20 апреля в рамках II Ассамблеи Российской академии образования «Педагог и время» состоялся круглый стол «Педагогическая пресса в России: история и современность, подготовка кадров». В мероприятии принимали участие практикующие эксперты сферы образования. Институт медиа НИУ ВШЭ представил заместитель директора, советник Медиагруппы «Россия сегодня», кандидат филологических наук Олег Аркадьевич Дмитриев.
© Ольга Зотова для Института медиа
Как живет педагогическая пресса в XXI веке? Какие задачи она решает? Есть ли новое поколение образовательных журналистов? Как и где готовятся кадры? На эти и другие вопросы в ходе круглого стола ответили ведущие ученые и эксперты данной отрасли. Мероприятие началось с экскурса в историю. Модератор встречи, главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов выделил ключевые даты в развитии педагогической журналистики и отметил знаковых личностей, повлиявших на её становление: основоположника научной дошкольной педагогики Константина Ушинского и основателя «Учительской газеты» Надежду Крупскую.
О том, что сегодня представляет из себя педагогическая журналистика, рассказал научный руководитель Центра развития инклюзивного образования, доктор педагогических наук, академик РАО Евгений Ямбург. «Педагогическая пресса в какой-то степени противостоит общей прессе, потому что очень часто мы имеем дело с искажённой информацией», – отметил спикер. Эксперт подчеркнул необходимость грамотного сочетания традиционных и новаторских методик преподавания. Он также заметил, что будущее медиа – за новым поколением журналистов. Как именно готовят будущих журналистов в том числе педагогической прессы и новом формате предпрофессионального образования — медиаклассах — поделилась в своем докладе заместитель руководителя Департамента образования и науки г. Москвы Наталья Киселева. Их главной целью, по словам Киселевой, является подготовка в первую очередь медиаграмотных людей, формирование в обществе нового подхода к воспитанию и общению. Спикер указала на существующее сегодня глобальное противоречие: огромное количество каналов коммуникации и проблема с коммуникацией между людьми. А также подчеркнула необходимость развития информационной открытости образования, к примеру, через социальные сети школ. По мнению эксперта, такая практика повысит доверие общественности к образовательным организациям и избавит педагога от «профессионального одиночества».
Основными проблемами современной педагогической прессы является нехватка кадров и низкая заинтересованность молодых журналистов. На эти вопросы в своем выступлении сделал акцент заместитель директора Института медиа НИУ ВШЭ, советник Медиагруппы «Россия сегодня», кандидат филологических наук Олег Дмитриев. «Самое главное – осовременить отношение к образованию», – отметил спикер, говоря о важности практикоориентированного подхода при подготовке кадров в журналистике. По словам Дмитриева, для привлечения новых журналистов в образовательную прессу необходимо во время обучения объяснять основы медиакоммуникаций, ввести в учебный план предмет «Медиакультура», преподавать основы работы в социальных сетях.
Сегодняшний круглый стол был посвящен развитию педагогической журналистики и подготовке специалистов, которые постоянно бы работали в образовании, в медиаклассах и разговаривали с детьми в правильном ключе. Помимо представителей академической среды в мероприятии принимали участие СМИ и члены Российской академии образования. Все эти люди по-настоящему одержимы идеей того, что образование в области медиа нужно улучшать. Мне очень приятно, что мы начали работу по созданию программы магистратуры «Управление медиакоммуникациями в образовании». Она очень важна и востребована. Мы будем преподавать то, что необходимо современной школе: медиаграмотность, основы медиакоммуникации, проверка информации, педагогический дизайн в медиа. Эти вещи фундаментальны и станут крайне полезными.
Необходимость культурной составляющей в образовании журналиста и актуальность педагогической прессы подчеркнул директор Информационного центра «Библиотека им. К.Д. Ушинского» РАО, председатель Общественного совета при Минпросвещения России Виталий Сурвилло. По его словам, «Учительская газета» выступает связующим звеном между чиновниками в сфере образования и педагогами, родителями и школьниками. Эксперт прокомментировал важность грамотного освещения педагогической жизни в обществе особенно в связи с объявлением 2023 года Годом педагога и наставника: «Я за то, чтобы проблемы образования занимали умы всех журналистов. Но мне кажется, журналистам, которые пишут на тему образования, необходимо понимать именно профессиональную составляющую педагогики как науки и как искусства».
Анастасия Жалий, студентка 2-го курса образовательной программы «Журналистика»