20 ноября в доме Дурасова на Покровском бульваре прошла Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Медийная и информационная грамотность в России: полидисциплинарный взгляд». Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Институт медиа факультета креативных индустрий НИУ «Высшая школа экономики» обсуждали главные вопросы развития медиаграмотности.
© Елена Волкова для Института медиа
Конференция прошла в рамках «Глобальной недели медийной и информационной грамотности», проводимой ЮНЕСКО. Как и в прошлом году, ее сопредседателями выступили директор Института медиа Эрнест Мацкявичюс и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Сергей Бакейкин.
Слова «полидисциплинарный взгляд» появились в названии конференции не случайно. На пленарных заседаниях, секциях и круглых столах конференции, по замыслу организаторов, обсуждались вопросы формирования медийной и информационной грамотности с позиций различных наук: философии, психологии, социологии, правоведения, педагогики, ИКТ-технологий и других областей знаний. Среди участников конференции были представители разных регионов, в том числе городов: Луганска, Воронежа, Саранска и Казани. Спикерами выступили преподаватели и руководители вузов, ученые, доктора наук.
Осознать все вызовы
В своем выступлении на пленарном заседании форума декан факультета креативных индустрий Андрей Быстрицкий отметил, что одна из важнейших задач конференции — обратить внимание на изменения в медиапространстве. Он рассказал о концепции Интернет-гражданства, которая подразумевает персональные права и обязанности для каждого пользователя сети. В первую очередь это касается ответственности за распространение фейков.
«Мы живем в мире политизированном, все более и более конфронтационном, разрозненном и враждебном информационном пространстве. В этом смысле вопрос цифровой, медийной грамотности является вопросом важным, потому что мы видим, как изменился характер боевых действий с появлением дронов и многих других средств, ровно также и в области информации идет стремительное развитие, появляются новые методы и средства, все последствия возникновения которых мы до конца не знаем и даже не представляем. На мой взгляд, самое важное в работе медиа сегодня — это необходимость исследовать, проникать вперед, осознавать все вызовы, которые приносит наше присутствие, наша деятельность в новой цифровой, информационно-коммуникационной среде. Мы должны понимать, какие метаморфозы происходят с людьми, как меняется воздействие субъектов среды на людей, какие используются приемы и методы. Это — большая и очень сложная исследовательская задача».
Андрей Быстрицкий
В ходе пленарного заседания директор Института медиа Эрнест Гедревич Мацкявичюс подчеркнул важность комплексного подхода к медиаграмотности не только со стороны исследователей, но и сотрудников СМИ.
«С началом специальной военной операции изменения в информационном пространстве начали приобретать радикальный характер. СМИ по всему миру, зачастую даже официальные и в прошлом и авторитетные, начали превращаться в оружие массового поражения, а Telegram-каналы – в нарезные стволы. Представители аудитории начали рассматриваться производителями и генераторами контента не только как потребители, но и как жертвы, как враги, которые должены быть уничтожены в том числе и этим оружием тоже».
Эрнест Мацкявичюс
Эрнест Гедревич также обратил внимание на выход, который может быть найден в этой системе информационной эскалации.
По его мнению и по данным сотрудников федеральных каналов, на фоне огромного количества фейков отмечается рост зрительского интереса к официальным источникам информации, например, проверенным, сертифицированным и ответственным СМИ. Это, как считает Мацкявичюс, — один из элементов медиа-гигиены и медиаграмотности.
Искусственный интеллект: друг или враг?
Конференция собрала ведущих экспертов, изучающих медиаграмотность и медиаобразование как явление. Среди них — Абдусалам Абулкеримович Гусейнов, действительный член Российской академии наук (РАН), и.о. директора Института философии РАН; Юрий Михайлович Батурин, член-корреспондент РАН, Герой Российской Федерации; Михаил Федорович Черныш, член-корреспондент РАН, Елена Леонидовна Вартанова, декан факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; Анатолий Анатольевич Курманов, заместитель руководителя рабочей группы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России по реализации проекта «Умный город». В прошлом году главной темой стало обсуждение новых трендов медиа. В этот раз спикеры обращали внимание на проблемы, связанные с быстроразвивающимся искусственным интеллектом. Если раньше нейросети использовали в закрытых компаниях, то теперь генеративные технологии доступны любому человеку, с чем связаны определенные риски. Особенно это опасно для тех, кто не располагает необходимыми компетенциями для грамотного использования новых технологий. В своем докладе Юрий Батурин, общественный деятель и космонавт, высказал опасение, что искусственный интеллект — это первый продукт, который человек не способен контролировать полностью. Пользователи все чаще принимают за истину информацию, произведенную искусственным интеллектом, и доверяют ей. Именно поэтому нужно уделять самое пристальное внимание медиапросвещению и медиаграмотности. Об этом следует задуматься уже сегодня.
