Елена Базина, выпускница программы «Журналистика» 2014 года, рассказала о том, как стартовать карьере сразу с бакалавриата, получить грант на обучение в Стокгольмском университете по программе Media and Communication Studies, выпустить книгу и получить должность в крупнейшей международной компании по разработке мобильных игр в Швеции без технического образования.
Как вы решили поступать в Вышку?
Я родилась и выросла в Узбекистане, моя семья переехала в Москву, когда я училась в 11 классе. На тот момент у меня не было российского гражданства, и при выборе вуза я обращала большое внимание на наличие бюджетных мест для иностранных граждан и стоимость контракта, если не получится поступить на бюджет. Тогда в большинстве вузов граждане иностранных государств не могли претендовать на бюджетное место, а сумма контракта на платное место была значительно выше, чем для граждан Российской Федерации. После такой выборки многие топовые вузы отпали, я остановилась на пяти вузах, которые подходили по необходимым критериям. Вышка стояла в этом списке на первом месте. Я поступила на бюджет по баллам ЕГЭ и ни разу не пожалела, что выбрала именно Вышку. Это были какие-то фантастические четыре года в моей жизни с поездками во Францию, Германию, работой на Олимпийских играх в Сочи (студенты Вышки участвовали в специальной программе Olympic Broadcasting Services). Я даже не представляла, что учиться может быть так интересно. Наверное, за годы обучения я узнала больше, чем за всю свою жизнь до Вышки. До сих пор с большой теплотой я вспоминаю и наше общежитие в Дубках.
Сразу после окончания бакалавриата в Вышке вы получили грант на обучение в Стокгольмском университете по программе Media and Communication Studies и продолжили свое обучение за рубежом.
Поступая в Вышку, у меня была четкая цель – работать в спортивной журналистике, и вся моя карьера в медиа строилась вокруг этого: я проходила практику на каналах Россия-2 и НТВ плюс. Но после третьего курса я приняла участие в программе академической мобильности и посетила школу менеджмента ESSCA. Я участвовала в летней школе по изучению Европейского союза. Мы учились в Анже, Париже и Брюсселе. Для меня это был первый опыт поездки за рубеж, и он меня очень вдохновил: все лекции проходили в новом для меня формате, я общалась со студентами со всего мира. Тогда я впервые подумала, что хочу продолжить обучением за рубежом. Я стала присматриваться к разным программам и на четвертом курсе начала подавать документы на поступление в разные вузы. Так я получила грант от шведского правительства по специальной стипендиальной программе Шведского Института Visby (она существует до сих пор). В ней могут участвовать граждане из России и некоторых стран СНГ. Для получения гранта нужно сначала поступить в шведский вуз, и потом уже дополнительно пройти отбор именно стипендиальной программы. При поступлении на программу был большой конкурс. Около 10 человек на место. Нужно было отправить свое CV и написать мотивационное письмо. В итоге я выиграла грант на обучение в Стокгольмском университете по программе Media and Communications Studies и переехала в Швецию.
С какими сложностями вы столкнулись во время учебы за рубежом?
Самым интересным оказалось то, что после Вышки учиться в Стокгольмском университете было легко. Единственная сложность, с которой сталкиваются все международные студенты во время обучения, – необходимость использовать академический английский язык, но со временем ты привыкаешь. Еще был непривычный формат общения с научным руководителем, мне показалось, что он уделял мне не так много времени, как это было у нас в Вышке. К своему научному руководителю на бакалавриате А.Н. Архангельскому я могла подойти в любое время и всегда знала, что меня примут, выслушают и подскажут, в какой плоскости необходимо двигаться дальше при написании своего исследования.
За время учебы в Вышке вы постоянно работали в медиа отрасли и у вы уже тогда делали успехи. Вы могли бы продолжить свою карьеру здесь, в России.
