Брать от учебы максимум, особенно – от занятий с преподавателями-практиками, не бояться изучать новое и строить горизонтальные связи советует выпускница Института медиа Полина Меньшова.
Она окончила бакалавриат Вышки по направлению «Журналистика» в прошлом году. В этом году проект Полины о русском языке «Изборник» получил национальную премию «Серебряный лучник». Развитие собственного медиа Полина успешно совмещает с работой в научно-популярном издании Naked Science. А в ее резюме — множество строк.
– Полина, ты можешь похвастаться большим количеством стажировок и мест работы. Расскажи, как тебе удавалось получить отличные вакансии?
– Ну, первая моя работа – учебный ассистент у одного из преподавателей. Не то чтобы я стремилась к этой вакансии, но мой преподаватель хотел работать именно со мной: ему был нужен «дотошный» напарник, который сможет редактировать научно-популярные речи студентов в формате TED Talks с вниманием к каждой мелочи. Я решила попробовать.
Попасть в ТАСС у меня цели не было: никогда не интересовалась новостями и не могла представить, что через пару лет буду работать именно с этим форматом. Я просто узнала от знакомой, что ТАСС будет проводить интенсив о том, как освещать тему культуры в эпоху цифровых технологий. Подумала, что это интересно и может быть полезно в популяризации русского языка, которой я хотела заниматься. Ну и «красивая строчка в резюме», связанная с главным информационным агентством, мне бы тогда не помешала.
На интенсиве было человек 30, многие уже работали в разных крупных медиа. Мы выполняли разные задания: вытаскивали новость из ответа на вопрос, который сами только что задавали спикеру, писали анонс события, работали на импровизированной «пресс-конференции» с известными спикерами (например, с директором «Союзмультфильма» Юлианной Слащевой). В какой-то момент я поняла, что меня начали выделять, следить, как я поведу себя в разных ситуациях. Я прошла интенсив полностью, и в результате мне и еще двум участницам предложили стажировку в ТАСС. Одна из них на тот момент училась в МГУ и подрабатывала в «Снобе», а другая окончила вуз несколько лет назад и была в штате «Вестей FM». Я знала, что попасть в ТАСС непросто, поэтому было неожиданно и приятно. Правда, что делать дальше, я не знала: боялась, что с новостями просто не справлюсь. Но в итоге я стажировалась в отделе неновостного контента, писала большие материалы для сайта. Вышли тексты о прививках от ковида, о профессиональных подвигах железнодорожников, о значении тельняшки в русской культуре…
– А до Вышки у тебя был какой-то профессиональный опыт?
– Да, я публикуюсь с 13 лет. Я родом из Самарской области, из небольшого поселка Усть-Кинельский в Кинельском районе. Там выходят городские и районные газеты, у каждой тираж от 3500 до 5000 экземпляров. И вот в эти газеты я начала писать еще в школе: отправляла материалы знакомой журналистке, получала от нее обратную связь, наблюдала, какие правки она вносит самостоятельно. В итоге к моменту поступления в вуз у меня было больше 30 настоящих публикаций, я многое умела и даже выигрывала журналистские конкурсы всероссийского и международного уровня.
– Какие дисциплины ты можешь выделить за время обучения в Институте медиа?
– Было множество практико-ориентированных предметов, нас учили делать абсолютно все. Например, разные модули проектного семинара были посвящены газетной журналистике, репортажной фотографии, радио, телевидению, интернет-медиа. При этом мы работали как настоящая редакция: у каждого были должности и соответствующие обязанности, а пары напоминали «летучки». Соответственно, надо было не просто создавать какой-то медиапродукт, но и улаживать конфликты внутри команды, отстаивать материалы перед преподавателем-«главредом» и так далее. Было ощущение полноценной работы в медиа, только, может быть, не на полную ставку. А в настоящих редакциях я потом сразу знала, что делать. Многие в индустрии привыкли, что практикантов и вчерашних выпускников надо переучивать, а для меня многое было уже очевидно. Опытные коллеги удивлялись и говорили, что так бывает нечасто. Мне как научному журналисту, кстати, пригодились не только проектные дисциплины, но всевозможные научно-исследовательские семинары (НИСы). Например, те, где мы изучали качественные и количественные методы исследования. Сейчас я не только руковожу собственным научпоп-проектом, но и пишу новости науки в Naked Science. Источник каждой новости в моем случае – академическое исследование на английском языке. Благодаря НИСам я, во-первых, знаю, как сориентироваться в научной статье и о чём обязательно нужно сообщить читателю: о выборке, об ограничениях исследования, например – вдруг в эксперименте участвовало мало человек или какие-то потенциально значимые факторы не учитывались? Во-вторых – я могу оценить научную статью, о которой собираюсь рассказать: насколько грамотно проведено исследование, насколько авторитетное издание, где она опубликована, точно ли ей можно доверять. Такие знания есть не у любого журналиста, но мы в бакалавриате знакомились с академической средой, и это было полезно.
