• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открываем Хакасию

С 16 по 26 апреля 2022 года сотрудники лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ вместе со студентами Вышки побывали в исследовательской экспедиции в Хакасии в рамках проекта НИУ ВШЭ «Открываем Россию заново». Экспедиция была посвящена изучению образовательных и профессиональных траекторий школьников

Участники экспедиции на Саяно-Шушинской ГЭС

Участники экспедиции на Саяно-Шушинской ГЭС

Проект «Открываем Россию заново» уже затронул многие регионы нашей страны. Однако это была первая студенческая экспедиция в Хакасию. Нашей целью было выяснить, как конструируются представления об успешных образовательных и профессиональных траекторий у учащихся школ и техникумов республики. А также понять, насколько велик разрыв между тем, как в реальности происходит подготовка к выбору профессии, и тем, как этот процесс воспринимают сами старшеклассники. 

Участниками проекта стали студенты бакалавриата и магистратуры, обучающиеся на образовательных программах: медиакоммуникации, социология, журналистика, доказательное развитие образования, менеджмент в СМИ. 

Безусловно, Хакасия – очень красивый регион. Мы были на Саяно-Шушинской ГЭС, ездили на гору Самохвал и в музей-заповедник "Хуртуях тас". Все это было приятным бонусом в нашей экспедиции, но в первую очередь нас интересовало разное восприятие жизни, образования, карьерных ожиданий у детей, проживающих в селах и детей из городской среды. С учениками мы говорили об их дальнейшей карьерной траектории, о том, где они планируют продолжить обучение после школы, в какой сфере и как вообще представляют себе жизнь успешного человека.

За десять дней нашей экспедиции мы побывали в 11 образовательных учреждениях. Это и городские школы, и сельские школы, и колледжи. Участники экспедиции провели около 160 интервью со школьниками и студентами, а также с администрацией образовательных учреждений.

Нужно отметить, что Хакасия – регион небольшой, все население республики составляет порядка 500 тысяч человек, а основными видами промышленности в Хакасии являются добыча угля, производство алюминия, а также мясомолочное производство. Кроме этого, на территории республики расположена Саяно-Шушенская ГЭС. 

Подавляющее большинство населения Хакасии работает именно в этих областях, поэтому многие старшеклассники видят свою профессиональную деятельность в этих сферах. Интересно, что среди школьников достаточно популярны профессии, связанные с работой в силовых структурах. Это связано, с одной стороны, с усилением работы военно-патриотической направленности в школах республики, а с другой, с материальной и карьерной стабильностью, которую дает работа в этой сфере. 

Среди опрошенных старшеклассников встречались те, кто не планирует после школы продолжать обучение, а сразу хотят пойти работать. В основном родители этих детей не имеют высшего, а порой даже среднего профессионального образования. Такие дети не планируют уезжать далеко от родного дома, многие предполагают связать свою жизнь исключительно с родной местностью. Они хотят сразу завести семью, остаться работать на местных предприятиях, уйти в армию после школы, а вернувшись – работать там, где они выросли. 

От места рождения и проживания часто зависел выбор дальнейшего профессионального пути. Те, кто родился и вырос в маленьких поселениях, отдаленных от центра республики, редко выражали стремление продолжать обучение за пределами Хакасии. Среди них были даже те, чьи семьи никогда не покидали пределы родных сел. 

Для таких ребят в некоторых школах, причем именно в сельских, предусмотрена возможность получить профессию уже в старших классах, чтобы по окончании школы сразу пойти работать. Для этого школа заключает договор о сотрудничестве с местным училищем, на базе которого старшеклассники осваивают профессию.

Школьники, которые планируют поступать в вузы или колледжи за пределы своего региона, объясняют свое желание бОльшими возможностями для обучения и развития, а также отсутствием некоторых специальностей в вузах Хакасии. Среди наиболее распространённых городов называли соседние Новосибирск, Красноярск, Томск, а также Кемерово и Барнаул. Вузы Москвы и Санкт-Петербурга выбирали намного реже. Как правило, это дети из Абакана и ближайших к столице региона городов.  А вот возвращаться после получения высшего образования собираются далеко не все, мотивируя это тем же отсутствием возможностей у себя в регионе.   

Меня больше всего порадовало то, что большинство ребят, с которыми я общалась, считают, что самое главное — интерес к профессии. Они сначала говорят, что для них важно, чтобы профессия им нравилась, а уже потом называют деньги. Ну и конечно, стабильность. Про нее говорили гораздо чаще, чем про большие карьерные амбиции, — делится своими впечатлениями Анастасия Чеснокова, студентка факультета коммуникаций, медиа и дизайна. 

В экспедиции мы не просто общались с учениками в формате «вопрос-ответ», а еще и просили их нарисовать то, как они видят свой профессиональный путь. Рисунки получились совершенно разные: начиная от изображений привычной карьерной лестницы, заканчивая мини-комиксами.

Сапрыкина Д.И.

Проективные методики оказались достаточно эффективны в рамках интервью и были интересны ребятам. В процессе рисования ученики больше погружались в тему и порой рассказывали о чём-либо, что не удавалось установить с помощью обычных вопросов. Кроме того, проективная методика с портретом успешного человека позволила узнать о важных для учеников символах успешной жизни, не оказывая на них давление прямыми вопросами, — рассказывает Даниил Ласковый, студент ОП социология.

В результате нашей поездки мы получили большой объём информации для последующего анализа системы профориентации старшеклассников в школах. В рамках дальнейшей работы планируем разработать рекомендации для Министерства образования и науки Республики Хакасии по проведению различных мероприятий, в том числе информационных, для школьников и учителей в рамках профориентационной деятельности.