Студенческий медиаклуб «ТОП месяца» возобновил свою работу в новом учебном году. Встреча прошла 6 ноября на территории РЭУ им. Плеханова. В этот раз гостем стал генеральный директор телеканала НТВ Алексей Земский.
На встрече традиционно присутствовали студенты трёх университетов: ВШЭ, ВШТ МГУ и РЭУ им. Плеханова. Модератором выступил директор Института медиа, телеведущий Эрнест Мацкявичюс. НТВ для него — родной телеканал. В начале своей карьеры известный журналист несколько лет работал в информационных программах НТВ.
Также на встрече присутствовал лидер «Движения первых», участник президентской программы «Время героев» и герой России Артур Орлов. Он тоже пообщался со студентами, рассказал о работе военных корреспондентов и дал несколько советов о том, как сделать эту работу более безопасной.
Алексей Земский — медиаменеджер самого высокого звена, глубоко знающий индустрию. Он руководит телеканалом НТВ с 2015 года. За эти годы ему удалось сформировать команду, изменить концепцию канала и в несколько раз увеличить аудиторию. На данный момент НТВ уверенно занимает второе место в рейтинге телеканалов страны после «России 1». Алексей Владимирович рассказал, что был «в ужасе» от результатов анализа аудитории НТВ, когда стал гендиректором канала. В основном его смотрели мужчины 50+. Сейчас же у НТВ совсем другие зрители. У каждой передачи своя собственная аудитория. Это позволяет НТВ конкурировать с другими каналами. В основном программа состоит из сериалов и новостей. Последние годы канал включает в эфирную сетку всё больше развлекательных передач и ток-шоу. Это стало настоящим прорывом, потому что больше 20 лет на НТВ вообще не было подобного контента. Канал гордится, что ему удалось увеличить расширить семейную аудиторию и завоевать доверие молодых зрителей.
«Телезрителя очень легко потерять. Как бы просто это не звучало, надо показывать то, что хотят видеть люди. Твои желания и предпочтения не имеют значения: необходимо давать все программы, которые пользуются популярностью. Нельзя обманывать зрителя. Все передачи нужно показывать вовремя и в те часы, в которые он ожидает их увидеть», — рассказал Алексей Земский.
Руководитель НТВ признался, что сейчас компания хочет сделать упор на кино и собрать большую фильмотеку. У телеканала в этом году уже состоялось несколько премьер. На очереди — два новых проекта. «Футбольная фантастика» — экранизация реальных спортивных событий, в которые сложно поверить. Гендиректор канала рассказал студентам об одном из сюжетов, который стал основой фильма: «В 1992 году команда Югославии не смогла поехать на чемпионат Европы по футболу, потому что она развалилась. И за месяц до начала матчей команда Дании узнала, что будет участвовать. А в результате они стали чемпионами». Со слов Алексея Земского, продюсер Тимур Вайнштейн, который оценивал работу создателей картины «сначала смеялся, а к концу плакал». Все актеры, которые были заняты в съемках, на самом деле профессиональные спортсмены — мастера и кандидаты в мастера спорта по футболу. Кроме того, полтора месяца команду держали на сборах.
Второй проект НТВ будет посвящен празднику Великой Победы. Алексей Земский рассказал, что был удивлен, когда узнал, что известный роман Бориса Васильева «В списках не значился» почти не экранизировался. История о героических защитниках Брестской крепости не раз была представлена на театральной сцене. Особенно популярной была легендарная постановка Марка Захарова в театре Ленком. Поэтому команда НТВ решила приурочить экранизацию к 80-летию Великой Победы.
Большую часть времени Алексей Земский отвечал на вопросы студентов и вместе с ними рассуждал о будущем телевидения. Саму идею телевидения Алексей Владимирович определил как способ передачи движущихся картинок на расстоянии. Исходя из этого суждения, к телевидению относится практически всё, что мы видим на экране. И даже телефон, который человек носит в кармане, можно назвать телевизором. Говоря о трансформации эфирного вещания, спикер напомнил, что из аналогового и кабельного оно превратилось сейчас в цифровое, и люди всё чаще используют интернет для просмотра телеконтента.