Ещё у меня был майнор «Образовательные инновации: от идеи к бизнесу» от Института образования. Там мы немного изучали педагогику, анализировали просветительские бизнес-проекты, проводили продуктовые исследования для реальных заказчиков. Полученные знания и навыки мне очень пригодились для организации собственного медиа, а некоторые проекты я даже вписывала в резюме. Готова дифирамбы петь этому курсу.
– Каких-то преподавателей особенно можешь выделить?
– Мне очень нравились научно-исследовательские семинары Ольги Евгеньевны Вербилович. Марине Александровне Королёвой благодарна за курс рерайта и профессионального редактирования, а также за работу над курсовыми и ВКР и поддержку моего проекта «Изборник». Алена Дмитриевна Масуренкова и Алена Сергеевна Денисова не только создали полезнейшие курсы по маркетингу и медиаправу, но и помогали консультациями «Изборнику» – всё, что мы проходили на их предметах, я по сути, сразу применяла в собственном медиа.
– А что было самым сложным за время обучения в Институте медиа?
– Наверное, в самом начале учебы у меня, как и у многих ребят из регионов, было ощущение, что дома ты был лучшим, а в Вышке лучшие буквально все. Начинаешь невольно сравнивать себя с другими, ощущать, что планка очень высокая. И к этому чувству нужно было привыкнуть. Но я быстро нашла в этом плюс: здорово находиться среди таких увлеченных и талантливых людей, здорово учиться у таких невероятных профессионалов. Конечно, бывало сложно и из-за загруженности по учебе. На первом курсе мне было непросто из-за английского: мой уровень, В2 оказался невысоким по сравнению с тем, что от нас требовали. Тем более я не сдавала ЕГЭ по английскому языку (поступила, выиграв олимпиаду «Высшая проба» по журналистике) и не так много практиковалась, как однокурсники. Пришлось много работать, чтобы получать хотя бы «пятерки» или «шестерки». Но постепенно уровень владения языком улучшился (особенно в этом помог курс академического письма на английском языке): оценки поднялись до 8-10, уровень – думаю, до С1. А сейчас я каждый день работаю с английским языком: перевожу научные статьи, пишу на их основе новости.
– Как тебе удается совмещать работу в научно-популярном издании Naked Science и развитие собственного проекта «Изборник»? Почему ты не осталась в Москве?
– После защиты диплома я действительно вернулась в Самару, потому что необходимости находиться в Москве не было: работала я всегда онлайн, а учеба закончилась. Вскоре после защиты диплома я уволилась из «Рамблера», где тогда была новостником: устала совмещать работу и учебу (ВКР, например, писала между сменами по 8-9 часов), хотела отдохнуть и прийти в себя. Искать работу начала спустя несколько месяцев и принципиально не откликалась на вакансии, которые мне неинтересны: решила, чего бы это ни стоило, не устраиваться куда-то только ради денег. В какой-то момент наткнулась на вакансию новостника в Naked Science – в команду искали человека, который сможет работать в том числе с лингвистическими темами. Отправила резюме, написала тестовый текст и через два дня уже здоровалась со всеми в редакционных чатах. Пишу новости прежде всего лингвистики и психологии, эти направления мне интересны как популяризатору русского языка и будущему компьютерному лингвисту – на эту специальность поступаю в магистратуру. Но берусь и за смежные направления: иногда окололингвистические исследования связаны с маркетингом, образованием, информационными технологиями, медициной. Работаю каждый день, но все-таки это частичная занятость, а не смены на новостной ленте: силы на собственный проект остаются.
