Более 150 студентов старших курсов и выпускников со всей России собрались на Факультете коммуникаций, медиа и дизайна на цикл занятий Зимней школы. В этом году сразу пять направлений магистерских программ дали возможность участникам определиться с выбором образовательного трека, получить новые навыки, познакомиться с активной молодежью страны и разработать собственные проекты.
Участники направления "Кинопроизводство в мультиплатформенной среде"
Участие в Зимней школе помогает абитуриентам подготовиться к олимпиадам “Высшая проба” и “Я – профессионал” и заработать дополнительные баллы к конкурсу портфолио. Многие участники приехали, чтобы получить консультации по вопросам поступления в магистратуру и поговорить с преподавателями, студентами и выпускниками. Это поможет им определиться, на какие две(!) магистерские программы подавать документы.
Чем запомнились Зимние школы
На направлении «Журналистика данных» школа впервые проходила в форме хакатона. Участники изучали высокоуровневый язык программирования, который позволил участникам без глубокого погружения в предмет создать нейросеть и получить результаты анализа массивных датасетов за очень короткое время.
«В этом году участницы – а как-то так вышло, что только девушки присоединились к Зимней школе – создали в рамках школы интереснейшие журналистские проекты на основе данных. Надо сказать, у тех, кто приходит попробовать свои силы в журналистике данных, я тоже постоянно учусь: ребята приносят новые идеи, новый взгляд на возможности использовать данные в сторителлинге.
Надеюсь, опыт Зимней школы вдохновил и её участников к поступлению на программу», – рассказывает академический руководитель программы Тина Бережная.
Многие участники приехали на Зимнюю школу, чтобы подготовиться к олимпиадам. Так сделала, например, Евгения Черноскулова из Тулы: «Было круто, потому что сразу же дали возможность поработать. Лично я приехала подготовиться к очному этапу олимпиады «Я - профессионал», и получила то, чего хотела. Нам рассказали об основах работы с данными и правилах визуализации. В итоге мы создали проект и применили полученные знания. Я абсолютно влюбилась в направление, преподавателей и обязательно буду поступать к вам через пару месяцев».
Еще одна участница, Анна Кружалова из Санкт-Петербурга, отмечает: «Раньше мне было сложно представить, что огромные таблицы с цифрами могут стать источником для журналистского расследования. Участие в Зимней школе по направлению «Журналистика данных» помогло мне понять, что такое данные, и как с их помощью можно рассказать историю».
Слушатели Зимней школы по «Кинопроизводству в мультиплатформенной среде» прошли «крэш-курс по продюсированию для (пока) непродюсеров», после чего обсудили современные тенденции молодежных сериалов и взялись за работу над брифом «Молодежные веб-сериалы». К окончанию Школы участники в группах защитили свои идеи, а затем сразу сняли и смонтировали трейлеры.
«Чем эта Школа отличается от прошлогодней?, – задается вопросом академический руководитель Дмитрий Котов, – ребята прошли более продвинутые, то есть они очень хорошо разбираются в форматах, они уже знают, что такое скрин-лайф, они уже слышали, что такое веб-сериалы, и даже некоторые смотрели их. И поэтому им не надо долго объяснять новые тренды, которые уже получили популярность и имеют вхождение в народ. Они очень быстро подхватывают новые форматы и очень быстро придумывают креативные идеи, связанные именно с этими форматами».
На программе «Кинопроизводство в мультиплатформенной среде», которая запустилась в прошлом году, студенты изучают как классическое кино, так и новые тренды. «Мы готовим продюсеров нового поколения, которые могут разбираться и одинаково успешно работать в различных смежных областях. Они осваивают классическое кинопроизводство, Интернет-среду, все, что может быть частью мультиплатформенного проекта, объединяющего книги, игры и т.д.», – добавляет Дмитрий Котов.
Молодые ученые выбрали англоязычный трек Зимней школы «Critical Media Studies / Критические медиаисследования». Исследователи и преподаватели департамента медиа Илья Кирия, Ольга Байша, Янис Милонас и академический руководитель программы Панайотис Компациарис провели для них серию лекций о политической экономии коммуникаций, критическом дискурсивном анализе и потреблении новых медиа.
«Участие в Зимней школе помогло определиться с направлением поступления в магистратуру. Очень полезная практика – прослушать несколько лекций и понять, что тебя ждет в магистратуре. Заодно я смогла оценить свой уровень знаний и владения английским. Стала увереннее при мыслях о поступлении!
Особенно запомнилось, как Янис Милонас рассказывал об исследовании греческого кризиса и его отражении в медиа. Поразил масштаб практического исследования, и, конечно, очень полезно было увидеть его методологию», – делится своими впечатлениями Елена Каганова, выпускница из Санкт-Петербурга.
