• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Почта: hsemedia@hse.ru

VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram

Руководство
Руководитель департамента медиа Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Первый заместитель руководителя департамента Бондаренко Эдуард Викторович
Заместитель руководителя департамента Тихомирова Татьяна Борисовна
Заместитель руководителя департамента Магера Татьяна Сергеевна
Заместитель руководителя департамента Дмитриев Олег Аркадьевич
Книга
Международная мобильность ученых: угроза или благо?

Гершман М. А., Гохберг Л. М., Демьянова А. В. и др.

М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2022.

Статья
Искусственный интеллект: гуманитарная перспектива

Дзялошинский И. М.

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2022. Т. 21. № 6. С. 20-29.

Глава в книге
Коммуникативная компетентность: возможности и роль медиаобразования

Дзялошинский И. М.

В кн.: PR и СМИ в Казахстане: сборник научных трудов. Вып. 22. Алматы: Қазақ университеті, 2022. С. 9-26.

Препринт
Yves Montand in the USSR interviews, source

Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.

Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021

Трансмедийные проекты, трейлеры к веб-сериалам и деловые игры: как прошли Творческие зимние школы Департамента медиа – 2020

Более 150 студентов старших курсов и выпускников со всей России собрались на Факультете коммуникаций, медиа и дизайна на цикл занятий Зимней школы. В этом году сразу пять направлений магистерских программ дали возможность участникам определиться с выбором образовательного трека, получить новые навыки, познакомиться с активной молодежью страны и разработать собственные проекты.

Участники направления "Кинопроизводство в мультиплатформенной среде"

Участники направления "Кинопроизводство в мультиплатформенной среде"

Участие в Зимней школе помогает абитуриентам подготовиться к олимпиадам “Высшая проба” и “Я – профессионал” и заработать дополнительные баллы к конкурсу портфолио. Многие участники приехали, чтобы получить консультации по вопросам поступления в магистратуру и поговорить с преподавателями, студентами и выпускниками. Это поможет им определиться, на какие две(!) магистерские программы подавать документы.

Чем запомнились Зимние школы

На направлении «Журналистика данных» школа впервые проходила в форме хакатона. Участники изучали высокоуровневый язык программирования, который позволил участникам без глубокого погружения в предмет создать нейросеть и получить результаты анализа массивных датасетов за очень короткое время. 

«В этом году участницы – а как-то так вышло, что только девушки присоединились к Зимней школе – создали в рамках школы интереснейшие журналистские проекты на основе данных. Надо сказать, у тех, кто приходит попробовать свои силы в журналистике данных, я тоже постоянно учусь: ребята приносят новые идеи, новый взгляд на возможности использовать данные в сторителлинге. 
Надеюсь, опыт Зимней школы вдохновил и её участников к поступлению на программу», – рассказывает академический руководитель программы Тина Бережная.

Многие участники приехали на Зимнюю школу, чтобы подготовиться к олимпиадам. Так сделала, например, Евгения Черноскулова из Тулы: «Было круто, потому что сразу же дали возможность поработать. Лично я приехала подготовиться к очному этапу олимпиады «Я - профессионал», и получила то, чего хотела. Нам рассказали об основах работы с данными и правилах визуализации. В итоге мы создали проект и применили полученные знания. Я абсолютно влюбилась в направление, преподавателей и обязательно буду поступать к вам через пару месяцев».

Еще одна участница, Анна Кружалова из Санкт-Петербурга, отмечает: «Раньше мне было сложно представить, что огромные таблицы с цифрами могут стать источником для журналистского расследования. Участие в Зимней школе по направлению «Журналистика данных» помогло мне понять, что такое данные, и как с их помощью можно рассказать историю». 

Слушатели Зимней школы по «Кинопроизводству в мультиплатформенной среде» прошли «крэш-курс по продюсированию для (пока) непродюсеров», после чего обсудили современные тенденции молодежных сериалов и взялись за работу над брифом «Молодежные веб-сериалы». К окончанию Школы участники в группах защитили свои идеи, а затем сразу сняли и смонтировали трейлеры.

«Чем эта Школа отличается от прошлогодней?, – задается вопросом академический руководитель Дмитрий Котов, – ребята прошли более продвинутые, то есть они очень хорошо разбираются в форматах, они уже знают, что такое скрин-лайф, они уже слышали, что такое веб-сериалы, и даже некоторые смотрели их. И поэтому им не надо долго объяснять новые тренды, которые уже получили популярность и имеют вхождение в народ. Они очень быстро подхватывают новые форматы и очень быстро придумывают креативные идеи, связанные именно с этими форматами».

На программе «Кинопроизводство в мультиплатформенной среде», которая запустилась в прошлом году, студенты изучают как классическое кино, так и новые тренды. «Мы готовим продюсеров нового поколения, которые могут разбираться и одинаково успешно работать в различных смежных областях. Они осваивают классическое кинопроизводство, Интернет-среду, все, что может быть частью мультиплатформенного проекта, объединяющего книги, игры и т.д.», – добавляет Дмитрий Котов.

Молодые ученые выбрали англоязычный трек Зимней школы «Critical Media Studies / Критические медиаисследования». Исследователи и преподаватели департамента медиа Илья Кирия, Ольга Байша, Янис Милонас и академический руководитель программы Панайотис Компациарис провели для них серию лекций о политической экономии коммуникаций, критическом дискурсивном анализе и потреблении новых медиа. 