Для «Изборника» мы активно ищем меценатскую или спонсорскую поддержку. Это медиа про русский язык и его значимость в нашей повседневной жизни – тема узкая, но, как показывает практика, очень живая и всегда актуальная. Сейчас аудитория сайта достигает 27-30 тысяч уникальных посетителей в месяц, проект поддерживают главные эксперты ниши. Ну и в целом у нас получается о себе громко заявлять – например, в апреле выиграли престижную премию «Серебряный лучник».
Что касается работы в нескольких проектах одновременно, то у меня еще со школьных лет есть принцип: всегда искать максимум пересечений между разными сферами моей жизни. Например, я соглашаюсь только на такую работу, которая принесет какую-то пользу для «Изборника» или лично для меня как для научного журналиста. Польза может заключаться в повышении экспертности, в каком-то новом статусе, в коллаборации – вариантов множество. Точно так же я действовала во время учебы в вузе. В курсовую (КР) второго курса превратился анализ конкурентов, который я проводила перед запуском «Изборника»: получилась классификация подходов к популяризации русского языка в российских медиа за последние 20 лет. На третьем курсе для КР я сделала подкаст на лингвистическую тему и обеспечила свое медиа контентом на четыре недели вперед. А в дипломной работе фактически отразила трехлетний опыт работы над «Изборником». Написала ВКР достаточно быстро, параллельно работая новостником полный день, потому что уже были наработки: всякие редакционные документы, исследования аудитории. Получила 10 – потому что писала о реальном, действующем проекте. Это не был учебный медиапродукт, подготовленный специально для диплома.
– За что ты любишь Вышку?
– Первое – междисциплинарность. Это наше все. На любой специальности ты не просто можешь, а обязан выбрать дополнительные предметы из другой сферы, расширить свой профиль. Второе – практикоориентированность. И третье – журналистские связи. В Вышке сумасшедшая концентрация идейных (в хорошем смысле этого слова) людей. Они из разных стран и городов, но объединены общими ценностями: хотят и умеют создавать, придерживаются высоких профессиональных стандартов, не боятся рисков и помогают друг другу, насколько бы заняты ни были.
Вышкинские люди и их единомышленники из других вузов правда часто выделяются на фоне других. Например, искали мы в «Изборник» дизайнера, вакансия была неоплачиваемая (проект пока волонтерский). Сначала разослали сообщения в несколько невышкинских чатов с вакансиями, пригласили знакомых с подходящим опытом. Прошло две недели, но никто не захотел присоединиться к нашей команде. А потом мы добавили вакансию в чат, который состоял преимущественно из студентов и выпускников Вышки. И посыпались отклики – за сутки пришло человек 13-15! Это были люди разного возраста, иногда очень опытные и давно работающие с платными заказами. Но они просто хотели поддержать качественный проект – даже без гонорара. Вышкинские связи, естественно, пригождаются и в работе над журналистскими материалами. Например, за экспертными комментариями я нередко обращаюсь именно к преподавателям родного вуза. И не потому что больше не к кому, а потому что в Вышке работают многие главные специалисты из абсолютно разных сфер.
– Что ты можешь посоветовать тем, кто только начинает свой путь в журналистике?
– Обычно все рекомендуют начинать работать как можно раньше, потому что практика в журналистике очень важна. И это действительно так. Но я сейчас скажу не самую популярную вещь: даже если за время учебы в бакалавриате вы нигде не работали, не переживайте. В Вышке очень практико-ориентированное образование. Поэтому, если вам интересно делать учебные проекты, без зазрения совести посвящайте время им. После занятий у преподавателей-практиков вам будет так же легко начинать работать, как после стажировки. Да, в каждом издании есть своя редакционная политика, но вам будет проще, если вы даже к заданиям на семинарах относились как к поручениям главреда и привыкли работать на качество. И еще один важный момент. В Вышке сумасшедшая учебная нагрузка и много вариантов внеучебной деятельности – разбегаются глаза, боишься упустить что-то важное. Но не стоит хвататься за все сразу. Выбирая факультатив или студорганизацию, заранее думайте, зачем они вам нужны, чему и для чего вы хотите научиться. Ищите полезные контакты, знакомьтесь с людьми, берите от своего студенчества по максимуму. Но будьте готовы и отдавать тоже.