Стать студентом Высшей школы экономики – заветная мечта многих выпускников школ. Один из ведущих вузов страны, флагман образовательной системы, Вышка ежегодно принимает сотни абитуриентов бакалавриата и магистратуры.
Несмотря на напряженный график первокурсников, для которых теперь началась интересная и полная новых открытий студенческая жизнь, нам удалось спросить у них, в чем заключался залог их успеха, как добиться таких высоких результатов при поступлении и есть ли секреты успешной подготовки?
— 100-балльность - это счастливая случайность, лотерейный билет, который вам выпал, или результат серьезной подготовки?
Дарина Жирова, Белгород: Я уверена, что случайностей не бывает. В первую очередь, это результат серьезной подготовки как к экзаменам, так и к олимпиадам. Мне нравился сам процесс подготовки, поэтому время проходило незаметно. Но и без удачи тут не обошлось!
Таисия Бронникова, Белгород: Конечно, в сдаче любого экзамена есть доля удачи, но всё-таки я уверена, что хороший результат невозможен без усердной подготовки.
Ярослав Судаков, Тверь: 100-балльность – это и результат серьезной подготовки, и счастливая случайность, и лотерейный билет, который мне выпал. Своих заслуг я нисколько не умаляю, но и не могу не упомянуть об остальных немаловажных составляющих высокого результата:
- настрой
- понимание структуры журналистского эссе
- уверенность в собственных силах до экзамена и в своей работе после его завершения.
Валерия Бешенева, Санкт-Петербург: Мои 100 баллов – это скорее удача вкупе с работой над собой.
Софья Шилова, Москва: 100-балльность чаще всего является результатом серьезной подготовки и усердной работы, в моем случае так и произошло. Я не рассчитывала на удачу, так как желала добиться успеха своими силами, хотя везение и могло сыграть свою роль.
— Как вы готовились к ДВИ?
Дарина Жирова, Белгород: Я готовилась в онлайн-школе журналистики «Журка-мурка». Мне очень понравились преподаватели и атмосфера на занятиях. Погружение в теорию было постепенным, но основательным.
Таисия Бронникова, Белгород: Свою подготовку я начала с изучения истории журналистики: читала статьи, смотрела видеоролики. Потом углубилась в теорию. Хороший помощник – учебник Е.П. Прохорова «Введение в теорию журналистики». Также я занималась в онлайн-школе подготовки к ДВИ «Первая полоса». Мне понравилось, что большинство вебинаров были довольно короткими, но содержали много полезной информации. В этой же школе мы писали много эссе, получали обратную связь и комментарии от кураторов.
Ярослав Судаков, Тверь: В первом полугодии 11 класса я занимался в интернет-школе ФДП (Факультет довузовской подготовки). Благодаря нашему куратору и преподавателю Дарье Валерьевне Терновской подготовка стала более эффективной. Полученных знаний и навыков в первый учебный семестр хватило, чтобы продолжить подготовку самостоятельно.
Валерия Бешенева, Санкт-Петербург: Именно к экзамену в НИУ ВШЭ я не готовилась, так как планировала поступать в СПБГУ. Там я ходила на очный двухнедельный курс по подготовке к ДВИ, где было много практических заданий. На курсе меня научили работать с жанром эссе. Думаю, это помогло и во вступительных испытаниях в другие вузы.
Ярослава Жидкова, Вязники: Для подготовки к ДВИ мне было достаточно той информации, которую мне давало онлайн-пространство МедиаОлимп. Главное – знать ведущих журналистов России, чтобы удачно привести примеры.
Софья Шилова, Москва: Ещё в десятом классе я определилась с направлением, на которое буду поступать, и уже тогда начала готовиться к олимпиадам по журналистике вместе со своим преподавателем по русскому языку и литературе. Всё своё свободное время, которого было не так уж и много, я занималась подготовкой к экзаменам: смотрела лекции, изучала ленту новостей, писала заметки и эссе. Так я провела два года старшей школы, готовясь и к ЕГЭ, и к олимпиаде «Высшая проба», и к вступительным испытаниям.
— Какую тему вы выбрали: литературную или журналистскую – и насколько для вас это было принципиально?
Валерия Бешенева, Санкт-Петербург: Я выбрала литературу, поскольку безумно её люблю. Кроме того, тема оказалась мне близка, и в уме сразу выстроился план эссе.
Ярослава Жидкова, Вязники: Я писала эссе на журналистскую тему. Она называлась так: «Герой нашего времени – кто он?». Эта тема привлекла меня больше всего, так как показалось мне самой интересной для рассуждения.
