Лаборатория медиакоммуникации в образовании приняла участие в конференции «Медийная и информационная грамотность в России: новейшие тренды».
Два дня – 8 и 9 ноября – в Высшей школе экономики проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Медийная и информационная грамотность в России: новейшие тренды». Событие состоялось в рамках «Глобальной недели медийной и информационной грамотности», организованной ЮНЕСКО по всему миру.
8 ноября на сессию собрались теоретики – специалисты, многие годы разрабатывающие теоретические основы медиаобразования. В частности, с докладами и сообщениями выступили декан факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Елена Леонидовна Вартанова, профессор факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Галина Владимировна Солдатова, профессор Таганрогского института имени А.П. Чехова Ростовского государственного экономического университета Александр Викторович Федоров, профессор Института медиа Высшей школы экономики, заместитель главного редактора журнала «Коммуникации. Медиа. Дизайн» Александр Вячеславович Шариков.
С докладом «Инфодемический думскроллинг и субъективное благополучие россиян» на конференции выступил доктор социологических наук, кандидат психологических наук, профессор Факультета социальных наук Высшей школы экономики, партнер проектов лаборатории медиакоммуникаций в образовании Александр Александрович Максименко.
9 ноября на конференции обсуждались практические вопросы медийной и информационной грамотности. Как ее видят представители IT-индустрии? Как должно строиться обучение медиаграмотности школьников и взрослых? Какой опыт уже накоплен.
Заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании Факультета креативных индустрий Александр Милкус выступил одним из экспертов панельной дискуссии «Медийная и информационная грамотность в России: взгляд представителей ИТ-индустрии». Он также прочел доклад на сессии «Медийная и информационная грамотность в России: опыт преподавания в средней школе и проблемы подготовки педагогических кадров» и стал модератором мастер-классов медиапедагов «Формирование медийной и информационной грамотности школьников: московский опыт».
- Я считаю, что медиаграмотность становится ключевым предметом в системе образования, - заявил Александр Борисович. – 2023 год стал годом перелома – активно трансформируется весь мир коммуникаций. Это связано и с появлением новых источников информации, и с бурным развитием нейросетей, прежде всего тех, которые генерируют новый визуальный и аудиоконтент. Не за горами пявление систем, имитирующих эмоциональный интеллект. Уже хорошо заметно, как меняется преподавание в школе, все чаще учителя используют медийные инструменты для организации обучения. Размываются принципы классно-урочной системы, которые было незыблемы почти 500 лет.
Стажёр-исследователь лаборатории медиакоммуникаций в образовании Дарья Григорьева выступила с сообщением «Практики использования искусственного интеллекта школьниками в обучении». Оно основано на глубинных опросах школьников и студентов Камчатского края, выполненных в сентябре 2023 года во время экспедиции лаборатории в регион в рамках экспедиции «Открываем Россию заново». Соавтором доклада стала эксперт лаборатории Дарья Сапрыкина.
С докладом «Преподавание в школе в век искусственного интеллекта: разбор модели SEL ЮНЕСКО и рекомендации для учителей» выступила Юлия Александровна Черненко, кандидат филологических наук, эксперт лаборатории.
Мастер-класс «Учитель в медиа: методы и приемы обучения педагогов-предметников, работающих в медиаклассах» провел научный сотрудник учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров Московского педагогического государственный университета, учитель русского языка и литературы, медиапедагог школы № 1409, преподаватель русского языка Факультета довузовской подготовки НИУ «Высшая школа экономики» Юрий Бондарев.
Мастер-класс педагога предпрофессионального проекта Департамента образования и науки г. Москвы «Медиакласс в московской школе», члена Совета учителей-блогеров при Общественном совете при Министерстве просвещения Российской Федерации Марии Баркар назывался «Импакт-контент: как школьникам создавать то, что вдохновляет аудиторию».