• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психолингвистический подход к анализу текста

11 декабря в Школе коммуникаций состоялся семинар на тему «Психолингвистический подход к анализу текста: эксперимент, построение семантического пространства и лингвостилистический анализ». Спикером встречи выступила Екатерина Анатольевна Репина, кандидат филологических наук, доцент Школы коммуникаций НИУ ВШЭ.

Психолингвистический подход к анализу текста

Семинар был посвящён обсуждению исследовательского потенциала психолингвистического подхода к изучению текстов, в частности – агитационно-политических материалов. Основная цель применения подхода – комбинация принципов и методов психологического и лингвистического видов анализа процесса речевого воздействия. Основное внимание сосредоточивается на коммуникативно-речевых особенностях текстов и на их структурно-композиционной характеристике. По мнению докладчика, такой подход помогает упорядочить и систематизировать имеющийся в огромном количестве текстовый материал, направленный на реализацию задач воздействия на реципиента.
 
Подобная междисциплинарная исследовательская программа предполагает использование спектра методов: от методик, направленных на изучение ассоциативных реакций (семантический дифференциал, субъективное шкалирование и т.д.) до методик корпусного анализа текстов и опросных методов. Значительная часть семинара была посвящена обсуждению хода и результатов экспериментального исследования, построенного на применении комплексной методологии. Целью эксперимента, который проводился в четыре этапа, было определение степени и качества эмоционального воздействия агитационного текста на получателя информации. Такая комплексная методология также позволила выявить положительную корреляцию между целями продуцентов текстов и характером их восприятия, степенью реализации этих целей, отражённой в реакциях реципиентов. 
 
Екатерина Анатольевна резюмировала: агитационный текст способен оказывать эмоциональное воздействие на человека, в том числе вызывать сильные с точки зрения психической активности негативные эмоциональные состояния.
 
Психолингвистический подход к изучению коммуникации открывает широкие возможности для понимания того, как люди создают, воспринимают и интерпретируют языковые сообщения. Его потенциал позволяет получать практически и теоретически значимую информацию о содержании политической, рекламной, образовательной и других видов коммуникации, а также об индивидуальных различиях в восприятии языковых сообщений, роли контекста на их понимание и закономерностях организации языковых моделей с учетом рецепции аудитории.

Скачать презентацию