» в качестве веб-мастера.
Вы работали и в газете, и в онлайн медиа. Как смотрите на предсказание скорой смерти газет?
По моему мнению, рано или поздно смерть ждет все традиционные медиа, и газеты в том числе. Даже интернет в нынешней его форме. Скорее всего уже в обозримом будущем информация будет поступать непосредственно человеку в мозг. Типа: закрыл глаза и увидел любую картинку или услышал текст.
Но скорая смерть газет, которую предрекали еще лет пятнадцать назад, когда интернет начал бурно вытеснять «бумагу», не произошла, и понятно почему. Консерватизм и сила привычки в человеке гораздо сильнее, чем кажется. Даже имея возможность быстро и без проблем черпать любую информацию из интернета, мы привыкли разворачивать вот эту самую газету. Да и восприятие информации со страниц газеты абсолютно иное. Казалось бы: миллионы показов в интернете стоят копейки, но рекламодатель всё-таки платит за более дорогие показы в газете. Почему? Открыв её, ты хотя бы по диагонали просматриваешь все развороты, а потом засунешь в карман и перечитаешь ещё раз где-нибудь в транспорте или в кафе. Домой возьмешь, кому-то ещё покажешь. Доказано, что один из способов привлечения интереса к информации – наличие материального носителя, который можно «пощупать». И это очень наглядно проявляется, например, в изданиях, предназначенных для бизнеса.
Считаете ли вы достойной журналиста и престижной работу в корпоративных медиа?
Я считаю, что корпоративными, по большому счету, являются все без исключения СМИ. Поскольку признак корпоративности – наличие у издания некоей определенной, пусть даже очень широкой, аудитории, у которой есть общность интересов, взглядов. Эти люди говорят на одном языке, их объединяет сходная точка зрения. Та же «Российская газета» – сугубо корпоративное издание, она адресована определенной аудитории, и там не напечатаешь то, что пойдёт в «Комсомолке» или в «Новой газете» – просто не примут.
Понимать интересы и запросы читателя, уметь настраиваться на одну волну с ним и в то же время не идти на поводу, доводить информацию непредвзято и объективно – вот составляющие журналистской профессии. А контент-мастеринг – один из актуальных сегодня инструментов, для этого предназначенных.
Беседовала Милена Рублева,
студентка 4 курса образовательной программы «Журналистика»