Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
Время постоянно бросает вызов тем, кто работает в медиаиндустрии. В такой комплексной сфере слишком много взаимосвязанных элементов — от общественных перемен до революционных изменений в технологиях.
Мы предлагаем взглянуть на социальные процессы гораздо шире. Это обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу big data, основам режиссуры, этапам творческого процесса и производственному циклу создания медиапродукта, словом, всему тому, что называется «журналистика», «медиа» и «коммуникации».
М.: Издательские решения По лицензии Ridero, 2021.
Sherstoboeva E., Pavlenko V.
Journal of Digital Media & Policy. 2021.
В кн.: Когда «корона» тяжела: цифровые медиа в эпоху пандемии. М.: Издательские решения По лицензии Ridero, 2021. Гл. 6. С. 144-164.
Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2019. No. WP BRP 91/SOC/2019.
Организованная при поддержке фонда “Либеральная миссия” школа, на которой преподаватели Департамента медиа знакомили студентов немедийных специальностей с медиаграмотностью, прошла в Ельцин Центре с 30 сентября по 4 октября.
Школа прошла уже в третий раз - до этого два года она была в Царском селе. В Екатеринбурге студенты из Перми, Нижнего Новгорода, Курска, Москвы и Челябинска собрались впервые. Место было выбрано не случайно: во-первых, чтобы ребята не из европейской части России смогли легче добраться, во-вторых - чтобы у них была возможность посетить мультимедийную экспозицию Ельцин Центра.
Светлана Сорокина, теле- и радиоведущая, провела мастер-класс в формате ток-шоу “Что такое «власть информации” и кому нужна «свобода слова»?. С Анной Качкаевой, профессором Департамента медиа, журналистом и медиакритиком, и Анной Колчиной, преподавателем, журналистом, режиссером, ребята готовили новостную повестку для разных СМИ в ходе игры “Вы редактор”.
Профессор Департамента медиа, доктор политических наук Светлана Шомова рассказала про то, как отличить новость от мнения. Беседа с доктором искусствоведения, академическим руководителем магистерской программы “Медиапроизводство в креативных индустриях” Анной Новиковой была посвящена телевизионным форматам и приёмам инфотейнмента на телевидении. Александр Архангельский, писатель, телеведущий, ординарный профессор Вышки, рассказал, как кино используется в пропаганде - и разобрал с участниками отрывки из фильмов. Экскурсия по Ельцин центру тоже была в программе школы.
Все четыре дня каждая команда готовила свой собственный проект, посвящённый медиаграмотности. Получились дебаты на актуальные темы, шуточный тест “Насколько ты медиаграмотный?” и онлайн-игра. Еще одна группа предложила придумать заголовки к картинам “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, “Боярыня Морозова”, “Неравный брак”, “Бурлаки на Волге”, “Явление Христа народу” и других как если бы это были новости на разных телеканалах.
"В первую очередь, меня впечатлила атмосфера работы, которую мы смогли создать под руководством преподавателей. Мне есть с чем сравнивать - я была участником всяких иных школ, конференций, моделей ООН. Но здесь было ощущение того, что мы работаем над чем-то важным – учимся понимать и отличать фактическую информацию от манипуляций. Все это давало мне эмоциональный стимул, на занятия я приходила с огромным удовольствием, и до сих пор кажется, что четырёх дней мало. Космическое спасибо за неповторимость того, что мы делали. Школу медиаграмотности не раз вспоминаю при разговорах в университете и за его пределами и думаю, этот опыт будет особенно ценным в моей жизни."
"Эта, уже третья группа, была самая спрашивающая и самая спорящая. И мы этому очень рады. Потому что медиаграмотность - это и про умение задаваться вопросами по поводу происходящего в мире медиа и обществе, искать на них ответы, ничего не принимать на веру, сомневаться, аргументированно спорить и уметь делать осознанный выбор."
Конечно, на атмосферу, дискуссии и разговоры после занятий влияла площадка - Ельцин Центр. Замечательный – прозрачный, из стекла – учебный центр. «Умный», удобный и элегантный книжный магазин «Пиотровский». Одна из лучших в стране современных музейных экспозиций, в которой можно говорить не только о драматической истории страны, но и об истории медиа, аудиовизуального искусства, пропаганды, роли личности.
Трехдневное погружение в такое мультимедийное пространство наверняка помогло ребятам придумать и создать интересные итоговые проекты, когда про новости можно говорить с помощью полотен классической живописи, а проверить свою новостную грамотность можно с помощью игровых приложений и интерактивного теста. Идеи и «игрушки»,которые придумали ребята, пойдут «в дело» - для будущих школ, учебников и курсов.
__
В будущем году пройдут четыре школы “Про новости - грамотно!”, участниками которых смогут стать и студенты, и преподаватели.
Подробнее про медиграмотность вообще и в Вышке - читайте здесь.