• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Почта: im@hse.ru

VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram

Руководство
Директор Института медиа Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Первый заместитель директора Института Бондаренко Эдуард Викторович
Заместитель директора Института Дмитриев Олег Аркадьевич
Заместитель директора Института Князев Иван Андреевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
60/70/3

60 бюджетных мест

25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

70 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/125/3

40 бюджетных мест

40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

125 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная журналистика

2 года
Очная форма обучения
20/20/1

20 бюджетных мест

15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Медиаменеджмент

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивные медиа и цифровые индустрии

2 года
Очная форма обучения
20/15/1

20 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Критические медиаисследования / Critical media studies

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Бакалаврская программа

Актер

4 года
Очная форма обучения
5/25/2

5 мест за счет средств ВШЭ

25 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Глобальные цифровые коммуникации

4 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
50/4

50 платных мест

4 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
65/350/10

65 бюджетных мест

70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

350 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Кинопроизводство

4 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
25/250/10

25 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

250 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
60/1

60 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Стратегия и продюсирование в коммуникациях

4 года
Очная форма обучения
10/90/3

10 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

90 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление в креативных индустриях

4 года
Очная форма обучения
100/2

100 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
25/50/3

25 бюджетных мест

20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

50 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Дизайн среды

2 года
Очная форма обучения
15/1

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
15/60/5

15 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

60 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивный дизайн

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство

2 года
Очная форма обучения
25/25/1

25 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения
15/10/1

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
50/2

50 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Менеджмент в СМИ

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Производство новостей в международной среде

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Управление стратегическими коммуникациями

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика

2 года
Очная форма обучения
5/20/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Глава в книге
Эмоциональный поворот в журналистике XXI в.

Новикова А. А.

В кн.: Человек в мире медиа: пространственно-временные и социографические характеристики. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2024. С. 48-60.

Препринт
Yves Montand in the USSR interviews, source

Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.

Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021

Алексей Смагин: «Даже люди, считавшие себя безнадёжными гуманитариями, успешно осваивают программирование и применяют его в своей работе»

Алексей Смагин работает дата-журналистом в Тинькофф-журнале, а до этого работал с данными в РБК, «Новой газете» и МИА «Россия сегодня». В рамках проектного семинара Алексей преподает основы дата-журналистики студентам Департамента медиа. Мы узнали, сложно ли стать дата-журналистом, и почему основы работы с данными полезно знать каждому журналисту.

Алексей Смагин: «Даже люди, считавшие себя безнадёжными гуманитариями, успешно осваивают программирование и применяют его в своей работе»

© Из личного архива Алексея Смагина

Почему вы начали заниматься дата-журналистикой?

Во время учёбы в баклавриате я много думал о своём будущем и разрывался между работой в IT и журналистике. По первому образованию я программист, однако работа с текстами в осознанном возрасте была со мной всегда. В университете я был главным редактором вузовской газеты, часто ездил на профильные для журналистов мероприятия, и меня это зажигало. 

На третьем курсе я узнал о существовании дата-журналистики — сферы, в которой для создания журналистских материалов нужны технические навыки. Сразу понял — это судьба. В те годы о дата-журналистике в России только начали заявлять: Вышка открыла свою магистратуру по этому направлению, и я поступил туда во второй набор.

Зачем журналистам работать с данными? Нужно ли журналисту иметь представление о работе с данными, даже если он не собирается профессионально этим заниматься?

В журналистике есть много задач, и я не думаю, что каждый обязан уметь анализировать данные. Но в каждой редакции однозначно должны быть такие специалисты. 

Иногда какую-то новую информацию мы можем получить только благодаря работе с данными — узнать, сколько в России автомобилей, как топятся разные регионы, как отличаются зарплаты врачей в вакансиях и по официальной статистике. Мы можем писать материалы, опираясь на мнения экспертов, но люди могут врать и ошибаться, куда надёжнее найти данные и проверить всё самостоятельно.

Некоторые темы вообще невозможно освещать без базовых навыков работы с данными и понимания статистики — например, писать про то, как выявить фальсификации на выборах.