«Когда собираются представители отрасли и начинают размышлять по заданной теме, неожиданно открываются стороны, которые ты раньше не видел. Это самое большое удовольствие — обнаружить то, что сам не видел, поразмышлять над этим, услышать, что говорят другие, и обогатить собственное представление о мире. В сфере медиаграмотности ничего через пять лет не поменяется. Тут должна быть выстроена длительная стратегия. Если ее делать по-настоящему, то стоит рассчитывать лет на 20. Начинать надо с детского сада, со школы, готовить новых преподавателей и учителей. Студенты должны сами хотеть учиться этому. Нужно многое поменять».
Юрий Батурин
Медиаграмотность: со школьной скамьи и на всю жизнь
Отсутствие медиаграмотности — одна из главных проблем в современном обществе. Особенно сильно это отражается на детях, не способных перерабатывать ежедневно растущее количество информации. Для решения этой проблемы проектно-учебная лаборатория «Медиакоммуникации в образовании» НИУ ВШЭ разработала пособие для школьников. Заведующий лабораторией Александр Милкус рассказал, что это стало ответом на многочисленные запросы от учителей, в основном профильных медиаклассов. Пособие «Медиаграмотность и медиабезопасность» подготовлена для учащихся 5-6 и 7-9 классов. К нему прилагаются методические рекомендации. Программа предполагает 34 учебных часа в год, то есть один урок в неделю. Из-за загруженности школьной программы предмет, по словам Александра Милкуса, может быть дополнительным. Для учащихся старшей школы разработано еще одно пособие — «Введение в мир медиа». Оно предназначено для школ, участвующих в проекте «Медиакласс в московской школе». Материалы выпущены в свет издательским домом «Просвещение» и уже доступны на сайте. Александр Милкус считает целесообразным вводить обучение медиаграмотности уже с младших классов, когда дети начинают активно пользоваться Интернетом.
Другой популярной темой конференции стала медиаэтика. К этому вопросу участники конференции подошли с философской, правовой и социальной точек зрения. Еще одной темой обсуждения стало влияние медиа и новых технологий на государство и бизнес. И наиболее актуальной в современных условиях остается проблема использования фейков в качестве информационного оружия. Многие эксперты предлагали стратегии внедрения искусственного интеллекта для работы с большими объемами данными.
«На мой взгляд, данная конференция имеет огромное значение, носит международный характер. И для меня, действующего журналиста, важно, что она научно-практическая. Здесь обсуждаются не только теоретические вопросы, но и проблемы российской медиасистемы. Сейчас это искусственный интеллект, его внедрение в работу различных редакций, в образовательные процессы. Действительно приятно видеть, что конференция всего лишь за два сезона уже обрела такой авторитет на научной карте Российской Федерации. И даже далеко за ее пределами. Уверен, что в будущем все будет еще лучше».
Арслан Хасавов
Обсудить пути решения
«Я увидела новый взгляд на современные реалии, которые быстро меняются. Интересно было узнать, с какими вызовами люди уже столкнулись. Мы ощущаем на себе их влияние, но распознать конкретно часто не можем. А сегодня компетентные люди обозначили эти перспективы, вызовы и возможные пути их решения»,— сообщила после открытия конференции заведующая кафедрой журналистики и издательского дела Института филологии и социальных коммуникаций Луганского государственного педагогического университета Елена Куянцева.
Заместитель директора Института медиа и участник круглого стола по вопросам медиаобразования Олег Дмитриев отметил, что на конференции собрались те, для кого «медиаобразование — не пустой звук». Он также указал, что при таком активном развитии индустрии невозможно предугадать, какая тема конференции будет следующей.
«На конференции собрались светила науки, действующие практики. Это представители региональных вузов, ученые с большим именем, доктора наук. И вот такое мнение выведет нас на новые идеи в области медиаобразования, от которых в первую очередь выиграют студенты. Им будет интереснее учиться, взаимодействовать с коллегами из других регионов. Медиаграмотность — это не проблема, а вызов. Нам нужно разобраться в потоке информации и выработать для этого наиболее оптимальные пути».
Олег Дмитриев
Опыт российских вузов
Важное место в работе конференции заняло заседание круглого стола «Формирование медийной и информационной грамотности российских студентов: опыт российских вузов». В его работе приняли участие деканы, руководители образовательных программ ведущих российских вузов: заведующая кафедрой журналистики Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва доктор филологических наук Ксения Дементьева, доцент Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета имени И. Канта Мальвина Друкер, заведующая кафедрой журналистики и издательского дела Института филологии и социальных коммуникаций Луганского государственного педагогического университета Елена Куянцева, профессор кафедры периодической печати и сетевых изданий Уральского федерального университета имени Б.Н. Ельцина Марина Мясникова, декан факультета журналистики Воронежского государственного университета профессор Владимир Тулупов, заведующая кафедрой журналистики, рекламы и связи с общественностью Южно-Уральского государственного университета профессор Людмила Шестёркина.
«Обмен мнениями о проблемах формирования медийной и информационной грамотности у студентов оказался очень конструктивным. Важно было не только узнать из первых уст о ситуации в региональных вузах, но и обменяться опытом, взять на вооружение достижения коллег из других городов».
Григорий Прутцков