© Коллекция Essentials/ iStock
В Высшей школе экономики прошла презентация доклада ЮНЕСКО «Глобальные тенденции в области свободы выражения мнений и развития СМИ». Она стала поводом обсудить ситуацию с журналистикой, а также увеличивающийся разрыв между традиционными регуляторами и современными потребителями медиаресурсов.
Доклады о глобальном состоянии журналистики и доступа к информации издаются ЮНЕСКО с 2014 года. Нынешний доклад рассматривает проблему в четырех аспектах: свобода журналистики, плюрализм, независимость средств массовой информации и безопасность журналистов.
Выступавший в НИУ ВШЭ официальный представитель ЮНЕСКО Мариус Лукашюнас отметил, что в плане свободы журналистики и распространения информации наблюдаются серьезные изменения. С одной стороны, развитие цифровых технологий расширяет возможности доступа населения к источникам информации в самых разных странах. С другой стороны, многие правительства пытаются регулировать и ограничивать деятельность не только традиционных СМИ, но и интернет-ресурсов, ссылаясь, например, на необходимость обеспечения национальной безопасности. Кроме того, принимаются законы, ужесточающие ответственность за клевету, оскорбление представителей власти или чувств определенных групп граждан. Серьезной проблемой становится и пропаганда, подменяющая журналистику, а также новый феномен, получивший название fake news.
В докладе также говорится об усилении зависимости СМИ от государственного и корпоративного финансирования. Это происходит отчасти вынужденно, так как привычные бизнес-модели, на которых строилась работа печатных и телевизионных СМИ, оказываются неэффективными в новую цифровую эпоху. Необходимо понять, что новая информационно-коммуникационная среда принесет и обществу, и журналистике, считает декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Андрей Быстрицкий.
Работа журналиста по-прежнему является опасной для жизни и здоровья. По данным, приведенным в докладе, в 2012–2016 годах были убиты 530 журналистов, при этом в девяти случаях из десяти преступления против журналистов толком не расследуется. К физическому насилию добавились и онлайн-угрозы в адрес неугодных журналистов.
Выступавший на презентации глава Совета по правам человека при Президенте РФ Михаил Федотов напомнил в связи с этим, что в России есть ряд законодательных норм, которые призваны защитить права журналистов. Проблема лишь в том, как они применяются, точнее — не применяются. (Ярким примером является статья Уголовного кодекса о воспрепятствовании законной деятельности журналистов.) Михаил Федотов отметил и глобальные вызовы. Происходит реконфигурация медиасферы. Газета в интернете — это совсем не то же самое, что печатная газета, даже если это одно издание. Попытки регулировать эту новую среду традиционными методами зачастую игнорируют саму природу интернета как глобальной общедоступной площадки. В результаты даже меры блокировки становятся неэффективными.
Доцент департамента медиа ВШЭ Елены Шерстобоевой, в свою очередь, заметила, что если ситуация со свободой журналистики в мире не изменится, то следующий доклад ЮНЕСКО будет скорее о глобальных тенденциях в области цензуры, чем свободы выражения мнений и СМИ. Она также считает, что «абсолютно позитивных примеров» в мире, на которые можно ориентироваться, уже нет, а система международного права и институтов, которая должна бы защищать свободу слова, потерпела поражение. Впрочем, это не значит, что от нее нужно отказываться: необходимо искать баланс между национальными и международными нормами в этой сфере.
О феномене деглобализации интернета, то есть попытках ввести ограничения на уровне национальных юрисдикций, говорил руководитель департамента медиа ВШЭ Илья Кирия. По его словам, новые медиа — это не просто СМИ, а постоянно расширяющаяся экосистема очень разных сервисов. При помощи медиа мы теперь заказываем такси, учимся на онлайн-площадках, покупаем еду. Происходит повсеместная «медиатизация». При этом инструменты ее регулирования остаются прежними, пришедшими еще со времен католической цензуры XVI века (имприматур — выдача разрешения на печать, и индекс — ведение реестра запрещенных книг). В результате оказывается, что либо надо вообще отключить весь интернет, либо начинается системный коллапс при неуклюжих попытках регулировать его частично.
Очевиден конфликт поколений, считает профессор департамента медиа ВШЭ Анна Качкаева. Все, для кого понятна медийная среда будущего (мессенджеры, культура соучастия пользователей и т.п.) принадлежат к молодому поколению. Большинство тех, кто придумывает законы и внедряет бюрократические механизмы регулирования, — люди старого поколения, которые не понимают природу той среды, которую берутся регулировать, и пытаются применить к ним устаревшие методы.