Вообще говоря, даже журналистам, которые не планируют работать с данными, полезно знать, чем занимаются их коллеги в этой области. Я считаю, что самые классные темы не всегда лежат на поверхности — иногда нужно копнуть поглубже, и это может сделать только человек, который давно изучает какую-то сферу. Если вдруг в этой теме есть данные, которые можно проанализировать, обычный журналист может этого даже не заметить. Поэтому важно знать, в каких ситуациях можно привлечь дата-журналиста и сделать крутую совместную работу.

Какие перспективы дата-журналистики есть в России и в мире?

Если на Западе работой с данными в СМИ уже никого не удивить, то Россия находится только в начале пути — нам ещё многому нужно научиться, чтобы выпускать материалы уровня The New York Times, например. И мы медленно к этому двигаемся: дата-журналисты появляются во всё большем количестве редакций, а медиаменеджеры всё лучше понимают, зачем им такие люди нужны.

Есть ли в России какие-то риски для тех, кто занимается журналистикой данных?

Дата-журналисты не обязаны заниматься чем-то опасным. Работа с данными — это метод, а темы могут быть самыми разными: например, можно исследовать спорт или культуру.

Понятно, что если работа с данными приведёт вас к расследованиям, затрагивающим интересы богатых и плохих людей, то гарантировать безопасность вам никто не сможет. Но хорошая редакция старается помогать своим корреспондентам, если они занимаются такими темами.

Сложно ли человеку с непрофильным образованием освоить инструменты, необходимые для того, чтобы работать с данными?

Как и в любом деле, здесь есть моменты, которые будет легко освоить, и те, которым можно учиться бесконечно. В целом, могу сказать, что даже люди, считавшие себя безнадёжными гуманитариями, успешно осваивают программирование и применяют его в своей работе. А ещё есть дата-журналисты, которые программировать не умеют, и при этом успешно работают.

Можно ли самостоятельно научиться работать с данными?

Основная проблема здесь в том, что сейчас мало ресурсов, которые подскажут, что именно нужно учить. Из русскоязычных могу посоветовать мастерскую «Важных историй» — они выпускают видео, в которых учат анализировать и визуализировать данные, программировать. 

Но в журналистике данных важно не только иметь навыки работы с данными, но и понимать, как эти навыки можно применить. Для этого надо постоянно следить за работами коллег, чтобы выработать насмотренность. Такие работы мы вместе с Алесей Мароховской (редакторкой дата-отдела «Важных историй») собираем в телеграм-канале.

Можно ли в современном мире заниматься расследовательской журналистикой, не работая при этом с данными?

Работать с данными можно по-разному. Если вы читаете какие-то документы «глазами», пробиваете номера телефонов в GetContact, заказываете выписки в Росреестре — это тоже работа с данными. Просто это не методы журналистики данных.

В журналистике данных мы получаем какое-то новое знание, анализируя массив объектов, а не несколько из них по-отдельности.

Так вот — наверное, совсем без работы с данными быть расследователем невозможно, но уметь анализировать данные всё-таки не обязательно (хотя такой навык даёт вам много очков форы).

Вместе с анализом данных на своем курсе вы также учите визуализации. Почему хорошая визуализация так важна?

У визуализации есть несколько функций. Во-первых, если данные сложные, хорошая визуализация поможет их понять: сравнить числа, показать какую-то закономерность, структуру. Хорошая визуализация помогает донести важную идею до читателя простым путём.

Во-вторых, в дата-материале визуализация выполняет ещё и иллюстративную функцию. Зачастую от хорошей инфографики зависит, будет ли смотреть ваш материал читатель или умрёт от скуки. 

Могли бы вы привести примеры журналистских проектов с хорошей визуализацией?

Из последнего — вспоминается работа Медиазоны про людей, избитых на митингах в Минске. Очень люблю работы издания The Pudding — например, про гендерные стереотипы в книгах или размеры карманов. Много классного выходит у The New York Times и их портала Opinion: про распространение коронавируса, очередь на прививку или про то, какие данные собирает о нас интернет. Отдельно выделю работы дизайнера Shirley Wu. Моя любимая — про то, куда переезжают бездомные. Ну и работа нашей студии инфографики в РИА Новостях Цветы нации — о том, какие народы живут в России.