• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Феномен буллинга в российских школах: учителя – жертвы

В начале 2018 года в России произошло несколько трагических событий — кровавые нападения старшеклассников на учителей и школьников в Перми и в Улан-Удэ. Эти происшествия активно освещались российскими и зарубежными СМИ. Однако подобные ситуации являются, что называется, «вершиной айсберга». Зачастую школьные происшествия не становятся широко известны, а конфликты и проблемы накапливаются, не получая медийного освещения. 



Одной из причин, приведших к страшным событиям, является буллинг (травля), хотя жестокие отношения между учениками не новое явление в обществе, и проблемы, связанные с таким поведением, активно освещаются как СМИ, так и привлекают внимание научного сообщества. В то же время мало кто обращает внимание на то, что объектами психологического воздействия могут оказываться учителя. 

Для России нет данных о том, как в школах проявляется этот феномен, как часто учителя с ним сталкиваются и в каких формах. Данная ситуация послужила предпосылкой к теме нашего исследования, цель которого — проанализировать в российском контексте особенности буллинга как социального феномена.

Предмет исследования — формы буллинга учителей со стороны учеников.
Эмпирический объект исследования — учителя российских общеобразовательных школ.

Задачи:
1.     Рассмотреть частоту проявления различных форм буллинга учителей.
2.     Выявить связь между уровнем профессиональной удовлетворенности и частотой проявления буллинга.
3.     Определить взаимосвязь между социально-демографическими характеристиками и проявлением буллинга.
4.     Обозначить основные причины буллинга учителей.
5.     Определить социальный круг, в котором учителя делятся проблемами, связанными с булллингом по отношению к себе.
6.     Разработать рекомендации по освещению темы для российских медиа, которые видят своей целью объективное аналитическое освещение реалий российского образования.

Методология исследования. На этапе разработки инструментария были проведены 5 разведывательных глубинных интервью с учениками и учителями. Это позволило понять, какие из форм агрессивного поведения  со стороны учеников действительно можно называть буллингом по отношению к учителю. Сочетание двух типов метода сбора данных и двух типов источников (учеников и учителей) позволило провести верификацию данных путем сопоставления разных взглядов на эту проблему и разработать наиболее качественную анкету с разнообразными вариантами ответов.

Студенты на II Открытой научно-практической конференции молодых исследователей EDgeneration (01.12.2017)

Основной метод сбора данных — онлайн-опрос. Нам удалось добиться очень высокой заполняемости анкет. Анкета была размещена на сайте pedsovet.org, а также на сайте онлайн-издания «Комсомольская правда». База данных составила 2800 анкет, их анализ производился при помощи статистического пакета SPSS.

Практическая значимость работы состоит в том, что в ходе исследования буллинг рассматривался с точки зрения не психологических аспектов, а социальных. Были получены статистические данные о распространённости этого явления в российских школах, о формах его проявления, а также о том, как часто люди обращаются за помощью в таких ситуациях и кому о них рассказывают. В то же время полученные с соблюдением всех научных принципов данные мы использовали для привлечения внимания общественности к этой проблеме посредством публикации в СМИ результатов исследования.

Публикации в СМИ: 
Ученики бьют учителей в три раза чаще, чем учителя учеников (Центральная профсоюзная газета «Солидарность», 04.04.2018).
Как ученики обижают учителя? («Директория.онлайн», 30.01.2018).
«В школе у моего ребенка все хорошо»… («Директория.онлайн», 30.01.2018).

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.