Медиа и любовь: новый подход к медиаграмотности
Профессор медиаисследований Амстердамского университета Марк Дёзе принял участие в открытом семинаре проекта "Цифровые медиа в эпоху пандемии: пересборки пространств, политик и коммуникаций" и рассказал о роли медиа и их исследовании в условиях пандемии / инфодемии.
Марк Дёзе занимается исследованиями в области цифровой культуры, теории медиа и коммуникаций, сейчас он работает над книгой «Media Love», которая будет опубликована издательством Polity Press. В ней профессор Дёзе предлагает креативный и "эмоциональный" подход к медиаграмотности.
С участниками семинара автор поделился основными тезисами, на которых строится теория медиа и массовых коммуникаций сегодня в условиях пандемии.
1. в медиа мы все являемся участниками «производства чар»
2. реальное и виртуальное неразделимы
"Когда вас спрашивают, какая сегодня погода, – куда вы смотрите? Наверх, на небо, – или вниз, на экран телефона?" – задал вопрос участникам семинара Марк Дёзе. Исследователь вспомнил, что когда я впервые приехал в Россию и оказался в Москве и Петербурге, он обратил внимание, что идет по гугл-картам, ориентируясь больше на телефон, чем на окружающую реальность города.
3. "двойная конвергенция": интеграция традиционных и новых медиасистем и всех сфер жизни одновременно дома
Марк Дёзе пояснил, что в нормальных ситуациях люди выступают в разных социальных ролях в разных местах, но режимы локдаунов и требования не выходя из дома работать, учить детей, развлекаться привели к коллапсу разных жизненных сфер. Все наши идентичности стали вкладками на наших экранах. Это фрустрирует и выматывает, и нам нужно это открыто признавать. Нормальность для человечества выглядит по-другому.
4. крах бизнес-модели традиционных медиаотраслей (реклама, подписка и продажи)
5. ускорение цифровизации, особенно в областях, связанных с конфиденциальностью и здоровьем
6. беспокойство по поводу дезинформации и возвращение тезиса о "мощных эффектах медиа"
"Медиатеория сто лет назад возникла из опасений в отношении массового общества и СМИ, и веры в то, что люди будут делать то, что им сказали по радио, и абсолютно верить, что в газетах – правда. Но за прошедшие сто лет, возможно, наиболее важным научным знанием, которое выработала наша дисциплина, стало понимание того, насколько комплексно и противоречиво влияние медиа. И мы до сих пор склонны недооценивать разнообразие того, как люди обращаются с медиа, причины, по которым люди склонны не доверять медиа, противоречивость эффектов – вплоть до полностью противоположного от ожидаемого".
7. необходимость более широкого определения и практики медийной и информационной грамотности с опорой на творчество, эмоции и психическое здоровье
8. любовь – это топливо, которое запускает двигатели любого взаимодействия с медиа
"Что нам действительно нужно – это по-настоящему инновативный, креативный, весёлый подход к медиаграмотности. Современные программы основаны на страхе – защитите своих детей (или себя) от попадания в ловушку этих демонических медиа, мы должны вооружиться против дьявольской и обольстительной индустрией. Фрейм страха противоречит нашей любви к медиа, удовольствию, которое мы получаем благодаря им. Если бы мы не любили их – почему иначе мы так истерим, когда теряем телефон? Ведь там наши воспоминания, контакты с людьми и возможность узнать погоду. И на мой взгляд, нужно говорить об эмоциональной грамотности. Именно она нам поможет справляться с теми объемами информации из всех возможных источников. Точно так же, как мы говорим себе – подожди, прежде чем отправлять гневное письмо, может быть, на утро ты пожалеешь, - нам нужно обращать внимание на свое физическое и эмоциональное состояние, когда мы взаимодействуем с медийной реальностью. Примерно так: подышите, посчитайте до десяти, прежде чем репостнуть. Как бьется ваше сердце? В каком вы эмоциональном состоянии?"
Полная запись семинара доступна на YouTube-канале проекта "Цифровые медиа в эпоху пандемии: пересборки пространств, политик и коммуникаций".
Мы благодарим участницу семинара Анну Смолярову, канд. полит. наук, доцента Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, за предоставленный конспект семинара. Полная версия в блоге Анны.