Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
Почта: im@hse.ru
VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram
Михаил Антонов — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Германии, Берлин
Валентин Богданов — собственный корреспондент ВГТРК в США, Нью-Йорк
Ася Емельянова — заведующая корреспондентским бюро ВГТРК в Италии, Рим
Сергей Пашков — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Израиле
Александр Хабаров — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Великобритании, Лондон.
Александр Христенко — политический обозреватель ВГТРК
60 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
3 платных места для иностранцев
40 бюджетных мест
40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
125 платных мест
3 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 мест за счет средств ВШЭ
25 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
4 платных места для иностранцев
65 бюджетных мест
70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
10 платных мест для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
3 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Социологический журнал. 2024. Т. 30. № 2.
В кн.: Человек в мире медиа: пространственно-временные и социографические характеристики. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2024. С. 48-60.
Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.
Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021
Время постоянно бросает вызов тем, кто работает в медиаиндустрии. В такой комплексной сфере слишком много взаимосвязанных элементов — от общественных перемен до революционных изменений в технологиях.
Мы предлагаем взглянуть на социальные процессы гораздо шире. Это обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу big data, основам режиссуры, этапам творческого процесса и производственному циклу создания медиапродукта, словом, всему тому, что называется «журналистика», «медиа» и «коммуникации».
«Научные исследования нужны для того, чтобы продвинуться в практике. На нашем факультете ведётся много работы, необходимой для понимания природы коммуникаций и медиа в широком смысле. А видеоигры — это, несомненно, медиа», — заявил первый заместитель декана Факультета креативных индустрий Олег Солодухин в своём вступительном слове к первой Научно-практической конференции «Исследования видеоигр в России: вызовы, перспективы и направления», которая прошла в здании ВШЭ на Покровском бульваре 27 мая.
Мероприятие организовал Институт медиа и Факультет креативных индустрий. За круглым столом собрались представители НИУ ВШЭ, Института бизнеса и дизайна, ГАУГН, а также издательства «Бомбора». Помимо этого, научные доклады на конференции представили и студенты.
«С одной стороны может показаться, что Институт медиа должен заниматься только журналистикой и медиакоммуникациями. Но у студентов есть желание обучаться новым дисциплинам, и мы должны это поддерживать и развивать», — отметил заместитель директора Института медиа Олег Дмитриев.
«Мы не боимся говорить о самых ярких, интересных и нестандартных проявлениях медиасферы. Наши студенты получают возможность учиться — в буквальном смысле — без отрыва от реальности», — подчеркнула в начале дискуссии заместитель председателя Конференции, профессор Института медиа Мария Штейнман.
На пленарном заседании прозвучали доклады, посвящённые роли автора в трансмедийном расширении вымышленных вселенных, перспективам исследований видеоигр в России, а также популярным изданиям по Game Studies. Профессор Института медиа Мария Штейнман на примере произведений Дж. Р. Р. Толкина, Анджея Сапковского и Джоан Роулинг говорила о метафорической «смерти автора» — процессе, когда оригинальный литературный материал получает новые воплощения в видеоиграх, сериалах и других медиа. Владимир Обручев, руководитель направления компьютерной и научно-популярной литературы издательства «Бомбора», рассказал, как книги об истории и развитии игровой индустрии могут помочь студентам найти свой вектор в Game Studies. Завершил заседание руководитель профиля «Гейм-дизайн» в Институте бизнеса и дизайна Александр Ветушинский с докладом о прошлом и будущем исследований видеоигр в России, отметив, что игровая индустрия входит в поле исследований современных философов.
В рамках конференции было заявлено две секции. Лейтмотивом первой стали академические вызовы Game Studies в России, а второй — их перспективы и практики. Представленные в докладах спикеров исследования были посвящены академическим методологиям, применяемым к видеоиграм, ролям автора и игрока, а также вызовам, связанным с появлением искусственного интеллекта. Также участники конференции обсудили роль видеоигр в популяризации отечественного культурного кода. В частности, исследователи отследили паттерны узнаваемости «российских» образов в западных и азиатских играх, а также отметили вклад отечественных разработчиков, которые в настоящее время всё чаще обращаются к русской мифологии и истории.
«Сейчас мы действительно видим запрос на самобытность. В основном, если вынести за скобки Atomic Heart, это реализуется в инди-сегменте. Наши разработчики решили: давайте снова делать что-то своё, давайте использовать эти игры (например, «Кужлёвка», «Чёрная книга», «САНЁК») как инструмент саморефлексии, через который люди смогут больше понять себя и своё прошлое», — отметил в личной беседе руководитель профиля «Гейм-дизайн» в Институте бизнеса и дизайна Александр Ветушинский.
В ходе конференции было отдельно отмечено, что такие дискуссии отчасти стирают грань между академическим и индустриальным подходом к науке: в исследовании видеоигр теория неотделима от практики. Во время докладов спикеры неоднократно отмечали, что «дают себе право похулиганить в рамках разумного» — так, исследователи делились друг с другом игровым опытом, а старший преподаватель Института медиа Оксана Тимофеева рассказала о том, как искала рецепты еды из «Аллодов Онлайн» в советской «Книге о вкусной и здоровой пище».
«В академическом сообществе теперь слышны голоса людей, которые перестали бояться нового. Появилась Вышка, в Вышке зародились центры исследования Game Studies. Мы получили возможность изучать абсолютно новые явления прямо в процессе их формирования. Учёных же сложно раскачать! Я и сама была «исследователем-маргиналом», когда в 1996 году защищала диплом по Толкину. Мне говорили: «Это же не литература!» Теперь же, благодаря колоссальному развитию медиа, в академическом сообществе поняли, что есть жанры, которые нельзя выносить за пределы разговора. И на этой встрече мы с единомышленниками укрепляем горизонтальные связи и самостоятельно формируем проблемное поле», — подчеркнула Мария Штейнман.
Участники конференции получили грамоты от организаторов и выразили желание сделать встречи в таком формате регулярными.
Александра Гошовец, выпускница Института медиа НИУ ВШЭ