Софья Шилова, Москва: На вступительном испытании я выбрала писать эссе на журналистскую тему. Для меня она была интереснее, я смогла в полной мере раскрыть её, а также отразить в работе весь свой кругозор и знания в этой сфере. Абитуриентам я советую опираться на то, что им близко, о чем они смогут уверенно писать. Принципиальность выбора темы зависит от того, какой аспект вам важнее: творческое самовыражение или анализ реальности. Литературная тема может позволить вам глубже исследовать художественные аспекты, символику и эмоции, в то время как журналистская тема может акцентировать внимание на фактах, актуальности и социальных вопросах.
— Насколько вам помогли наши вебинары, Дни открытых дверей, мастер-классы по подготовке к ДВИ? И что конкретно помогло?
Дарина Жирова, Белгород: Впервые я побывала в Институте медиа в октябре прошлого года, на Дне открытых дверей, и окончательно убедилась, что хочу учиться именно здесь. Общение со студентами и преподавателями Института медиа придало мне уверенности в том, что я смогу поступить в ведущий вуз страны. Но это стало возможным благодаря подготовке. Я смотрела мастер-классы и вебинары с участием Ивана Андреевича Князева и Григория Владимировича Прутцкова, конспектировала основные аспекты, разбирала примеры.
Ярослав Судаков, Тверь: Ценность таких мероприятий заключается не в том, чтобы раскрыть вам заветную тайну стобалльной работы, а в том, чтобы абитуриенты могли окунуться в атмосферу высшей школы, которая от обычной, к слову, существенно отличается.
Софья Шилова, Москва: Все мероприятия университета значительно помогли мне подготовиться к ДВИ. Так я узнала о требованиях и ознакомилась с особенностями проведения вступительного испытания, могла задать преподавателям вопросы, которые меня интересовали, услышать советы по подготовке и свободно их применить на практике.
— Что бы вы посоветовали усовершенствовать, улучшить с нашей стороны, чтобы было больше информации? Чего именно не хватало от нас при подготовке?
Дарина Жирова, Белгород: Мне кажется, было бы полезно устраивать открытые вебинары не только с экзаменаторами, но и с первокурсниками, в которых они делятся своим опытом подготовки. Также, на мой взгляд, стоило бы подробно разбирать задания прошлых лет, акцентировать внимание на наиболее и наименее удачных приемах в работе.
Таисия Бронникова, Белгород: Мне кажется, было бы хорошо чаще разбирать задания прошедшего года и подробно рассказывать абитуриентам, какие ошибки были допущены в этих работах, а что было удачным.
Софья Шилова, Москва: Можно создать доступные онлайн-материалы, такие как видеоуроки и интерактивные тесты, которые помогут абитуриентам изучать материал в удобное для них время и практиковаться. Кроме того, было бы полезно разработать раздел с часто задаваемыми вопросами, где будут собраны ответы на наиболее распространенные вопросы о вступительных экзаменах и подготовке к ним.
— Когда вы писали работу или проходили собеседование, помнили ли вы о пожелании преподавателей порадовать проверяющих, заставить их захотеть с вами познакомиться? Об этом они говорили на вебинарах по подготовке к ДВИ.
Дарина Жирова, Белгород: С открытых вебинаров и постов в социальных сетях я помнила о том, что преподаватели Института медиа заинтересованы в творческих и креативных студентах, которые действительно увлечены журналистикой, поэтому решила просто быть собой и проявить себя. Думаю, в какой-то степени мне было проще, так как экзаменаторы, Иван Андреевич Князев и Татьяна Николаевна Ремезова, могли задать мне дополнительные вопросы, узнать, чем я увлекаюсь, почему выбрала именно журналистику. Для меня легче разговаривать с экзаменаторами вживую.
Таисия Бронникова, Белгород: Скорее всего, мне было легче, чем тем, кто сдавал ДВИ письменно: я лично видела своих проверяющих, их эмоции, выстраивала диалог в нужном направлении.
Ярослав Судаков, Тверь: Часто слышал, что, пока пишешь, нужно думать о приемной комиссии, заставить ее захотеть с тобой познакомиться. Однако я решил ослушаться таких советов я и с самого начала придерживался следующей тактики: я журналист, я читатель, я комиссия. Заинтересовал ли я сам себя своей работой? Да, заинтересовал. Стратегия меня не подвела – результат соответствующий.
Ярослава Жидкова, Вязники: Когда я писала работу, то, конечно же, помнила о пожелании преподавателей порадовать проверяющих. Для этого я решила привести нестандартные аргументы, подкрепляющие мои тезисы. И вот: заветные 100 баллов в кармане! Хочу пожелать будущим абитуриентам удачи и терпения в сдаче ДВИ!
Софья Шилова, Москва: Да, бесспорно. Эти слова мотивировали меня на то, чтобы представить свой уникальный взгляд на тему, глубоко и оригинально мыслить, приводить интересные примеры.
