Креативный учитель – креативный ученик!
Лаборатория медиакоммункаций в образовании провела дискуссию о развитии креативного мышления в школе на Российской креативной неделе
Может ли современная школа развивать креативные навыки учеников? Этот вопрос стал темой дискуссии в рамках стартовавшей 3 июля Российской креативной недели, проходящей в кластере Ломоносов на Воробьевых горах.
Организатором дискуссии стала Лаборатория медиакоммуникаций в образовании, а модератором – ее заведующий Александр Милкус.
Есть давний миф, что школа не развивает креативное мышление, а ОГЭ и ЕГЭ — это такие «угадайки», которые закрепляет трафаретные подходы в обучении, не стимулирует творчество. Так ли это?
Экспертами дискуссии стали:
- Оксана Решетникова, директор Федерального института педагогических измерений,
- Юлия Захир, заместитель главного редактора АО «Издательство «Просвещение»,
- Иоанн Клиндухов, проректор Института развития профессионального образования Министерства просвещения РФ,
- Вероника Молчанова, руководитель направления креатива в школе «Сколка»,
- Сергей Тарасов, заместитель директора Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ,
- Екатерина Хохлогорская, креативный директор Московского политеха.
Оксана Решетникова показала КИМы по ЕГЭ по разным предметам и показала, каким образом задания проверяют сразу несколько компетенций и метапредметных навыков, демонстрируют умение «включить» логику и функциональную грамотность ученика.
По мнению Оксаны Решетниковой, ЕГЭ не проверяет и не оценивает креативность мышления ученика. Но передавая знания в соответствии с нынешним ФГОС, которые потом оцениваются на экзамене, учитель стимулирует желание у ребят предлагать новые идеи и развивать творчество.
Сергей Тарасов представил образовательную технологию, которая как раз может измерить уровень креативности ребенка и подсказать, какие творческие навыки в нем нужно развивать.
Иоанн Клиндухов рассказал о целой системе школ креативных индустрий, которые помогают ребятам найти себя в творческих профессиях.
Но одним из самых главных итогов обсуждения стало общее понимание того, что креативность ребенка напрямую зависит от креативности самого учителя. Как сказала Юлия Захир:
У креативного учителя не могут быть некреативные ученики. Но как сам учитель понимает задачу развития креативного мышления? Может ли он доступными ему инструментами ее решить? И какие параметры креативности будут для самого педагога?
Вопрос остается открытым для размышления и дискусии. Его и другие актуальные темы команда Лаборатории будет рада обсудить в дальнейшем.