Преподаватель, который разбирается в компьютерных играх — мечта уже нескольких поколений студентов. Факультет креативных индустрий пошёл навстречу этой мечте: здесь педагоги не только играют, но и изучают вымышленные вселенные вместе со своими студентами.
«Научные исследования нужны для того, чтобы продвинуться в практике. На нашем факультете ведётся много работы, необходимой для понимания природы коммуникаций и медиа в широком смысле. А видеоигры — это, несомненно, медиа», — заявил первый заместитель декана Факультета креативных индустрий Олег Солодухин в своём вступительном слове к первой Научно-практической конференции «Исследования видеоигр в России: вызовы, перспективы и направления», которая прошла в здании ВШЭ на Покровском бульваре 27 мая.
Мероприятие организовал Институт медиа и Факультет креативных индустрий. За круглым столом собрались представители НИУ ВШЭ, Института бизнеса и дизайна, ГАУГН, а также издательства «Бомбора». Помимо этого, научные доклады на конференции представили и студенты.
«С одной стороны может показаться, что Институт медиа должен заниматься только журналистикой и медиакоммуникациями. Но у студентов есть желание обучаться новым дисциплинам, и мы должны это поддерживать и развивать», — отметил заместитель директора Института медиа Олег Дмитриев.
«Мы не боимся говорить о самых ярких, интересных и нестандартных проявлениях медиасферы. Наши студенты получают возможность учиться — в буквальном смысле — без отрыва от реальности», — подчеркнула в начале дискуссии заместитель председателя Конференции, профессор Института медиа Мария Штейнман.
На пленарном заседании прозвучали доклады, посвящённые роли автора в трансмедийном расширении вымышленных вселенных, перспективам исследований видеоигр в России, а также популярным изданиям по Game Studies. Профессор Института медиа Мария Штейнман на примере произведений Дж. Р. Р. Толкина, Анджея Сапковского и Джоан Роулинг говорила о метафорической «смерти автора» — процессе, когда оригинальный литературный материал получает новые воплощения в видеоиграх, сериалах и других медиа. Владимир Обручев, руководитель направления компьютерной и научно-популярной литературы издательства «Бомбора», рассказал, как книги об истории и развитии игровой индустрии могут помочь студентам найти свой вектор в Game Studies. Завершил заседание руководитель профиля «Гейм-дизайн» в Институте бизнеса и дизайна Александр Ветушинский с докладом о прошлом и будущем исследований видеоигр в России, отметив, что игровая индустрия входит в поле исследований современных философов.
В рамках конференции было заявлено две секции. Лейтмотивом первой стали академические вызовы Game Studies в России, а второй — их перспективы и практики. Представленные в докладах спикеров исследования были посвящены академическим методологиям, применяемым к видеоиграм, ролям автора и игрока, а также вызовам, связанным с появлением искусственного интеллекта. Также участники конференции обсудили роль видеоигр в популяризации отечественного культурного кода. В частности, исследователи отследили паттерны узнаваемости «российских» образов в западных и азиатских играх, а также отметили вклад отечественных разработчиков, которые в настоящее время всё чаще обращаются к русской мифологии и истории.
«Сейчас мы действительно видим запрос на самобытность. В основном, если вынести за скобки Atomic Heart, это реализуется в инди-сегменте. Наши разработчики решили: давайте снова делать что-то своё, давайте использовать эти игры (например, «Кужлёвка», «Чёрная книга», «САНЁК») как инструмент саморефлексии, через который люди смогут больше понять себя и своё прошлое», — отметил в личной беседе руководитель профиля «Гейм-дизайн» в Институте бизнеса и дизайна Александр Ветушинский.
В ходе конференции было отдельно отмечено, что такие дискуссии отчасти стирают грань между академическим и индустриальным подходом к науке: в исследовании видеоигр теория неотделима от практики. Во время докладов спикеры неоднократно отмечали, что «дают себе право похулиганить в рамках разумного» — так, исследователи делились друг с другом игровым опытом, а старший преподаватель Института медиа Оксана Тимофеева рассказала о том, как искала рецепты еды из «Аллодов Онлайн» в советской «Книге о вкусной и здоровой пище».
«В академическом сообществе теперь слышны голоса людей, которые перестали бояться нового. Появилась Вышка, в Вышке зародились центры исследования Game Studies. Мы получили возможность изучать абсолютно новые явления прямо в процессе их формирования. Учёных же сложно раскачать! Я и сама была «исследователем-маргиналом», когда в 1996 году защищала диплом по Толкину. Мне говорили: «Это же не литература!» Теперь же, благодаря колоссальному развитию медиа, в академическом сообществе поняли, что есть жанры, которые нельзя выносить за пределы разговора. И на этой встрече мы с единомышленниками укрепляем горизонтальные связи и самостоятельно формируем проблемное поле», — подчеркнула Мария Штейнман.
Участники конференции получили грамоты от организаторов и выразили желание сделать встречи в таком формате регулярными.
Александра Гошовец, выпускница Института медиа НИУ ВШЭ