В Вышке много возможностей устроиться на работу в любое медиа. Например, студенты могут попробовать себя во время ежегодных практик. Мои однокурсники проходили практику на федеральных телеканалах, на радио и в газетах. Во время практики ты всегда можешь проявить себя и остаться на работу. У нас на факультете почти все преподаватели работали в сфере медиа и проблем с практикой и дальнейшим трудоустройством почти не было. Наши преподаватели постоянно устраивали какие-то интересные проекты, в которых мы могли поучаствовать. В 2011 году наш преподаватель, журналист и писатель Валерий Викторович Выжутович предложил нам делать молодежную полосу в Российской газете. Нас пригласили к главному редактору газеты, мы обговорили формат. Так мы стали внештатными авторами РГ. Полоса о молодежи выходила с 2012 по 2017 год. Мы писали о себе, о том, чем мы живем и интересуемся. После того, как мы окончили Вышку, полосу продолжили делать другие студенты медиакома. После того, как полоса закрылась, Валерий Викторович организовал на медиакоме уже новый проект по изданию книги с нашими статьями. Ребята очень здорово структурировали материалы, в книге можно увидеть, как изменилась молодежь за эти пять лет. Книга была очень успешной, она стала бестселлером в магазине «Москва» и принимала участие на ярмарке Non/fiction.
Имея опыт работы во время обучения вы решили и в Швеции не изменять своим привычкам?
У меня была двухгодичная программа обучения в Стокгольмском университете и летом, на каникулах, я решила поискать работу, чтобы понять, каково это – работать в Швеции. Сначала я искала работу в журналистике, но уровня знания шведского языка не хватало. Тогда меня выручил английский, и я написала несколько статей для местной газеты, но быстро поняла, что мне это не интересно, так как писать нужно было лишь на одну тематику: политика России по отношению к Швеции. Тогда я подумала, что могла поработать корреспондентом для российских СМИ в Швеции, тут всплыла другая проблема: Швеция настолько спокойная страна, что в ней не происходит громких инфоповодов для материалов на постоянной основе. Моим главным козырем было знание русского языка, поэтому я решила искать работу в компаниях, ориентированных на российский рынок. В тот момент по всему миру набирала популярность мобильная викторина «Борьба умов», и разработчики игры искали людей, которые бы составляли вопросы по разным темам на разных языках. Штат был небольшим – 50 человек. В нашей российской команде было всего 3 человека. Вот здесь мне и пригодился мой журналистский бэкграунд, весь мой редакторский опыт и широкий кругозор.
Как вам удалось после работы в медиаотрасли попасть в индустрию мобильных игр?
Во многом благодаря Вышке. Для работы в «Борьбе умов» важно было быть в курсе новостей и трендов, иметь много разных интересов. После учебы в моем резюме фигурировали проекты, поездки, участие в конференциях. Я упомянула и о нашем визите в Кельнскую школу журналистики в Германии. Во время поездки мы с немецкими студентами посещали радиостанции, одной из них была Radio Wissen, где мы приняли участие в самой настоящей программе. Мы с немецкими студентами, тоже будущими журналистами, обсуждали свободу слова. Мой будущий менеджер был немцем и регулярно слушал Radio Wissen. После того, как он увидел эту строчку в моем резюме, он послушал программу и пригласил меня на собеседование.
Сначала в «Борьбе умов» я писала тексты вопросов для российских участников игры. Кроме этого, в мои обязанности входило принимать заявки о технических проблемах от игроков. Эти обращения необходимо было просто отправлять разработчикам. Но в какой-то момент мне пришла в голову идея не просто передавать текст о проблемах коллегам, а сначала самой разобраться в этих неполадках – понять, что именно не работает, структурировать эти проблемы и только после этого анализа передавать более детальную информацию разработчикам. Я начала этим заниматься, а это и есть роль QA-аналитика. Это человек, который отвечает за качество продукта. Вскоре меня перевели в отдел QA. Это сфера работы стала для меня более интересной.
Получается, теперь вы работаете в технической области без технического образования.
Да, сейчас я работаю в компании King с игрой Candy Crush Saga. Этой игре уже 8 лет и она не теряет своей популярности, что является феноменом в мире мобильных игр, обычно мобильные игры так долго не живут. Мы постоянно должны думать о том, как удержать интерес наших игроков, ведь каждый день выходит что-то новое, конкуренты не дремлют. Как специалист по QA я слежу за тем, чтобы в игре все технические процессы работали гладко. Игра должна функционировать как по нотам, а участники игры получать от игрового процесса только удовольствие. Играть в Candy Crush должно быть одинаково интересно и в течение пяти минут или в течение пяти часов.
Как проходил процесс трудоустройства в штат крупной международной компании?
Я прошла шесть собеседований с руководителями разных уровней, у меня теплые воспоминания обо всех этих интервью. Начала я с улучшения своего Cover Letter (сопроводительное письмо) и резюме. Не имея технического образования, я делала акцент на свое сильное качество – я умела хорошо коммуницировать и с игроками, и с разработчиками, я всегда могла получить необходимую информацию и правильно ее донести.
