• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Олег Семёнов: «Космос позволяет непрерывно развиваться. Это главное его качество»

В 2022 году проект«Космос в медиакультуре: практики воображения и репрезентации» факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ отмечает свое двухлетие, а конференция «Медиакосм» – пятилетний юбилей. Постоянные партнеры из Федерации космонавтики России, Музея космонавтики, частной космической компании SR Space и научно-популярных медиа рассказали о своих профессиональных буднях, увлечении космосом  и сотрудничестве с проектом.

Почему космическая фотография — это бесконечность за открытой дверью, как рассказывать о космосе детям и внезапно узнать, что ты — медиа, проекту «Космос в медиакультуре» рассказал его постоянный лектор, Олег Семёнов, фотограф Федерации космонавтики России, популяризатор космонавтики и фотографии, астрофотограф.

Олег Семёнов: «Космос позволяет непрерывно развиваться. Это главное его качество»

Фото из архива Олега Семенова

В 1970-е годы новости о космических достижениях Советского Союза доносились буквально из каждого утюга. Мы были буквально окружены космосом — например, в школе у меня была точилка-луноход. Почтовые марки с космическими иллюстрациями — вот что привлекло мое внимание к космосу. В темно-зеленом царстве скучных упаковок яркие марки завораживали, среди них особенно выделялись космические сюжеты. Они были ни на что не похожи. Позже я узнал, что эти иллюстрации создавал известный художник Соколов. Космос вырвал меня из серо-зеленой повседневности и остался со мной на всю жизнь. 

В середине 1990-х я начал фотографировать запуски моделей ракет на занятиях по ракетомоделизму во Дворце творчества на Невском проспекте в Петербурге. Мне хотелось запечатлеть, как стартуют ракеты, как запуску радуются дети и взрослые.

Затем я вошёл в состав Федерации космонавтики России. Она объединяет людей, которые интересуются космонавтикой. Одним из важнейших событий для меня стало участие в подготовке в 2009 году персональной выставки фотоснимков космонавта Сергея Константиновича Крикалёва. Это был сложный и ответственный проект, и тогда я точно понял: когда речь идет о космических фотографиях, нужно ясно понимать, что на них изображено. Крикалёв — легендарный космонавт, он летал в космос шесть раз. И вместе с этим он настоящий профессионал в области фотографии. К вопросу фотосъёмки он подходил очень тщательно. Подготовка этого проекта требовала от меня новых навыков, пришлось изучить много информации, чтобы «дорасти» до нужной квалификации.

Выставка «Земля в иллюминаторе» состояла из трех частей. Одна часть была посвящена снимкам Земли из космоса, вторая — природным стихиям, третья — космической станции и космонавтам, которые на ней работают. В процессе подготовки выставки мне было интересно и важно узнать, как именно Крикалёв фотографировал на космической станции. С того проекта со мной остался интерес узнавать истории, спрятанные за картинками.

У меня в коллекции десятки тысяч изображений, посвящённых истории космоса. Чтобы полноценно их использовать, их необходимо классифицировать и атрибутировать. Создавать верную базу данных такой визуальной информации — огромный труд. Часть изображений я ещё и реставрирую для выставок по истории космонавтики. Начинающие фотографы в нашем деле мне не конкуренты. Наоборот, я буду рад любой помощи. Заниматься этим необходимо постоянно и регулярно. 

Фото из архива Олега Семенова

С 2013 году я начал рассказывать о космической фотографии. К этому времени я накопил уже достаточный объем информации, буквально переполнился ею, чтобы начать делиться с другими. Первую лекцию я прочел на фестивале «Старкон»: я в составе группы от Федерации космонавтики стал своего рода представителем «реальной» космонавтики в окружении фантастики. Тогда это был эксперимент, я рассказывал о космической фотографии. Этот опыт оказался удачным, единственная сложность состояла в том, мне хотелось рассказать абсолютно все, что я знал. Но, самое важное, я понял, что это интересно и мне, и людям. 