«Участие в Зимней школе помогло определиться с направлением поступления в магистратуру. Очень полезная практика – прослушать несколько лекций и понять, что тебя ждет в магистратуре. Заодно я смогла оценить свой уровень знаний и владения английским. Стала увереннее при мыслях о поступлении! 
Особенно запомнилось, как Янис Милонас рассказывал об исследовании греческого кризиса и его отражении в медиа. Поразил масштаб практического исследования, и, конечно, очень полезно было увидеть его методологию», – делится своими впечатлениями Елена Каганова, выпускница из Санкт-Петербурга.

В 2020 году пройдет первый набор на магистерскую программу «Critical Media Studies / Критические медиаисследования». Студенты будут изучать, как организованы медиа, как они производят контент, и как этот контент определяет наши взгляды и жизнь. «Критическое мышление необходимо для личностного и социального развития в мире растущей сложности, который требует передовых аналитических навыков для понимания и осмысления реальности. Медиа и коммуникации во многом являются движущими силами этого процесса, поэтому их критическое изучение становится еще более актуальным», – говорит Панайотис Компациарис.

Участникам «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» досталась одна из самых насыщенных программ. В первый день творческий руководитель программы Александр Архангельский рассказал о своем трансмедийном проекте о Теодоре Шанине, академический руководитель Анна Новикова провела лекцию «Трансмедийная грамотность и сторителлинг многоплатформенных проектов». Затем участники смогли пообщаться со студентами и выпускниками программы. Вечер первого дня завершился лекцией преподавателя департамента медиа и режиссера Егора Исаева «Документальный герой в кино». Слушатели Школы посмотрели отрывок его фильма «Обряд» (2018) и обсудили сложности работы документалистов.

Второй день был посвящен работе продюсеров трансмедийных проектов в сфере культуры и музейного дела. Он проводился при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина совместно с Центром цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ. Утром участники Зимней школы вместе с куратором Лидией Лобановой отправились на экскурсию в Музей Москвы. Они познакомились с постоянной экспозицией и выставкой «Фамильные ценности». Позже в Центре цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ прошли открытые лекции директора Музея Москвы Анны Трапковой и руководителя просветительского проекта «Лаврус» Государственной Третьяковской галереи Екатерины Гриценко. Музейные продюсеры рассказали о том, зачем нужен современный музей и его цифровые ресурсы. Дискуссию модерировала директор Центра цифровых культур и медиаграмотности Анна Качкаева

Два дня погружения в трансмедийные проекты помогло участникам создать собственные прототипы проектов. Группа Марии Беловой из Рязани придумала сделать проект о встрече людей: «Мы решили делать проект по выставке, которую посетили: «Фамильные ценности» в Музее Москвы. И немного хотели рассмотреть одну из граней этой выставки – встречи людей. Как знакомились раньше, как люди знакомятся сейчас. И один из вариантов – как познакомиться можно в музее. Такой вот сюрприз». 

На вопрос, занималась ли Мария трансмедийными проектами раньше, она с улыбкой отвечает: «Раньше я ничем таким не занималась, я вообще по профессии экономист. Для меня это новая сфера».

«Мы решили изучить феномен внутренней миграции и рассказать о том, как в Москву приезжают люди, и кто сегодня может назвать себя «немосквичами». Этот проект, на самом деле, обо всех нас, потому что когда мы приступали к проекту, задумались, что нас объединяет, и оказалось, что все мы не из Москвы. Все мы приезжие: Иркутск, Самара; Поволжье, Сибирь, Восток – несколько регионов. Нечаянно наткнулись на похожую выставку, которая была в Музее Москвы в 2019 году. И решили сделать трансмедийное расширение к ней в виде подкаста, веб-сериала и галереи с фотографиями», – рассказывает Алексей Яртаев, участник из Самары, который недавно переехал в Москву. 

Проект «Немосквичи» занял первое место. Академический руководитель программы Анна Новикова отмечает: «Не удивительно, что именно проект на эту тему оказался самым ярким и искренним. Среди его авторов те, кто уже очень скоро будет поступать на нашу или другие программы ВШЭ, чтобы тоже покорить Москву и научное сообщество. Мы желаем всем нашим абитуриентам успеха!»

Магистерская программа выражает признательность Благотворительному фонду Владимира Потанина, благодаря которому на Зимнюю школу смогли приехать больше студентов из регионов.

На направлении «Менеджмент в СМИ» участники прослушали лекции об управлении медиаактивами, узнали о тонкостях медиаправа и сыграли в деловую игру «Готов ли ты стать медиаменеджером?»

Екатерина Мещерякова, студентка 4 курса из Москвы, рассказала: «О Зимней школе Высшей школы экономики я узнала через знакомых – у меня подруга здесь училась. И, в принципе, я планировала сюда поступать еще четыре года назад, но по некоторым обстоятельствам пришлось идти в другой университет. <...> Теперь я планирую поступать на «Менеджмент в СМИ», потому что хочу иметь более узкую направленность».

Несмотря на то, что многие уже определились со своим выбором магистратуры, были и те, кто сомневается, раздумывая, что же ему интересно. «Одна из вечных проблем для молодежи – это проблема самоопределения, – рассказывает академический руководитель программы «Менеджмент в СМИ» Александр Шариков. – Кто я? Куда мне идти? Как дальше действовать? Потому что человек разрывается: с одной стороны, все мы в материальном мире живем, деньги зарабатываем, с другой стороны, есть собственные интересы, стремления и желания свои способности реализовать. Здесь нужен баланс, который каждый сам для себя определяет индивидуально. Тут нет общего правила. Я всем [участникам Зимней школы] желаю пройти все сложности выбора своего пути. И буду очень рад, если они придут к нам и будут тут учиться и получать знания, о которых мечтают».

Заполните форму, чтобы быть в курсе событий и не пропустить подачу заявок на следующую Зимнюю школу!