• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статьи участниц проекта опубликованы в журнале «Шаги/Steps»

Они составили тематическую рубрику, посвященную формированию сюжетов образов космического в различных областях гуманитарного знания

Статьи участниц проекта опубликованы в журнале «Шаги/Steps»

Анализируя разнообразные источники — научные, научно-популярные и научно-фантастические тексты; фильмы, сериалы, плакаты и марки; повседневную и высокую моду; промышленный дизайн и художественные выставки, — авторы рубрики «Космос в медиакультуре» отвечают на вопросы о том, как формируется общественное мнение о целях науки и индустрий в области освоения космического пространства, а также о том, каким образом и в каких формах космос становится частью современной земной культуры.

В статье Е. Г. Ним, посвященной исследованию медийных образов комет, астероидов и метеоритов, поднимается ряд важных проблем, связанных с тем, как в формировании дискурса о столкновении малых небесных тел с Землей строятся отношения между журналистами и учеными, а также профессионалами и любителями. Автор изучает формирование этого дискурса в астрономии и роль научной фантастики в его происхождении и популяризации, а также показывает, что в эпоху Интернета, смартфонов и социальных сетей большую роль в создании космического медиасобытия играют личные медиатизированные свидетельства и переживания. Статья А. С. Правдюк посвящена временным экспозициям на темы космоса и космического, состоявшимся в первое двадцатилетие ХХI в. в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Выделяя три цели этих выставок — ностальгическую, аналитическую и «реалистическую», — Правдюк тем не менее определяет ключевую стратегию художниц и художников как «эстетизацию памяти». Сосредоточенность на ностальгических сюжетах советской эпохи освоения космоса частично объясняет отсутствие в этих экспозициях тенденций, характерных для за рубежных художественных выставок, например элементов science art. Мифы о советских космонавтах перетекают в тему колонизации Луны, минуя космическое настоящее. Сюжет о «фрагментированной ностальгии» продолжает разворачиваться в статье Е. А. Кулиничевой, посвященной образам космоса и истории его освоения в современной российской streetwear-моде. Изображения на футболках, кроссовках и худи укрепляют связь современной иконографии космоса с советским каноном памяти и ограниченным кругом героев и образов отечественной космонавтики 1950–1960-х годов. В то же время интерес к историческим событиям, а не к актуальным космическим проектам — не только российский тренд, он характерен и для глобальной индустрии моды.

Темы космической моды и моды в космосе являются ключевыми и в двух материалах раздела «Дискуссии», подготовленных Л. А. Алябьевой. Дж. Певит, доклад которой лег в основу одного из этих материалов, рассматривает связи между модой, представлениями о теле, технологиями и космической гонкой. Вера в науку и комфортное технологизированное будущее парадоксальным образом соединялись в дизайне послевоенных десятилетий с мотивами угрозы ядерной войны. Эти сюжеты легли в основу книги Певит «Страх и мода в годы холодной войны». Второй материал этой рубрики — интервью с британской исследовательницей космической моды Б. Брауни, две книги который недавно переведены на русский язык. Барбара Брауни изучает подходы дизайнеров к разработке одежды, которую можно носить в условиях невесомости. Это направление моды особенно актуально сейчас, когда космический туризм из прожекта на наших глазах превращается в коммерческий проект. В рассказе о моде для космоса поднят целый ряд важных проблем, связанных с новыми состояниями тела и человеческими ощущениями в космическую эпоху, — с феноменологией невесомости.