Процесс стремительного развития медиапространства сопровождается изменениями правового регулирования в сфере массовых коммуникаций.
© Ольга Зотова для Института медиа
Студенты Вышки разработали проект, который помогает защитить медиа от юридических рисков.
Команда по правовому консультированию медиапроектов оказывает помощь продюсерам, авторам, креаторам — специалистам по генерации идей, создателям информационных продуктов, представителям медиабизнеса. Сейчас в команде 13 участников. Среди них — бакалавры и магистранты Факультета креативных индустрий и факультета права, а также несколько студентов других вузов. Руководитель проекта — старший преподаватель Института медиа Алена Денисова.
Денисова Алена Сергеевна
Старший преподаватель Института медиа, юрист в сфере медиаправа и права развлекательных индустрий
Правовое регулирование в сфере медиа и развлекательных индустрий в последние годы динамично, информационно-правовые нормы актуализируются, предлагается ряд новых предписаний и ограничений для индустрии контента. Все это влияет на количество запросов о консалтинге. В данных обстоятельствах возникла идея оптимизировать этот «поток» и переформатировать в одновременно «тренировочный» и сервисный проект с коллаборацией студентов и магистрантов ФКИ и факультета права НИУ ВШЭ. Команда набралась довольно быстро и в нужном составе. Есть и первые результаты, вдохновляющие всю команду: коллеги-юристы уже оказали правовую поддержку нескольким довольно крупным медиапроектам, а коллеги-медийщики создали Telegram-канал, продумали бренд-бук проекта и стратегию развития. Общая цель у нас стабильна – создать и развивать классное комьюнити по юридическому сопровождению медиапроектов студентов творческих профессий НИУ ВШЭ и любых других начинающих специалистов медиаиндустрии на безвозмездной основе, но с возможностью роста в перспективе до полноценного консалтинг-агентства.
Денисова Алена
С какими проблемами можно обратиться в проект? Команда консультантов поможет разобраться в вопросах защиты интеллектуальной собственности, персональных данных, деловой репутации, тонкостях законов о СМИ и рекламе. Проект также проводит частные консультации.
Откуда возникла потребность обратиться к юридической тематике? Участница проекта, студентка первого курса магистратуры Института медиа Полина Фокина говорит, что решающую роль сыграли несколько факторов: личный интерес, запросы друзей и знакомых из сферы медиа и обстоятельства времени, где нормы медиаправа часто меняются. «Я задалась вопросом: а куда мне пойти, если я столкнусь с проблемой такого рода? На разбор законов и указов уходит время, нужен навык. Хочется, чтобы кто-то объяснил на человеческом языке, как действовать, — комментирует Полина Фокина. — О необходимости подобного проекта говорило то, что Алена Сергеевна Денисова часто помогает студенческим (и не только) проектам в Вышке с правовыми вопросами. Захотелось создать заинтересованную команду, которая сможет помогать другим и развивать отрасль».
Кейсов у ребят пока немного, но постепенно проект набирает обороты. Тем более что консультируют они бесплатно, и к ним можно обращаться даже по проектам, не аффилированным с Вышкой. «К нам приходили на частную консультацию по поводу юридических рисков, приходили по вопросам авторского права и использования материалов в проекте. Называть сами проекты не буду, мы бережно храним конфиденциальность всех, кто к нам обращается, и рассказываем о кейсах только по разрешению», — комментирует Полина Фокина.
Ольга Маловица, студентка 1 курса магистратуры «Управление медиакоммуникациями в образовании»