21 февраля «Российская газета» открыла двери своей редакции для студенческого клуба «Летучка». Студенты побывали в медиацентре, понаблюдали за работой сотрудников редакции и собственными глазами увидели, как верстаются новости для официального печатного органа Правительства Российской Федерации.
Основанная в 1990 году «Российская газета» уже более трех десятилетий информирует читателей о важнейших событиях не только в России, но и за ее пределами. За годы существования газеты на ее страницах нашли отражение главные политические, экономические и культурные события страны. «Российская газета» часто предоставляет читателям эксклюзивную информацию, а мнения и комментарии экспертов публикуются как в цифровом формате, так и в печатной версии издания. Первым делом студенты посетили отдел верстки, где ежедневно происходит один из главных производственных процессов. Все начинается с создания макета, который определяет, какие тексты будут помещены на главную полосу, а затем придуманное получает дизайнерское воплощение. Разрозненные абзацы текста корректируют по масштабу, при необходимости сокращают (на журналистском сленге это называется «рубить хвосты») и вместе с иллюстрациями помещают на страницы, которые позже разойдутся огромным тиражом по всей России.
Творческий отдел редакции «Российской газеты» объединяет сразу два подразделения: цифровой журналистики, разрабатывающей «Российскую газету» для онлайн-платформ, и печатной.
«Стол, за которым мы сейчас сидим — это стол классового примирения, — рассказывает Юрий Лепский, первый заместитель главного редактора. — Это стол интеграции бумаги и цифры».
Гибридный формат публикации материалов является, однако, не только требованием времени, но и дальновидной предосторожностью. На случай, если однажды произойдет критическое падение бумажных тиражей, редакция не расстанется с текущим творческим коллективом, сохранит сотрудников и научит их работать на цифровых платформах. Впрочем, «гибель бумаги» произойдет, по мнению Юрия Лепского, нескоро. «Во-первых, бумага сохраняет то, чего не может дать человеку цифра. Первое: она дарит потребителю тактильные ощущения. Это важно. А во-вторых, она формирует его образ жизни. Это требует определенного интерьера, определенных привычек. Даже когда бумаге придется совсем плохо, она сохранится как элитное чтение для элитного потребителя. А все что элитарно — достойно подражания. Так что не сомневайтесь: скоро она не погибнет. Все это не сгорит».
Затем экскурсия продолжилась в одном из конференц-залов медиацентра. Из презентации специалистов маркетинга и рекламы студенты узнали о востребованных алгоритмах, каналах дистрибуции и продвижения, которые могут пригодиться для запуска собственного проекта. В условиях конкуренции на медиарынке особенно важно «обрастать компетенциями елкой наоборот», то есть последовательно сужая задачу: от правильно написанного текста до адаптации его под конкретную аудиторию, от грамотного выбора площадки распространения до получения прибыли.
В качестве приглашенного гостя также выступила одна из самых молодых сотрудниц «Российской газеты» — Дарья, студентка 3-го курса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Как совмещать работу с учебой, возможно ли трудоустроиться в ведущие СМИ без опыта — студенты Института медиа получили ответы на все интересующие их вопросы.
По завершении встречи студентам вручили небольшие памятные подарки. Уже сейчас каждый из них при желании может пройти стажировку и практику в «Российской газете» в рамках заключенного соглашения между изданием и Институтом медиа.
Своими впечатлениями с нашей редакцией поделилась Полина Карпунина, студентка 1 курса образовательной программы «Журналистика».
«Мне понравилась обстановка в редакции, она очень спокойная, рабочая, а атмосфера настраивает на продуктивность. Понравилось, что коллектив у газеты молодой, и есть возможности для молодых сотрудников расти и развиваться. Вдохновила история девушки-третьекурсницы, которая там работает на постоянной основе уже несколько месяцев. Оказывается, все это возможно еще до получения диплома и без опыта».
Ксения Жакова, студентка 2-го курса образовательной программы «Журналистика»