• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Почта: im@hse.ru

VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram

Руководство
Директор Института медиа Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Первый заместитель директора Института Бондаренко Эдуард Викторович
Заместитель директора Института Дмитриев Олег Аркадьевич
Заместитель директора Института Князев Иван Андреевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
60/70/3

60 бюджетных мест

25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

70 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/125/3

40 бюджетных мест

40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

125 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная журналистика

2 года
Очная форма обучения
20/20/1

20 бюджетных мест

15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Медиаменеджмент

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивные медиа и цифровые индустрии

2 года
Очная форма обучения
20/15/1

20 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Критические медиаисследования / Critical media studies

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Бакалаврская программа

Актер

4 года
Очная форма обучения
5/25/2

5 мест за счет средств ВШЭ

25 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Глобальные цифровые коммуникации

4 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
50/4

50 платных мест

4 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
65/350/10

65 бюджетных мест

70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

350 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Кинопроизводство

4 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
25/250/10

25 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

250 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
60/1

60 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Стратегия и продюсирование в коммуникациях

4 года
Очная форма обучения
10/90/3

10 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

90 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление в креативных индустриях

4 года
Очная форма обучения
100/2

100 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
25/50/3

25 бюджетных мест

20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

50 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Дизайн среды

2 года
Очная форма обучения
15/1

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
15/60/5

15 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

60 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивный дизайн

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство

2 года
Очная форма обучения
25/25/1

25 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения
15/10/1

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
50/2

50 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Менеджмент в СМИ

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Производство новостей в международной среде

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Управление стратегическими коммуникациями

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика

2 года
Очная форма обучения
5/20/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Глава в книге
От телеграфа к "Телеграфу": опыт внедрения новой цифровой платформы в агентстве ТАСС

Зеленцов М. В.

В кн.: Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия: сборник материалов международной научно-практической конференции. Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2024. С. 12-13.

Препринт
Yves Montand in the USSR interviews, source

Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.

Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021

Вышка стала официальной площадкой презентации доклада ЮНЕСКО о свободе СМИ в мире


© Коллекция Essentials/ iStock

В Высшей школе экономики прошла презентация доклада ЮНЕСКО «Глобальные тенденции в области свободы выражения мнений и развития СМИ». Она стала поводом обсудить ситуацию с журналистикой, а также увеличивающийся разрыв между традиционными регуляторами и современными потребителями медиаресурсов.

Доклады о глобальном состоянии журналистики и доступа к информации издаются ЮНЕСКО с 2014 года. Нынешний доклад рассматривает проблему в четырех аспектах: свобода журналистики, плюрализм, независимость средств массовой информации и безопасность журналистов.

Выступавший в НИУ ВШЭ официальный представитель ЮНЕСКО Мариус Лукашюнас отметил, что в плане свободы журналистики и распространения информации наблюдаются серьезные изменения. С одной стороны, развитие цифровых технологий расширяет возможности доступа населения к источникам информации в самых разных странах. С другой стороны, многие правительства пытаются регулировать и ограничивать деятельность не только традиционных СМИ, но и интернет-ресурсов, ссылаясь, например, на необходимость обеспечения национальной безопасности. Кроме того, принимаются законы, ужесточающие ответственность за клевету, оскорбление представителей власти или чувств определенных групп граждан. Серьезной проблемой становится и пропаганда, подменяющая журналистику, а также новый феномен, получивший название fake news.

В докладе также говорится об усилении зависимости СМИ от государственного и корпоративного финансирования. Это происходит отчасти вынужденно, так как привычные бизнес-модели, на которых строилась работа печатных и телевизионных СМИ, оказываются неэффективными в новую цифровую эпоху. Необходимо понять, что новая информационно-коммуникационная среда принесет и обществу, и журналистике, считает декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Андрей Быстрицкий.

Работа журналиста по-прежнему является опасной для жизни и здоровья. По данным, приведенным в докладе, в 2012–2016 годах были убиты 530 журналистов, при этом в девяти случаях из десяти преступления против журналистов толком не расследуется. К физическому насилию добавились и онлайн-угрозы в адрес неугодных журналистов.

Выступавший на презентации глава Совета по правам человека при Президенте РФ Михаил Федотов напомнил в связи с этим, что в России есть ряд законодательных норм, которые призваны защитить права журналистов. Проблема лишь в том, как они применяются, точнее — не применяются. (Ярким примером является статья Уголовного кодекса о воспрепятствовании законной деятельности журналистов.) Михаил Федотов отметил и глобальные вызовы. Происходит реконфигурация медиасферы. Газета в интернете — это совсем не то же самое, что печатная газета, даже если это одно издание. Попытки регулировать эту новую среду традиционными методами зачастую игнорируют саму природу интернета как глобальной общедоступной площадки. В результаты даже меры блокировки становятся неэффективными.

Доцент департамента медиа ВШЭ Елены Шерстобоевой, в свою очередь, заметила, что если ситуация со свободой журналистики в мире не изменится, то следующий доклад ЮНЕСКО будет скорее о глобальных тенденциях в области цензуры, чем свободы выражения мнений и СМИ. Она также считает, что «абсолютно позитивных примеров» в мире, на которые можно ориентироваться, уже нет, а система международного права и институтов, которая должна бы защищать свободу слова, потерпела поражение. Впрочем, это не значит, что от нее нужно отказываться: необходимо искать баланс между национальными и международными нормами в этой сфере.

О феномене деглобализации интернета, то есть попытках ввести ограничения на уровне национальных юрисдикций, говорил руководитель департамента медиа ВШЭ Илья Кирия. По его словам, новые медиа — это не просто СМИ, а постоянно расширяющаяся экосистема очень разных сервисов. При помощи медиа мы теперь заказываем такси, учимся на онлайн-площадках, покупаем еду. Происходит повсеместная «медиатизация». При этом инструменты ее регулирования остаются прежними, пришедшими еще со времен католической цензуры XVI века (имприматур — выдача разрешения на печать, и индекс — ведение реестра запрещенных книг). В результате оказывается, что либо надо вообще отключить весь интернет, либо начинается системный коллапс при неуклюжих попытках регулировать его частично.

Очевиден конфликт поколений, считает профессор департамента медиа ВШЭ Анна Качкаева. Все, для кого понятна медийная среда будущего (мессенджеры, культура соучастия пользователей и т.п.) принадлежат к молодому поколению. Большинство тех, кто придумывает законы и внедряет бюрократические механизмы регулирования, — люди старого поколения, которые не понимают природу той среды, которую берутся регулировать, и пытаются применить к ним устаревшие методы.