• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В нашей системе образования переход школа — вуз один из самых обустроенных в мире»

Дискуссия «Точное попадание: какой должна быть система приема в университеты»

Дискуссия «Точное попадание: какой должна быть система приема в университеты»
© Фонд Росконгресс

В последний день работы ПМЭФ прошла публичная дискуссия «Точное попадание: какой должна быть система приема в университеты» с участием ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и министра науки и высшего образования России Валерия Фалькова. Эксперты обсудили, как улучшить ЕГЭ, сделать поступление в вузы более справедливым и эффективным.

Модератор сессии, заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ Александр Милкус подчеркнул необходимость совершенствования единого госэкзамена и приема в вузы.

Директор «Школы будущего» (Калининградская область) Алексей Голубицкий отметил, что ЕГЭ становится для жителей глубинки социальным лифтом, его процедуре все больше доверяют родители и ученики «Это один из инструментов, свободных от коррупции», — подчеркнул он.

Заместитель губернатора Санкт-Петербурга Ирина Потехина, считает, что благодаря ЕГЭ выросла конкуренция при поступлении в ведущие вузы. Она отметила, что в целом по результатам опросов многие хотят вернуться к «старым» экзаменам, однако сами старшеклассники и их родители выступают за сохранение и совершенствование единого госэкзамена. 

Ирина Потехина
© Фонд Росконгресс

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов уверен, что обсуждение проблем ЕГЭ отражает дискуссию о школе. «Стандартный родитель обращает внимание на учебу ребенка в момент его перехода с одной ступени на другую и часто начинает ругать зеркало, вместо того, чтобы побриться», — сказал он.

Ректор Вышки уверен, что ЕГЭ выполнил колоссальную социальную роль, вернув ощущение справедливости огромному числу людей. Он привел пример, что в советские годы в петербургских вузах примерно две трети студентов были иногородними. К началу 2000-х годов такую же долю составляли петербуржцы, а в последние годы ситуация вернулась к прежней модели.

Нынешнюю ситуацию, когда в вузы поступают до 45% юношей и девушек соответствующих возрастных когорт, что втрое больше, чем в советские годы, Ярослав Кузьминов назвал достижением новой России. Это значит, что они хотят подниматься выше по социальной лестнице, строить карьеру.

Есть несколько путей повышения эффективности и справедливости системы приема в вузы. Например, возможность нескольких попыток сдачи ЕГЭ.

Важным дополнением нынешней системы может стать портфолио достижений ученика в самых разных сферах спорта и искусства

«Мы можем делать его совершенно прозрачным. Родитель может пойти в МФЦ и подать заявку, что ребенок выиграл олимпиаду по шахматам», — привел пример Ярослав Кузьминов.

Инструментом совершенствования приема он считает расширение окна предметных олимпиад. Нынешнюю олимпиадную систему ректор ВШЭ назвал лучшей в мире. Однако, по его словам, нет олимпиад по инженерии, медицине, многим предметам, связанным с сельским хозяйством, что сужает отбор талантливых абитуриентов.

«Давайте вузам дадим квоты, пусть там будет один или два процента спортсменов», — предложил также он, подчеркнув, что эти новации не поставят под сомнение значимость ЕГЭ.

Ярослав Кузьминов
© Фонд Росконгресс

Необходимо устранить определенный перекос, когда москвичи и петербуржцы имеют меньше шансов поступить в столичные вузы, чем дети из других регионов. Так формируется канал напряжения в крупнейших городах, и это дело государственное. «Нам нужно искать механизмы компенсации социальной неудовлетворенности», — уверен Ярослав Кузьминов.

Он также обратил внимание, что на отдельные направления на бюджет принимают абитуриентов со средними баллами ниже 60 и даже 55 по профильным дисциплинам. Он полагает, что обучение студента с низкими баллами по математике по инженерной специальности неэффективно и может даже привести к нежелательным последствиям. Одновременно есть отдельные специальности (востоковедение, дизайн и др.), где на платных отделениях учатся студенты с высокими баллами.

Важным механизмом совершенствования приема Ярослав Кузьминов считает совершенствование образовательных кредитов, часть которого следует списывать за отличную учебу.

«В нашей системе образования, переход школа — вуз один из самых обустроенных в мире, есть система олимпиад, которой мы можем гордиться», — подытожил ректор. 

Руководитель департамента по образованию и профессиональным навыкам, специальный советник по политике в области образования при Генеральном секретаре Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер назвал ЕГЭ хорошим примером на мировом уровне.

Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков отметил, что речь идет не о судьбе ЕГЭ, а о совершенствовании приема в вузы. По его словам, во время пандемии в министерстве обсуждался вопрос перехода на иную систему приема, но ректоры ведущих вузов, в том числе и критики единого госэкзамена, высказались за его сохранение. Они, сказал Валерий Фальков, не заинтересованы в пересмотре правил игры и отмене ЕГЭ.

Валерий Фальков
© Фонд Росконгресс

Это не означает что экзамен не нуждается в совершенствовании, тем более, что его процедура регулярно меняется. Также назрела необходимость ревизии вузовских олимпиад. «Ее периодически надо проводить, чтобы, переосмыслить и сделать апдгрейд и детокс», — отметил министр.

По его словам, подавляющая часть университетов, получивших дополнительные ресурсы от государства в рамках программ развития высшего образования (программа «5-100», создание федеральных и опорных университетов) — это ведущие столичные вузы. Он не считает правильным «собирать всю страну в Москве и Петербурге», иначе «будет пустыня за пределами мегополисов».

Валерий Фальков уверен, что необходимо параллельно увеличивать в региональных вузах число бюджетных мест и одновременно запускать программу их развития.

Нужно помочь лидерам, которые набрали ход, важно, чтобы они шли вперед, формировали свои правила игры и не конкурировали с региональными вузами

Одновременно следует запустить программы развития для 120-125 региональных университетов, способные улучшить ситуацию на периферии. В противном случае, полагает он, средний балл для поступления в отдельные вузы может снизиться и до 38. «Надо заниматься каждым вузом и каждым регионом», — уверен министр.

В прошлом году министерство изменило условия выдачи образовательных кредитов с господдержкой, ставка по ним снизилась до 3%, продлены сроки выплаты и льготный период. В итоге число получателей кредита выросло по сравнению с 2019 годом более, чем втрое: с 3162 до 11000. Однако, отметил министр, в России неохотно берут кредиты на образование.

Кроме того, он считает, что следует устранить диспропорции в выпуске специалистов по отдельным специальностям.

Ярослав Кузьминов уточнил, что, говоря о перераспределении бюджетных мест, он не имел в виду ведущие вузы, положение в которых его устраивает: «Речь идет о соотношении с рынком труда, мы ежегодно получаем проблему некачественного заполнения бюджетных мест, и ситуации, когда человек получив 80 баллов, вынужден учится на платном отделении».

По его словам, он согласен с необходимостью роста числа бюджетных мест в региональных университетах, но нужно качественное предложение этих мест.

Ректор Вышки также подчеркнул важность формирования «длинного портфолио» достижений, которые будут объективно фиксироваться и учитываться при приеме в вузы.

«Я рад, что мы практически не ругали ЕГЭ. Это означает, что ЕГЭ развивается, модифицируется и степень удовлетворенности им со стороны школьников и вузов растет. Но нам надо не забывать об окне приема, качестве приема через собственные экзамены и колледжи», — резюмировал Ярослав Кузьминов.