• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участницы проекта организовали круглый стол «Космические миссии, постлюди и инопланетные миры: медийные репрезентации»

Круглый стол прошел в рамках III Международной научно-практической конференции, посвященной сохранению творческого наследия и развитию идей А.Л. Чижевского (г. Калуга).

Участницы проекта «Космос в медиакультуре»

Участницы проекта «Космос в медиакультуре»
Оргкомитет конференции

На круглом столе прозвучали четыре выступления, объединенных темой репрезентации космоса и космонавтики в массмедийных, научно-популярных и научно-фантастических дискурсах. Как осмысляются сценарии освоения космоса и развития постчеловека в философии трансгуманизма, дискурсе космических компаний и научно-фантастических произведениях? Что представляет собой современная популярная наука и какие новые приемы используются в документальных фильмах и сериалах о космосе? Как космические агентства популяризируют космические миссии, в частности, посредством анимации и графических новелл? Каково место женской космонавтики в медийной повестке и как репрезентируются «космические женщины»? В докладах участниц проекта Евгении Ним, Екатерины Лапиной-Кратасюк, Натальи Верещагиной и Анастасии Пржевальской были представлены результаты исследований на обозначенные темы.

Доклады участниц круглого стола были подготовлены в рамках проекта «Космос в медиакультуре: практики воображения и репрезентации» факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ.

В докладе «Поп-культурные сценарии освоения космоса: трансгуманистическое и постгуманистическое расширение человека» Наталья Верещагина рассмотрела, как проблема трансформации человека осмысляется в философии и медиакультуре, в частности, в научно-фантастической франшизе Star Trek.

Развитие космических технологий, новый виток Mars race и амбициозные проекты национальных космических агентств и частных компаний в области пилотируемой космонавтики ставят перед космической биологией серьезные вопросы, связанные со способами поддержания жизни и адаптацией человеческого тела в непригодном для этого пространстве. Представители NewSpace (SpaceX, Blue Origin, Virgin Galactic и др.) идут дальше, открыто используя идею «Кпереселения» с Земли в своих рекламных кампаниях и медиапроектах. Дискуссии, возникающие вокруг пилотируемых межпланетных и межзвездных миссий, и связанные с ними процессы развития техники и технологий обращают на себя внимание антропологов, философов и футурологов. В феноменологической философской традиции специально отмечается «генетическая» связь человека и Земли, телесности и планетарных структур, поэтому мерцающая возможность «оторвать» человека от Земли открывает целую серию вопросов о трансформации человека и человеческого.

Постгуманистические и трансгуманистические расширения человека, возникающие как результат его обращения к космосу, давно стали предметом внимания фантастов. Состав звездных команд, трансформация человека, место андроидов, роботов в космических миссиях – это и многое другое «обсуждается» в теле- и кинематографическом пространстве популярной культуры через серии понятных зрителю образов. В докладе были рассмотрены некоторые аспекты трансформации человека и его телесности, репрезентируемые во франшизе Star Trek. Для анализа были использованы философско-теоретические установки постгуманизма.

Доклад Екатерины Лапиной-Кратасюк «Приемы популярной науки в документальных фильмах и сериалах о космосе (2019-2022)» был посвящен анализу современной космической документалистики, использующей, в том числе, и образы фантастического.

Концепция популярной науки (popular science) предполагает многоуровневое взаимодействие ученых и коммерческих / государственных / общественных структур в поисках приемлемых для всех сторон компромиссов относительно того, как представлять профессиональное научное знание для широкой аудитории. В настоящее время производство научно-популярного контента требует согласования не только драматургических, риторических и лексических подходов, но и используемой структуры жанров и платформ для размещения таких медиапроектов.

В фокусе исследования оказались документальные фильмы и сериалы, в которых современные цифровые технологии и популярные жанровые конвенции используются для создания насыщенного научного содержания («Инопланетные миры», Netflix, 2020) и/или эффекта соприсутствия зрителя во время исторического события, связанного с освоением космоса («Аполлон 11», 2019, США, реж. Т. Д. Миллер). В докладе были рассмотрены нарративные (совмещение фантастического и документального повествования) и технологические (совмещение хроники и цифровой анимации) приемы гибридизации жанров. В качестве выводов были обозначены преимущества, которые получает современная популярная наука от использования этих приемов, а также ограничения «цифровой популяризации», которые необходимо учитывать при создании документальных проектов о космосе.

Тематика популярной науки нашла продолжение в исследовании Евгении Ним «Популяризация космических миссий в анимационных фильмах и графических новеллах: истории "Розетты" и "Артемиды"».

Крупнейшие космические корпорации используют множество медийных форматов, платформ и инструментов для продвижения и популяризации своих достижений. В докладе рассматривалось, как могут быть представлены визуальные истории космических миссий, реальных и воображаемых. В частности, исследовался опыт не-документальной репрезентации космических миссий посредством анимационного фильма и графической новеллы. В фокусе внимания – две подобные истории, созданные космическими агентствами ESA и NASA.

Серия короткометражных мультипликационных фильмов «Удивительные приключения Розетты и Филы» (2013-2016) повествует о роботизированной миссии ESA по изучению кометы Чурюмова-Герасименко и Солнечной системы, выполненной зондом «Розетта» и посадочным модулем «Филы». Этот проект – часть трансмедийного сторителлинга о миссии «Розетта», главной особенностью которого стал антропоморфизм беспилотных космических аппаратов. Графическая новелла «Первая женщина: Обещание NASA человечеству» (2021) рассказывает воображаемую историю не-белой астронавтки Калли Родригес, первой исследовательницы Луны, тем самым популяризируя лунные программы и будущую миссию NASA «Артемида». Помимо социального месседжа об инклюзивности и разнообразии этот проект ценен возможностью интерактивного опыта посредством использования цифровых платформ и технологий дополненной реальности. Анализируя эти героические визуальные нарративы, автор выявляет, что позволяет им оставаться научно-популярными медиатекстами и быть эффективным инструментом научной коммуникации, привлекающим внимание широкой публики к исследованиям космоса.

Проблематика «женского космоса» получила развитие в докладе Анастасии Пржевальской «Вселенная имён: зачем рассказывать о "космических женщинах"».

В отличие от англоязычных медиа, в русскоязычном медийном поле заметен явный недостаток информации о женщинах, профессионально связанных с космосом: космонавтках, учёных, астрономах, инженерах, научных журналистках и пр. О «космических женщинах» вспоминают обычно «по праздникам», при этом одни и те же известные истории перепечатываются СМИ из года в год, в том числе с фактическими ошибками.

Однако для популяризации космической науки важно не только воспроизводить исторические факты, освежая давние события женской космонавтики, но и рассказывать новые истории, создавать новые информационные поводы. Видимость женщин в профессии влияет как на текущее положение специалисток, так и на будущие поколения. Цитируя Салли Райд, первую астронавтку США, «невозможно быть той, кого не видишь» (Harvard Business Review, September 2012).

В фокусе доклада – тенденции медийной репрезентации космических героинь в последние годы, стратегии включения историй «космических женщин» в актуальную новостную повестку и рекомендации по развитию данной темы в русскоязычных медиа. Кроме того, были рассмотрены возможные  источники новых историй и представлен обзор исследований, посвященных женской космонавтике.

Круглый стол «Космические миссии, постлюди и инопланетные миры: медийные репрезентации»