«Появилось более 400 неэфирных телеканалов, затем стали популярны онлайн-кинотеатры, видеоплатформы. Это всё равно доставка телевизионного сигнала до конечного пользователя. Это всё телевидение», — объяснил гендиректор НТВ.
Сам телевизор в привычном нам формате Алексей Земский назвал элементом культуры, а позже — интерьера. Он напомнил, что раньше люди приходили друг к другу в гости, чтобы посмотреть любимую передачу. Алексей Владимирович вспоминает: «За телевизором ухаживали, накрывали белой тряпочкой, ставили слоников. Выстраивали пространство для него и под него. Это было модно». Сейчас культура смотрения изменилась. Семейный просмотр превратился в индивидуальный.
На смену ретро-устройствам пришли современные плазмы. Они потеряли ярко выраженный дизайн. Телевизор перестал быть «модным девайсом». С каждым годом его технические параметры улучшаются, но люди зачастую даже не могут отличить марку «рамки с черным экраном».
«Вне зависимости от того, как будет выглядеть телевизор, будет ли это голограмма или другие новые технологии, самое главное — тот контент, который мы на этом экране видим», — делится мнением Алексей Земский.
Гендиректор НТВ считает, что в будущем контент станет более персонализированным. Уже сейчас набирают популярность фаст-каналы, которые на основании предпочтений зрителя создают для него индивидуальную сетку передач. В России они пока не прижились, но Алексей Земский уверен, что такие каналы составят эфиру серьезнейшую конкуренцию. Однако у эфирного телевидения есть главное преимущество: оно бесплатное. Федеральная целевая программа по цифровизации телевидения была задумана для того, чтобы все, включая самые незащищенные слои общества, могли иметь доступ к информации.
Студентов заинтересовал вопрос использования искусственного интеллекта в сфере медиа. Алексей Земский считает, что нейросети можно использовать довольно широко, в том числе, для описания архивов. Это существенно экономит время и человеческий труд. И он сам не против этим воспользоваться в будущем. Но искусственный интеллект не сможет заменить настоящего телеведущего. «Любой канал коллекционирует лица», — объяснил гендиректор НТВ.
С ним согласился и Эрнест Мацкявичюс: «Можно сделать почти идеальную голограмму, красивую, с приятным голосом, с правильными интонациями. Но в тот момент, когда мы поймем, что перед нами не живой человек, а «мультяшка», мы потеряем к нему доверие».
Один из студентов Института медиа спросил руководителя НТВ, какое будущее ожидает канал через 10 лет. Алексей Земский уверен, что в первую очередь телеканал будет высокотехнологичным, освещающим все сферы жизни общества и точно останется в эфире. Эрнест Мацкявичюс подвел итог встречи так: «Я думаю, вообще всё в журналистике поменяется. Но останется главный девиз: новости — наша профессия».
Никита Ерофеев (1 курс, ОП «Журналистика»):
«Главное, что мне понравилось во встрече — камерная обстановка. Было полное ощущение, что мы все собрались поговорить о насущном. Такой формат встреч по-настоящему заряжает. Все действие длилось около двух с половиной часов, но ни разу не возникло ощущение затянутости».
«ТОП месяца» — это межуниверситетский медиаклуб, площадка для прямого и откровенного разговора лидеров медиаиндустрии с наиболее замотивированными студентами. Встречи обычно проходят раз в месяц. Спикерами выступают люди, от которых зависит то, как выглядит медиасфера сегодня и какой она будет в будущем. В течение года в проекте участвовали медиаменеджеры, продюсеры, телеведущие: Николай Картозия, Игорь Шестаков, Дмитрий Киселев и Евгений Бекасов. Профессионалы делились со студентами собственным опытом в медиа, а также давали полезные советы, которые наверняка пригодятся им в будущей профессии.
Следующий медиаклуб пройдет совсем скоро! 21 ноября со студентами встретится Сергей Новиков — начальник управления Президента Российской Федерации по общественным проектам.