Я познакомился со многими космонавтами, и точно могу сказать: это супер-люди, но они все очень разные. Постепенно у меня накопилась коллекция правдивых космических баек. Они оживляют каждую космическую тему, с которой я выступаю. До сих пор не знаю, что именно интересного есть во мне и моих рассказах, но, кажется, у меня это правда неплохо получается. 

Фото из архива Олега Семенова

«Я помогаю детям выстроить картину космоса, которая останется у них в голове»

Постепенно я начал рассказывать о космосе детям. Эта аудитория мне даже интереснее, чем взрослые. Дети — это чистый лист. Я помогаю им выстроить картину космоса, который будет у них в голове в будущем. Как оказалось, «Смешарики» со «Звездными воинами» прекрасно уживаются с космическими фактами, главное — объяснить, что одно — это фантастика, а другое — физика. Некоторые дети из кружка ракетомоделирования во Дворце пионеров однажды так увлеклись, что теперь, став взрослыми, работают в космической отрасли. Но, надеюсь, даже если дети, которые слушают меня сегодня, и не свяжут с космосом свою жизнь, он хотя бы не будет им безразличен.

Фото из архива Олега Семенова

«Каждую секунду мы путешествуем на удивительном космическом корабле под названием Земля»

Фотография для меня — это способ непрерывно учиться. Я уже узнал о ней достаточно много, чтобы понять, как много я еще не знаю. Фотография многогранна. Портретная, пейзажная, научная. Космическая фотография — это когда открываешь дверь, а за ней бесконечность.

Астрономии я долго сторонился. В космонавтике все понятно, там все железное и сделано людьми. А звездное небо таит в себе множество загадок. К тому же для астрофотографии нужна специальная техника. Ты открываешь перед собой целый пласт знаний, опыта, методик, так что остановиться уже невозможно, этот процесс ужасно затягивает.  

Некоторое время я снимал Луну, меня назвали астрофотографом, я удивился, но снимать Луну и звезды продолжил, равно как и учиться. Сложности в астрофотографии подстерегают на каждом шагу, каждая задача сложнее предыдущей. Съемки пейзажей с участием Луны я серьезной астрофотографией не считал, но после первой конференции «Медиакосм» и общения с Екатериной Лапиной-Кратасюк купил телескоп. Так я окончательно стал астрофотографом.

Рассказывают что Будда обрел просветление, когда сидел под звездным небом. Когда ты выезжаешь за 100 километров от большого города, то постепенно начинаешь чувствовать, как все огромное звёздное небо вокруг тебя поворачивается. Не скажу, что я чем-либо похож на Будду, но ощущения потрясающие. Нужно просто остановить поток повседневного, материально-ориентированного сознания, и поймать ощущение, что ты летишь на маленьком комочке грязи в космическом пространстве. Почувствовать себя человеком, путешествующим в космосе, на идеальном космическом корабле под названием Земля. Каждую секунду мы находимся в этом потрясающем путешествии, просто не замечаем этого. Достаточно обрести это ощущение однажды, чтобы навсегда стать космическим путешественником. 

«До конференции «Медиакосм» я не представлял, что я — медиа» 

Проект «Космос в медиакультуре» и конференция «Медиакосм» мне очень интересны. До конференции я не представлял, что я — медиа. Но коллеги рассказали, что раз я собираю информацию, интерпретирую её и делюсь ею, значит, я медиа. 

«Медиакосм» — это огромное количество людей, которые впечатляют тем, насколько они профессионально, аккуратно и увлечённо занимаются своей темой. Это мотивирует. Люди осознают значимость и востребованность своего дела, и я хочу соответствовать этому уровню. В прошлый раз я специально для «Медиакосма» рассказал о космических стереотипах. Организаторов стараюсь не разочаровывать — в наших отношениях присутствует сильная эмоциональная связь. 

Космос объединяет огромное количество людей разных профессий. Среди них — инженеры, врачи, геологи, фотографы, учёные, много кто ещё. Поучаствовать в этом процессе — огромное удовольствие.

Космос позволяет непрерывно развиваться. Это главное его качество.

Фото из архива проекта "Космос в медиакультуре"