Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
Почта: im@hse.ru
VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram
Михаил Антонов — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Германии, Берлин
Валентин Богданов — собственный корреспондент ВГТРК в США, Нью-Йорк
Ася Емельянова — заведующая корреспондентским бюро ВГТРК в Италии, Рим
Сергей Пашков — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Израиле
Александр Хабаров — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Великобритании, Лондон.
Александр Христенко — политический обозреватель ВГТРК
40 бюджетных мест
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
10 платных мест для иностранцев
40 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
200 платных мест
10 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
13 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
7 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
65 бюджетных мест
50 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
20 платных мест для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
13 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
5 бюджетных мест
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
70 платных мест
2 платных места для иностранцев
Davydov S. G., Sharikov A., Eremina A. et al.
Cham: Springer, 2023.
Journal of Business Theory and Practice. 2023. P. 46-54.
In bk.: Russiagate Revisited: The Aftermath of a Hoax. NY: Palgrave Macmillan, 2023. P. 225-247.
Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.
Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021
Время постоянно бросает вызов тем, кто работает в медиаиндустрии. В такой комплексной сфере слишком много взаимосвязанных элементов — от общественных перемен до революционных изменений в технологиях.
Мы предлагаем взглянуть на социальные процессы гораздо шире. Это обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу big data, основам режиссуры, этапам творческого процесса и производственному циклу создания медиапродукта, словом, всему тому, что называется «журналистика», «медиа» и «коммуникации».
Участники проекта «Постгуманизм(ы) в медиакультуре и искусстве» представили доклады на конференции «Субъект и ответственность: природа, общество, культура». Панель «Социально-философская футурология» была организована Школой философии и культурологии НИУ ВШЭ и партнёром проекта, сектором социальной философии Института философии РАН.
Все более актуальными для философии и теории культуры становятся вопросы о смысле, структуре и облике того, что происходит с миром и человеком в нем. Возникает потребность в разработке и анализе новых теорий для работы с меняющимся предметом исследования или реактуализации классических концептуальных схем и парадигм.
В ситуации постгуманизма человек больше не находится в центре событий и рефлексии. Очевидно, что он должен будет уживаться с другими субъектами с их собственной «самостью». О том, как роботы становятся субъектами права и этики в перспективе постгуманизма, говорил Александр Павлов.
Скорее всего, андроиды, разумные роботы, действительно будут жить в нашем обществе. Варианты взаимодействия с ними сегодня предлагают, например, произведения художественной культуры. В сериалах «Мир Дикого Запада» и «Люди» уже продуманы и показаны этические и правовые дилеммы, с которыми столкнутся люди и андроиды, когда будут жить вместе.
Главные герои сериала «Люди» (англ. Humans, 2015) – пять роботов. Они живут в обществе и у каждого есть своя идеологию и взгляды на взаимоотношения с людьми. Пока одни сопротивляются людям, другие призывают к коллаборации.
Однако окончательно определить, какова специфика существования роботов как субъектов права и этики, сложно, ведь сегодня мы обитаем сразу в двух реальностях. В художественной, где существуют разумные роботы и этико-правовые проблемы, связанные с ними. И в реальности, в которой андроиды пока не среди нас и, возможно, никогда не будут.
Постчеловеческий поворот (posthuman turn) затронул не только гуманитарные и философские науки, но и мир популярных медиа. О том, как элементы постгуманистических теорий начали встраиваться в контент стриминговых продуктов, рассказала Наталья Верещагина.
В сериалах «Любовь, смерть и роботы» (2019–2022, Netflix), «Воспитанные волками» (2020–2022, HBO Max) и фильме «Финч» (2021, Apple TV+) постгуманизм предстаёт в визуально футуристической форме, которую иногда называют «поп-постгуманизмом» (pop posthumanism). Это своеобразный способ мышления о других, о жизни с ними и среди них, о трансформации человеческого. Перед зрителем часто возникает пространство будущего, в котором место «компаньонов» заслуживают роботы и собаки. Иные виды редко добиваются успеха. Перестраиваются иерархии отношений между животными, человеком и роботами. При всех изменениях сохраняется мотив сентиментальной тоски по человеческому.
«Получаемые репрезентации постгуманистических теорий могут выглядеть крайне причудливо, так как проходят через серии фильтров (в том числе пользовательского опыта). Нельзя забывать, что они должны оставаться понятными и узнаваемыми», — отмечает исследовательница.
Панайотис Компациарис в своем выступлении сосредоточился на этике и политике бессмертия и воскрешения. Он предложил взглянуть на идеи Николая Федорова о музее как части проекта по воскрешению мертвых через призму современных постантропоцентических программ (Д. Харауэй, Р. Брайдотти, И. Стенгерс, Т. Мортона и др.).
«Этика постантропоцентризма, – отмечает исследователь, – бросает вызов представлениям космистов о воскрешении как моральном долге. По этой логике, мы обязаны воскресить еще и весь животный мир Земли, раз своим нынешним положением мы в значительной мере обязаны животным. Тем самым, которых мы так жестоко использовали для удовлетворения транспортных, пищевых и прочих человеческих потребностей».
С текстом Панайотиса Компациариса о «музее других» и постантропологических программах космистов можно ознакомиться в статье.
Департамент медиа: Приглашенный преподаватель
Институт медиа: Доцент
Школа философии и культурологии: Профессор