• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Почта: im@hse.ru

VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram

Руководство
Директор Института медиа Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Первый заместитель директора Института Бондаренко Эдуард Викторович
Заместитель директора Института Дмитриев Олег Аркадьевич
Заместитель директора Института Князев Иван Андреевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Актер

4 года
Очная форма обучения

Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Глобальные цифровые коммуникации

4 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа

Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения

Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения

Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Кинопроизводство

4 года
Очная форма обучения

Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения

Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения

Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения

Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения

Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Стратегия и продюсирование в коммуникациях

4 года
Очная форма обучения

Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление в креативных индустриях

4 года
Очная форма обучения

Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения

Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Дизайн среды

2 года
Очная форма обучения

Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения

Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивные медиа и цифровые индустрии

2 года
Очная форма обучения

Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивный дизайн

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа

Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство

2 года
Очная форма обучения

Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения

Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения

Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Медиаменеджмент

2 года
Очная форма обучения

Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения

Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Практики кураторства в современном искусстве

2 года
Очная форма обучения

Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Продюсер в музыкальной индустрии

2 года
Очная форма обучения

Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Производство новостей в международной среде

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Современная журналистика

2 года
Очная форма обучения

Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современные медиаисследования и аналитика/ Contemporary Media Research

2 года
Очная форма обучения

Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа

Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Управление стратегическими коммуникациями

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа

Информация о количестве платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика

2 года
Очная форма обучения

Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Книга
Финансовый анализ в СМИ

Самарина Л. В.

СПб.: Общество с ограниченной ответственностью «Реноме», 2024.

Глава в книге
Информационные агентства и новая конвергентная среда: попытка теоретического осмысления

Зеленцов М. В.

В кн.: Современные СМИ в контексте информационных технологий. Вып. 9. СПб.: ИПЦ СПбГУПТД, 2024. С. 28-30.

Препринт
Yves Montand in the USSR interviews, source

Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.

Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021

Будьте грамотны: Институт медиа провел ежегодную конференцию по медиаобразованию

20 ноября в доме Дурасова на Покровском бульваре прошла Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Медийная и информационная грамотность в России: полидисциплинарный взгляд». Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Институт медиа факультета креативных индустрий НИУ «Высшая школа экономики» обсуждали главные вопросы развития медиаграмотности.

Будьте грамотны: Институт медиа провел ежегодную конференцию по медиаобразованию

© Елена Волкова для Института медиа

Конференция прошла в рамках «Глобальной недели медийной и  информационной грамотности», проводимой ЮНЕСКО. Как и в прошлом году, ее сопредседателями выступили директор Института медиа Эрнест Мацкявичюс и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Сергей Бакейкин.

Слова «полидисциплинарный взгляд» появились в названии конференции не случайно. На пленарных заседаниях, секциях и круглых столах конференции, по замыслу организаторов, обсуждались вопросы формирования медийной и информационной грамотности с позиций различных наук: философии, психологии, социологии, правоведения, педагогики, ИКТ-технологий и других областей знаний. Среди участников конференции были представители разных регионов, в том числе городов: Луганска, Воронежа, Саранска и Казани. Спикерами выступили преподаватели и руководители вузов, ученые, доктора наук. 

Осознать все вызовы

В своем выступлении на пленарном заседании форума декан факультета креативных индустрий Андрей Быстрицкий отметил, что одна из важнейших задач конференции — обратить внимание на изменения в медиапространстве. Он рассказал о концепции Интернет-гражданства, которая подразумевает персональные права и обязанности для каждого пользователя сети. В первую очередь это касается ответственности за распространение фейков. 

Быстрицкий Андрей Георгиевич
Декан факультета креативных индустрий

«Мы живем в мире политизированном, все более и более конфронтационном, разрозненном и враждебном информационном пространстве. В этом смысле вопрос цифровой, медийной грамотности является вопросом важным, потому что мы видим, как изменился характер боевых действий с появлением дронов и многих других средств, ровно также и в области информации идет стремительное развитие, появляются новые методы и средства, все последствия возникновения которых мы до конца не знаем и даже не представляем. На мой взгляд, самое важное в работе медиа сегодня это необходимость исследовать, проникать вперед, осознавать все вызовы, которые приносит наше присутствие, наша деятельность в новой цифровой, информационно-коммуникационной среде. Мы должны понимать, какие метаморфозы происходят с людьми, как меняется воздействие субъектов среды на людей, какие используются приемы и методы. Это большая и очень сложная исследовательская задача».

