Новая книга Панайотиса Компациариса Curation in the Age of Platform Capitalism (Routledge, 2024), охватывает ключевые направления его исследовательской и преподавательской деятельности на магистерской программе Critical Media Studies.
Что постить, что носить, что есть, с кем дружить, какую музыку слушать, какие фильмы смотреть, какие места посещать, какие носки выбрать и какое иметь мнение о таких серьезных вопросах, как изменение климата, военные перевороты, ИИ, генетика, колонизация космоса и крионика, или о таких повседневных проблемах, как футбол, мода и диета?
В последние десятилетия курирование (англ. «curation») утвердилось как авторская, смыслообразующая, организационно-предпринимательская деятельность в глобальном мире искусства, опирающаяся на переплетение инновационных концепций, продуманный сторителлинг и художественный опыт. В книге фигура курирования — отбор, расположение и демонстрация объектов и концепций — применяется за пределами мира искусства для объяснения моделей культурного производства в эпоху платформенного капитализма.
Как в повседневном, так и академическом словоупотреблении в качестве «курированных» обозначаются некие сгруппированные предметы культуры, каковыми могут выступать музыкальные произведения, еда, фильмы, новости и многое другое. Предполагается, что эти отобранные вручную, а иногда и алгоритмически, подборки, сделанные уполномоченными экспертами, помещают эти предметы в организованные нарративы.
Профессор Компациарис прослеживает платформенное курирование в различных сферах: от высокого искусства и мира моды до экономики низкого опыта (англ. «low-brow experience») и экономики аутентичности, от культур доверия и гуру отношений до алгоритмических спектаклей. С опорой на критическую теорию платформ, исследовательский подход многоместной этнографии и материальную культуру в книге рассматриваются курируемые миры крутизны (англ. «coolness»), аутентичности и вдохновения, включая люксовые модные бренды Vetements и Balenciaga, кулинарный опыт Airbnb и фигуру лайф-коуча. В книге утверждается, что кураторский императив поддерживает воображаемые стремления класса, а также неолиберальные нарративы благополучия, продвижения и успеха.
Книга будет интересна ученым, исследователям, студентам старших курсов и аспирантам, специализирующимся в области культурологии, исследований медиа и коммуникации, кураторства, теории современного искусства, критических исследований менеджмента и истории искусства, а также более широкому кругу читателей, интересующихся новыми медиа, платформами и цифровой культурой.
Автор: Панайотис Компациарис
Перевод: Алексей Переяслов