• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Коммуникации под углом эмоциональной окраски

«Понимание теоретической стороны определения тональности формирует высокий уровень критической оценки индустриальных решений. Практика использования тональной разметки текстов оптимальным образом может совершенствовать навык использования языка запросов к системам поиска», – отмечает Олег Владес, доцент Школы коммуникаций.

Коммуникации под углом эмоциональной окраски

Четвёртая встреча в рамках проведения серии методологических семинаров была посвящена актуальному исследовательскому направлению в области коммуникации – анализу тональности. Данный тип анализа используют бизнес-аналитики, маркетологи, специалисты по рекламе, копирайтеры, спичрайтеры и исследователи коммуникаций. Дмитрий Эдуардович Коноплёв, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории медиа Челябинского государственного университета, рассказал о целях изучения эмоциональной составляющей текстов, раскрыл основные этапы анализа тональности и представил лучшие программные решения в этой области.

Анализ тональности (он же сентимент-анализ) — это исследование текстов на содержащийся в них эмоциональный тон. Наиболее распространена бинарная шкала, определяющая, является ли тон текста позитивным или негативным, сохранён ли он в нейтральном ключе. Дмитрий Эдуардович отметил, что анализ тональности позволяет улучшить продукт (например, слоган или журналистский текст), понять запросы клиентов через отзывы и комментарии, проследить тренды в текстовом цифровом контенте.

Спикер подробно остановился на этапах проведения анализа тональности: определении базы текстов, построении тезауруса, выборе переменных, интерпретации результатов. Последний этап – самый сложный, он складывается из базы и цели, а также находится под влиянием погрешности. Исследователь на примерах показал проблемы проведения сентимент-анализа, отметив сложности с эффективным выделением в текстах сарказма, неправильно подобранный словарь, многообразие эмоциональных оценок.
Во второй части доклада Дмитрий Эдуардович продемонстрировал программы для проведения анализа тональности (Amazon Comprehend, Microsoft Dynamics 365, Lexalytics, Social Searcher, Orange Biolab Si), а затем остановился на их стоимости, возможностях и ограничениях.
В заключение спикер раскрыл основные направления методики фоносемантического анализа текстов, показал платформу, реализованную как программная среда Vaal, а также привел примеры кодирования через использование традиционного ряда антонимов.

Методологический семинар «Анализ тональности текста: современные подходы и инструменты» вызвал неподдельный интерес у слушателей. Директор центра развития научных компетенций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ профессор Евгений Александрович Кожемякин поднял вопрос об ограничениях при работе с имплицитными индикаторами эмоций и возможности их преодоления с помощью современных программных средств.

Олег Владес, доцент Школы коммуникаций, подчеркнул важность использования для проведения анализа обучаемых нейросетевых моделей, а также необходимость практического освоения этой темы: «Умение самостоятельно настраивать определение тональности в отобранных текстовых материалах позволяет начинающим исследователям интерпретировать результаты под углом эмоциональной окраски».