— Если у вас было собеседование, что вам запомнилось, как оно проходило? Насколько были интересными или сложными вопросы? Можно ли было подготовиться к такой форме общения с экзаменаторами? И если да, то как?
Дарина Жирова, Белгород: Перед экзаменом я разбирала кейсы, следила за новостями, изучала демоверсию на сайте. Собеседование проходило в форме диалога. Мне запомнилась атмосфера разговора: это была живая беседа с профессионалами из сферы медиа. Я чувствовала себя спокойно и комфортно, волнение улетучилось, как только я зашла в аудиторию. После ДВИ нам провели экскурсию по корпусу ВШЭ на Хитровском переулке, показали студии и медиадвор, подарили мерч Института медиа. Теперь, когда я прихожу в этот корпус уже в качестве студентки, с теплом вспоминаю творческое испытание.
Таисия Бронникова, Белгород: Я осталась в полном восторге от собеседования: это был первый экзамен в моей жизни, с которого я вышла с широкой улыбкой и прекрасным настроением. Во-первых, я увидела своими глазами корпус на Хитровке, а Иван Андреевич Князев даже провел нам небольшую экскурсию. Во-вторых, атмосфера на самом собеседовании была крайне дружелюбной и расслабленной, за что огромное спасибо экзаменаторам. Вопросы были несложными, они проверяли наличие базовых знаний в сфере журналистики, креативность и грамотность. Подготовиться можно было заранее, так как на сайте был размещен регламент проведения собеседования, формат заданий и темы, которые необходимо было изучить. Проверяющие также задавали дополнительные вопросы, чтобы оценить уровень знаний и понимания темы.
— Что вы посоветуете следующим поколениям первокурсников, чтобы стать 100-балльником?
Дарина Жирова, Белгород: Абитуриентам следующего года я бы посоветовала делать то, что нравится, и верить в себя. Меня в период поступления очень мотивировали слова Григория Владимировича Прутцкова, которые он произнес на одной из онлайн-лекций: «Ломоносов смог – значит и вы сможете».
Таисия Бронникова, Белгород: Абитуриентам я советую начинать подготовку как можно раньше, чтобы избежать больших нагрузок и стресса. Если чувствуете, что вам нужна помощь, поищите онлайн-школу, которая подойдет именно вам.
Ярослав Судаков, Тверь: Я бы хотел дать несколько советов абитуриентам.
Во-первых, грамотно распределите время. Так вы сможете совмещать хобби, учебу в школе, репетиторов, волонтерство, друзей и подруг. Само ощущение вашей продуктивности наполнит вас энергией, а главное – желанием развиваться дальше.
Во-вторых, относитесь к экзаменам лишь как к одному из жизненных испытаний.
В-третьих, не упускайте возможность участия в олимпиадах: Вышка щедра на подобного рода активности как никакой другой вуз. Список олимпиад, за которые вы можете получить заветные баллы, действительно впечатляет.
Удачи всем, кто планирует поступить в ВШЭ на ОП «Журналистика». Уверяю вас, это реализуемо. Верьте в себя и продолжайте трудиться!
Валерия Бешенева, Санкт-Петербург: Будущим первокурсникам могу дать только такой совет: не зацикливайтесь на экзаменах и учёбе, живите нормальной жизнью. Много гуляйте с друзьями, заводите новые интересные знакомства, посещайте концерты и выставки, смотрите любимое кино, ходите в музеи и театры, читайте не только учебники, но и литературу, которая вам интересна. Всё это, во-первых, позволяет сохранить внутренний ресурс, а во-вторых, помогает развиваться, расширяет кругозор. В профессии журналиста важно уметь аналитически смотреть на всё вокруг, быть внимательным к миру, иметь оригинальную позицию. Поэтому саморазвитие, на мой взгляд, важнее самих экзаменов.
Ярослава Жидкова, Вязники: Хочу посоветовать абитуриентам не волноваться, так как из большого перечня тем обязательно найдется та, которую можно легко раскрыть, если хорошо её проанализировать у себя в голове.
Софья Шилова, Москва: Следующим поколениям первокурсников я бы порекомендовала в первую очередь научиться расставлять приоритеты. Это поможет сосредоточиться на самых важных задачах и позволит более продуктивно распоряжаться временем. Кроме того, необходимо всегда практиковаться, писать тексты, эссе и заметки. Вероятнее всего, вы будете совершать ошибки, но не бойтесь их, ведь они всегда подскажут, на что нужно обратить внимание, и тем самым вы не допустите их в дальнейшем и улучшите свои навыки. Равномерно распределяйте нагрузку, чтобы избежать стресса, не откладывайте задачи на последний день, будьте усидчивы – и ваши старания окупятся. Помните, что благодаря систематическому обучению и дисциплине вы добьетесь желаемого.
Жалий Анастасия, 4-й курс ОП «Журналистика»