19 мая в Культурном Центре НИУ ВШЭ прошел День открытых дверей магистратуры Института медиа. Презентацию образовательных программ провели заместитель директора Института медиа Олег Дмитриев и доцент Института медиа Ирина Куманева. Совместно с преподавателями, студентами и выпускниками они раскрыли все особенности и секреты обучения в магистратуре.
Сегодня на магистерских программах Института медиа НИУ ВШЭ обучается более 250 человек. Как отметил заместитель директора Олег Дмитриев: «Наши магистерские программы отличаются своей практической ориентированностью. Это означает, что у вас есть возможность обучаться не только у наших преподавателей, но и у ведущих практиков медиаотрасли, а также попробовать себя и свои возможности в федеральных редакциях и крупных медиакомпаниях».
Программа «Медиаменеджмент» существует уже более 15 лет и является одной из современных образовательных программ. Она появилась задолго до создания факультета медиакоммуникаций и Института медиа и с тех пор постоянно развивается. Научный руководитель программы Александр Шариков отметил: «Один из аргументов, позволяющих программе существовать, это востребованность наших выпускников. Более того, ценность программы заключается в изучении базовых предметов, таких как: «Теория и история медиа», «Экономика медиа», «Правовая основа медиа», «Технологии медиапроизводства» и «Научно-исследовательский семинар». Последнему предмету мы придаем особое значение. Аргументация очень простая: крупный медиаменеджер – это, прежде всего, аналитик. Наука и аналитика – это рядом стоящие вещи, поэтому эту научную компоненту мы на программе усиливаем». На встрече также присутствовал выпускник образовательной программы Егор Пашкалов, который работает менеджером клиентского маркетинга онлайн-кинотеатра OKKO. Бакалаврское образование Егора – архитектор, однако это не помешало ему погрузиться в медиасферу. Будущим магистрантам он рекомендует брать максимум от учебы, быть заинтересованным в приобретении новых знаний и обращаться к преподавателям, которые всегда готовы уделить время и ответить на все вопросы.
Образовательная программа «Интерактивные медиа и цифровые индустрии» предстала перед гостями в обновленном виде. Ранее она носила название «Трансмедийное производство в цифровых индустриях». Академический руководитель Анна Новикова поделилась причиной изменений: «Индустрия меняется, и мы хотим меняться вместе с ней». Старший преподаватель программы Станислав Миловидов отметил, что новое название отражает современные веяния программы в виде новых генеративных алгоритмов и цифровых практик. Процесс обучения направлен на творчество, практическую деятельность и эксперименты. Программу также представляла выпускница, руководитель контент-маркетинга, продюсер PR-премии для малого и среднего бизнеса «Громче!» Дарья Назарова. Ее первое образование – журналист, но по окончании бакалавриата она точно знала, что хочет быть продюсером. Это желание Дарье удалось реализовать в магистратуре. Выпускница отметила, что Вышка учит концентрироваться не только на академических результатах и оценках, но и на поиске своей мечты в профессии и пути к ней.
Магистерская программа «Современная журналистика» делится на три образовательных трека: «Журналистика данных», «Деловая журналистика» и англоязычная траектория «Производство новостей в международной среде». Программу представляли академический руководитель программы Алексей Николов, руководитель трека «Деловая журналистика» Михаил Зеленцов и руководитель англоязычного трека «Производство новостей в международной среде» Олег Дмитриев. На вопрос о преимуществах обучения Алексей Николов ответил, что новостная среда изменилась за последние десятилетия, и было принято решение учить журналистике по-новому. Он пришел в Вышку с идеей сделать направление, ориентированное на международную среду, поэтому будущему магистранту программы важно иметь определенный уровень английского. Студентка трека «Производство новостей в международной среде» Диана Зинкович считает такой подход очень занимательным и полезным, так как для потенциального работодателя знание английского языка – огромное преимущество. Она рассказала, что работает в сфере производства новостей, и в создании материалов ей помогают навыки, приобретенные во время обучения. В магистратуре ее научили, как написать текст, который интересно читать и которым хочется делиться.
Выпускница программы «Журналистика данных» Анастасия Якунина по первому образованию математик, поэтому она решила выбрать направление, сочетающее в себе как медиасферу, так и точные науки: «Мы занимаемся извлечением из данных смысла и при этом правильно его подаем. С помощью данных мы рассказываем какую-то историю». По словам Анастасии, в это направление приходят студенты из разных сфер и каждому из них помогают обрести недостающие навыки. Анастасия пришла с математическим образованием и получала знания в сфере медиа. Журналистов же учат аналитике и работе с цифрами. Как отметила выпускница, программа находится на стыке разных направлений, и такая коллаборация делает журналистику данных современной.
Руководитель трека «Деловая журналистика» Михаил Зеленцов отмечает, что студенты этой траектории развиваются как профессионалы еще во время обучения. Многие из них уже работают в информагентствах «ТАСС», «Россия сегодня» и издании «Коммерсантъ». Помимо практической деятельности, некоторые студенты изъявляют желание заниматься академической сферой и писать научные статьи. Сбалансированное сочетание теории и практики приводит к росту и развитию этого направления, и магистранты действительно заинтересованы в том, что делают.
Уникальная программа «Критические медиаисследования» появилась в 2020 году. Ее основная миссия – подготовить новое поколение исследователей международной медиасреды. Программу представляли преподаватели Янис Милонас и Панайотис Компациарис. Программа основывается на развитии критических, аналитических и исследовательских данных. Магистранты изучают различные формы средств массовой информации и их влияние на человека, создают собственные проекты и развиваются в СМИ, культурологии, академической сфере. Инициатива студентов поощряется преподавателями, так как она отражает развитие критического мышления, на которое делается упор при обучении, и желание применять полученные знания в конкретных ситуациях.
В конце мероприятия гости узнали о траекториях поступления от методиста Института медиа Алексея Переяслова. Он отметил, что прием документов стартует 19 июня и заканчивается 25 июля 2024 года включительно. Вступительные испытания проводятся до 5 августа. Каждая магистерская программа имеет свои требования к поступлению, поэтому критерии портфолио для каждого направления разные. Результаты вступительного испытания по английскому языку не входят в общее число баллов. Этот экзамен оценивается как «зачет» или «незачет». Также абитуриенту необходимо обратить внимание на приоритеты, которые выставляются в соответствии с желанием поступить на ту или иную программу. Приоритеты расставляются в Личном кабинете абитуриента. По окончании отбора конкурсные списки публикуются до 8 августа 2024 года включительно. Более подробно траекторию поступления можно изучить на сайте ma.hse.ru.
Гости Дня открытых дверей поделились своими впечатлениями от мероприятия:
– Мне было бы очень интересно попробовать себя в медиаисследованиях, потому что в какой-то момент я поняла, что хочу применять полученные знания на практике. Медиадискурс – это один из инструментов понимания манипуляций в политике.
Вера, студентка Факультета мировой политики МГУ
Некоторые гости уже приняли решение о кардинальных изменениях в своем развитии:
– Я планирую менять вектор своего образования и будущей карьеры, поэтому рассматриваю программу «Современная журналистика». Хочется погрузиться в атмосферу другого вуза, приобрести новые навыки и знакомства. Также в Вышке много практики и очень насыщенная программа обучения.
Мария, студентка Факультета международных отношений МГИМО
Таисия Захарова