Андрей Быстрицкий

В ходе пленарного заседания директор Института медиа Эрнест Гедревич Мацкявичюс подчеркнул важность комплексного подхода к медиаграмотности не только со стороны исследователей, но и сотрудников СМИ. 

Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Директор Института медиа

«С началом специальной военной операции изменения в информационном пространстве начали приобретать радикальный характер. СМИ по всему миру, зачастую даже официальные и в прошлом и авторитетные, начали превращаться в оружие массового поражения, а Telegram-каналы – в нарезные стволы. Представители аудитории начали рассматриваться производителями и генераторами контента не только как потребители, но и как жертвы, как враги, которые должены быть уничтожены в том числе и этим оружием тоже».

Эрнест Мацкявичюс

Эрнест Гедревич также обратил внимание на выход, который может быть найден в этой системе информационной эскалации. 

По его мнению и по данным сотрудников федеральных каналов, на фоне огромного количества фейков отмечается рост зрительского интереса к официальным источникам информации, например,  проверенным, сертифицированным и ответственным СМИ. Это, как считает Мацкявичюс, — один   из элементов медиа-гигиены и медиаграмотности. 

Искусственный интеллект: друг или враг? 

Конференция собрала ведущих экспертов, изучающих медиаграмотность и медиаобразование как явление. Среди них — Абдусалам Абулкеримович Гусейнов, действительный член Российской академии наук (РАН), и.о. директора Института философии РАН; Юрий Михайлович Батурин, член-корреспондент РАН, Герой Российской Федерации; Михаил Федорович Черныш, член-корреспондент РАН, Елена Леонидовна Вартанова, декан факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; Анатолий Анатольевич Курманов, заместитель руководителя рабочей группы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России по реализации проекта «Умный город». В прошлом году главной темой стало обсуждение новых трендов медиа. В этот раз спикеры обращали внимание на проблемы, связанные с быстроразвивающимся искусственным интеллектом. Если раньше нейросети использовали в закрытых компаниях, то теперь генеративные технологии доступны любому человеку, с чем связаны определенные риски. Особенно это опасно для тех, кто не располагает необходимыми компетенциями для грамотного использования новых технологий. В своем докладе Юрий Батурин, общественный деятель и космонавт, высказал опасение, что искусственный интеллект — это первый продукт, который человек не способен контролировать полностью. Пользователи все чаще принимают за истину информацию, произведенную искусственным интеллектом, и доверяют ей. Именно поэтому нужно уделять самое пристальное внимание медиапросвещению и медиаграмотности. Об этом следует задуматься уже сегодня.

«Когда собираются представители отрасли и начинают размышлять по заданной теме, неожиданно открываются стороны, которые ты раньше не видел. Это самое большое удовольствие — обнаружить то, что сам не видел, поразмышлять над этим, услышать, что говорят другие, и обогатить собственное представление о мире. В сфере медиаграмотности ничего через пять лет не поменяется. Тут должна быть  выстроена длительная стратегия. Если ее делать по-настоящему, то стоит рассчитывать лет на 20. Начинать надо с детского сада, со школы, готовить новых преподавателей и учителей. Студенты должны сами хотеть учиться этому. Нужно многое поменять».

Юрий Батурин

Медиаграмотность: со школьной скамьи и на всю жизнь

Отсутствие медиаграмотности — одна из главных проблем в современном обществе. Особенно сильно это отражается на детях, не способных перерабатывать ежедневно растущее количество информации. Для решения этой проблемы проектно-учебная лаборатория «Медиакоммуникации в образовании» НИУ ВШЭ разработала пособие для школьников. Заведующий лабораторией Александр Милкус рассказал, что это стало ответом на многочисленные запросы от учителей, в основном профильных медиаклассов. Пособие «Медиаграмотность и медиабезопасность» подготовлена для учащихся 5-6 и 7-9 классов. К нему прилагаются методические рекомендации. Программа предполагает 34 учебных часа в год, то есть один урок в неделю. Из-за загруженности школьной программы предмет, по словам Александра Милкуса, может быть дополнительным. Для учащихся старшей школы разработано еще одно пособие — «Введение в мир медиа». Оно предназначено для школ, участвующих в проекте «Медиакласс в московской школе». Материалы выпущены в свет издательским домом «Просвещение» и уже доступны на сайте. Александр Милкус считает целесообразным вводить обучение медиаграмотности уже с младших классов, когда дети начинают активно пользоваться Интернетом.