Первое собеседование с рекрутером проходило по телефону, она пригласила меня на следующее интервью с моим текущим начальником. Перед этим собеседованием я начала искать всю информацию о компании, которую можно было найти в открытом доступе. Я, конечно, скачала себе игру, играла сутки напролет и нашла несколько багов. На собеседовании я внесла предложения по улучшению игры и устранению этих недостатков. После этого я прошла интервью с другими руководителями. Важно на таких собеседованиях показывать свою заинтересованность. На всех этапах интервью я задавала очень много вопросов. Когда меня взяли на работу, мне сказали, что им это очень понравилось. На самом деле у меня была стратегия - узнать как можно больше о такой крупной компании, как они работают с QA. В тот момент я думала, что даже если меня не возьмут в King я смогу применить эти знания в своей дальнейшей работе.
Сегодня, когда вы сами собеседуете претендентов на позицию QA аналитиков, на что обращаете внимание?
Я принимаю участие в собеседованиях после отсева кандидатов нашими HR-специалистами. При собеседовании важно быть объективным и непредвзятым. Все мы люди, и у нас есть свои предубеждения, свое мнение и взгляды на те или иные вопросы. Чтобы быть более объективными и не дискриминировать соискателей мы проходим специальные тренинги. У меня есть стандартные вопросы, которые касаются необходимого функционала в моем отделе, не буду раскрывать всех секретов, расскажу лишь об одном вопросе: я всегда спрашиваю у кандидатов о негативных ситуациях на предыдущем месте работы, и как бы можно было решить проблему в тот момент. Раз уж мы заговорили о поиске работы, на официальном сайте компании всегда открыты вакансии и стажировки в Стокгольме, Мальмё, Лондоне, Барселоне и Берлине. Как вы понимаете, есть некоторые должности, где не обязательно техническое образование. Кстати, стажеры, которых набирают четыре раза в год, часто остаются работать уже по контракту. Свои силы можно попробовать и в научной сфере, если вы пишите исследование и вам необходимы данные по играм компании, узнать о работе международного проекта изнутри, вам всегда будут здесь рады. У меня есть коллеги, которые пришли в Кинг из Яндекса. Среди сотрудников в Стокгольмском офисе есть еще один выпускник Вышки, он работает на позиции Data Scientist.
А есть ли в Стокгольме сообщество выпускников Вышки?
Совсем недавно у нас обнаружилось небольшое сообщество из 13 человек. Мы общаемся в чате в Телеграме. Иногда встречаемся покататься на великах или попить кофе. Мы разговариваем о жизни в Швеции, сравниваем с Россией, о работе, о хобби. Мне кажется, большинство ребят окончили факультет бизнес-информатики и менеджмента. Есть выпускники Вышки, которые занимаются наукой и учатся на программе Ph.D.
А вы сами большой геймер или играете из-за профессиональной необходимости?
На самом деле я не играю в компьютерные игры, но играю в игры мобильные. Конечно, я играю во всех наших прямых и непрямых конкурентов, изучаю и анализирую текущее состояние рынка мобильных игр, мне необходимо знать, что конкуренты позаимствовали у нас, а что сделали самостоятельно и лучше.
Что я люблю в игре Candy Crush Saga? Мне нравится эта игра своей демократичностью. Дело в том, что до нее игры в основном были ориентированы на продвинутых геймеров с хорошо оснащенными мощными компьютерами, а Candy Crush – это казуальная игра, доступная любому человеку со смартфоном. Не нужно быть супергеймером и погружаться в какой-то долгий игровой контекст, чтобы поиграть и расслабиться. Вот именно по этой причине игра набрала такую популярность и не сбавляет обороты по сей день.
Я сильно подсела на игру, когда стала мамой. У меня двое маленьких детей и во время кормления ты не можешь уснуть, чтобы не случилось чего-то неприятного. Сначала я смотрела в это время фильмы, потом читала книги, но это требовало концентрации, тогда я начала играть. Это идеальное действие – играя в казуальную игру ты не уснешь и при этом можешь просто расслабиться и забыть о концентрации. Мне кажется, в этом и есть прелесть нашей игры – она поддерживает людей в самых неожиданных ситуациях.