В 2020 году пройдет первый набор на магистерскую программу «Critical Media Studies / Критические медиаисследования». Студенты будут изучать, как организованы медиа, как они производят контент, и как этот контент определяет наши взгляды и жизнь. «Критическое мышление необходимо для личностного и социального развития в мире растущей сложности, который требует передовых аналитических навыков для понимания и осмысления реальности. Медиа и коммуникации во многом являются движущими силами этого процесса, поэтому их критическое изучение становится еще более актуальным», – говорит Панайотис Компациарис.
Участникам «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» досталась одна из самых насыщенных программ. В первый день творческий руководитель программы Александр Архангельский рассказал о своем трансмедийном проекте о Теодоре Шанине, академический руководитель Анна Новикова провела лекцию «Трансмедийная грамотность и сторителлинг многоплатформенных проектов». Затем участники смогли пообщаться со студентами и выпускниками программы. Вечер первого дня завершился лекцией преподавателя департамента медиа и режиссера Егора Исаева «Документальный герой в кино». Слушатели Школы посмотрели отрывок его фильма «Обряд» (2018) и обсудили сложности работы документалистов.
Второй день был посвящен работе продюсеров трансмедийных проектов в сфере культуры и музейного дела. Он проводился при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина совместно с Центром цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ. Утром участники Зимней школы вместе с куратором Лидией Лобановой отправились на экскурсию в Музей Москвы. Они познакомились с постоянной экспозицией и выставкой «Фамильные ценности». Позже в Центре цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ прошли открытые лекции директора Музея Москвы Анны Трапковой и руководителя просветительского проекта «Лаврус» Государственной Третьяковской галереи Екатерины Гриценко. Музейные продюсеры рассказали о том, зачем нужен современный музей и его цифровые ресурсы. Дискуссию модерировала директор Центра цифровых культур и медиаграмотности Анна Качкаева.
Два дня погружения в трансмедийные проекты помогло участникам создать собственные прототипы проектов. Группа Марии Беловой из Рязани придумала сделать проект о встрече людей: «Мы решили делать проект по выставке, которую посетили: «Фамильные ценности» в Музее Москвы. И немного хотели рассмотреть одну из граней этой выставки – встречи людей. Как знакомились раньше, как люди знакомятся сейчас. И один из вариантов – как познакомиться можно в музее. Такой вот сюрприз».
На вопрос, занималась ли Мария трансмедийными проектами раньше, она с улыбкой отвечает: «Раньше я ничем таким не занималась, я вообще по профессии экономист. Для меня это новая сфера».
«Мы решили изучить феномен внутренней миграции и рассказать о том, как в Москву приезжают люди, и кто сегодня может назвать себя «немосквичами». Этот проект, на самом деле, обо всех нас, потому что когда мы приступали к проекту, задумались, что нас объединяет, и оказалось, что все мы не из Москвы. Все мы приезжие: Иркутск, Самара; Поволжье, Сибирь, Восток – несколько регионов. Нечаянно наткнулись на похожую выставку, которая была в Музее Москвы в 2019 году. И решили сделать трансмедийное расширение к ней в виде подкаста, веб-сериала и галереи с фотографиями», – рассказывает Алексей Яртаев, участник из Самары, который недавно переехал в Москву.
Проект «Немосквичи» занял первое место. Академический руководитель программы Анна Новикова отмечает: «Не удивительно, что именно проект на эту тему оказался самым ярким и искренним. Среди его авторов те, кто уже очень скоро будет поступать на нашу или другие программы ВШЭ, чтобы тоже покорить Москву и научное сообщество. Мы желаем всем нашим абитуриентам успеха!»
Магистерская программа выражает признательность Благотворительному фонду Владимира Потанина, благодаря которому на Зимнюю школу смогли приехать больше студентов из регионов.
На направлении «Менеджмент в СМИ» участники прослушали лекции об управлении медиаактивами, узнали о тонкостях медиаправа и сыграли в деловую игру «Готов ли ты стать медиаменеджером?»
Екатерина Мещерякова, студентка 4 курса из Москвы, рассказала: «О Зимней школе Высшей школы экономики я узнала через знакомых – у меня подруга здесь училась. И, в принципе, я планировала сюда поступать еще четыре года назад, но по некоторым обстоятельствам пришлось идти в другой университет. <...> Теперь я планирую поступать на «Менеджмент в СМИ», потому что хочу иметь более узкую направленность».
Несмотря на то, что многие уже определились со своим выбором магистратуры, были и те, кто сомневается, раздумывая, что же ему интересно. «Одна из вечных проблем для молодежи – это проблема самоопределения, – рассказывает академический руководитель программы «Менеджмент в СМИ» Александр Шариков. – Кто я? Куда мне идти? Как дальше действовать? Потому что человек разрывается: с одной стороны, все мы в материальном мире живем, деньги зарабатываем, с другой стороны, есть собственные интересы, стремления и желания свои способности реализовать. Здесь нужен баланс, который каждый сам для себя определяет индивидуально. Тут нет общего правила. Я всем [участникам Зимней школы] желаю пройти все сложности выбора своего пути. И буду очень рад, если они придут к нам и будут тут учиться и получать знания, о которых мечтают».