Другой популярной темой конференции стала медиаэтика. К этому вопросу участники конференции подошли с философской, правовой и социальной точек зрения. Еще одной темой обсуждения стало влияние медиа и новых технологий на государство и бизнес. И наиболее актуальной в современных условиях остается проблема использования фейков в качестве информационного оружия. Многие эксперты предлагали стратегии внедрения искусственного интеллекта для работы с большими объемами данными.

Хасавов Арслан Дагирович
Главный редактор «Учительской газеты» и научный сотрудник Института медиа

«На мой взгляд, данная конференция имеет огромное значение, носит международный характер. И для меня, действующего журналиста, важно, что она научно-практическая. Здесь обсуждаются не только теоретические вопросы, но и проблемы российской медиасистемы. Сейчас это искусственный интеллект, его внедрение в работу различных редакций, в образовательные процессы. Действительно приятно видеть, что конференция всего лишь за два сезона уже обрела такой авторитет на научной карте Российской Федерации. И даже далеко за ее пределами. Уверен, что в будущем все будет еще лучше».

Арслан Хасавов

Обсудить пути решения

«Я увидела новый взгляд на современные реалии, которые быстро меняются. Интересно было узнать, с какими вызовами люди уже столкнулись. Мы ощущаем на себе их влияние, но распознать конкретно часто не можем. А сегодня компетентные люди обозначили эти перспективы, вызовы и возможные пути их решения»,— сообщила после открытия конференции заведующая кафедрой журналистики и издательского дела Института филологии и социальных коммуникаций Луганского государственного педагогического университета Елена Куянцева.

Заместитель директора Института медиа и участник круглого стола по вопросам медиаобразования Олег Дмитриев отметил, что на конференции собрались те, для кого «медиаобразование — не пустой звук». Он также указал, что при таком активном развитии индустрии невозможно предугадать, какая тема конференции будет следующей.

Дмитриев Олег Аркадьевич
Заместитель директора Института медиа

«На конференции собрались светила науки, действующие практики. Это представители региональных вузов, ученые с большим именем, доктора наук. И вот такое мнение выведет нас на новые идеи в области медиаобразования, от которых в первую очередь выиграют студенты. Им будет интереснее учиться, взаимодействовать с коллегами из других регионов. Медиаграмотность — это не проблема, а вызов. Нам нужно разобраться в потоке информации и выработать для этого наиболее оптимальные пути».

Олег Дмитриев

Опыт российских вузов

Важное место в работе конференции заняло заседание круглого стола «Формирование медийной и информационной грамотности российских студентов: опыт российских вузов». В его работе приняли участие деканы, руководители образовательных программ ведущих российских вузов: заведующая кафедрой журналистики Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва доктор филологических наук Ксения Дементьева, доцент Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета имени И. Канта Мальвина Друкер, заведующая кафедрой журналистики и издательского дела Института филологии и социальных коммуникаций Луганского государственного педагогического университета Елена Куянцева, профессор кафедры периодической печати и сетевых изданий Уральского федерального университета имени Б.Н. Ельцина Марина Мясникова, декан факультета журналистики Воронежского государственного университета профессор Владимир Тулупов, заведующая кафедрой журналистики, рекламы и связи с общественностью Южно-Уральского государственного университета профессор Людмила Шестёркина. 

Прутцков Григорий Владимирович
Профессор Института медиа

«Обмен мнениями о проблемах формирования медийной и информационной грамотности у студентов оказался очень конструктивным. Важно было не только узнать из первых уст о ситуации в региональных вузах, но и обменяться опытом, взять на вооружение достижения коллег из других городов».

Григорий Прутцков

Камила Давлетбаева, 1 курс ОП «Журналистика»