• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Почта: im@hse.ru

VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram

Руководство
Директор Института медиа Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Первый заместитель директора Института Бондаренко Эдуард Викторович
Заместитель директора Института Дмитриев Олег Аркадьевич
Заместитель директора Института Князев Иван Андреевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Актер

4 года
Очная форма обучения
25/2

25 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Глобальные цифровые коммуникации

4 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
155/6

155 платных мест

6 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
65/375/10

65 бюджетных мест

375 платных мест

10 платных мест для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
60/60/3

60 бюджетных мест

60 платных мест

3 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Кинопроизводство

4 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/130/3

40 бюджетных мест

130 платных мест

3 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
70/1

70 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Разработка игр и цифровых продуктов

4 года
Очная форма обучения
100

100 платных мест

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
25/160/15

25 бюджетных мест

160 платных мест

15 платных мест для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
60/1

60 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Стратегия и продюсирование в коммуникациях

4 года
Очная форма обучения
10/50/2

10 бюджетных мест

50 платных мест

2 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление в креативных индустриях

4 года
Очная форма обучения
90/2

90 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
30/140/3

30 бюджетных мест

140 платных мест

3 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Дизайн среды

2 года
Очная форма обучения
25/1

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
15/45/3

15 бюджетных мест

45 платных мест

3 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивные медиа и цифровые индустрии

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивный дизайн

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
100/1

100 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство

2 года
Очная форма обучения
25/25/1

25 бюджетных мест

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения
15/15/1

15 бюджетных мест

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
100/2

100 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Медиаменеджмент

2 года
Очная форма обучения
20/10/4

20 бюджетных мест

10 платных мест

4 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Практики кураторства в современном искусстве

2 года
Очная форма обучения
20

20 платных мест

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Продюсер в музыкальной индустрии

2 года
Очная форма обучения
25

25 платных мест

Иностранным абитуриентам поступление возможно только на платной основе, стипендии Правительства РФ не предоставляются

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Продюсер театра и исполнительских искусств

2 года
Очная форма обучения
25

25 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современная журналистика

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современные медиаисследования и аналитика/ Contemporary Media Research

2 года
Очная форма обучения
10/5/2

10 бюджетных мест

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
100/1

100 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Управление стратегическими коммуникациями

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
250/2

250 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика

2 года
Очная форма обучения
5/25/5

5 бюджетных мест

25 платных мест

5 платных мест для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Книга
Формирования современных наций: националистический миф и научные подходы. Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество

Волков П. В.

Ч. 2. Вып. 8: Материалы VII международной научно-практической конференции (27–29 ноября 2024 г.) : ежегодник; выпуск 8 в 4-х ч. Ч 2 / отв. ред. М.А. Булавина, В.И. Герасимов. . Москва : Издательский дом УМЦ, 2025.

Статья
The reversed monomyth in a queer Russian web series

Prokhorov A.

Textual Practice. 2025. Vol. 39. No. 2. P. 145-161.

Глава в книге
Новостная служба универсального массмедиа в условиях цифровой среды: организационно-производственные трансформации в последние годы

Зеленцов М. В.

В кн.: Цифровая эволюция журналистики: вызовы и возможности. Саранск: Издательский центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева, 2025.

Препринт
Yves Montand in the USSR interviews, source

Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.

Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021

Технологии. Смыслы. Кадры. Как прошла Первая Всероссийская научно-практическая конференция

11-12 марта в НИУ ВШЭ прошла Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Современные медиа: смысловые стратегии и подготовка кадров». Институт медиа Факультета креативных индустрий выступил организатором этого масштабного мероприятия, которое стало представительной площадкой для обсуждения широкого спектра актуальных проблем медиаобразования, информационной политики, коммуникаций, вопросов обучения и воспитания будущих журналистов и медийщиков, формирования научного потенциала и вектора дальнейшего развития отрасли.

На фото: директор Института медиа НИУ ВШЭ Эрнест Мацкявичюс, министр культуры РФ Ольга Любимова, директор департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, декан факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Андрей Быстрицкий

На фото: директор Института медиа НИУ ВШЭ Эрнест Мацкявичюс, министр культуры РФ Ольга Любимова, директор департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, декан факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Андрей Быстрицкий
© Елена Волкова для Института медиа

Работа конференции проходила в формате панельных дискуссий. За одним столом собрались не только видные представители медиаиндустрии, но и те, кому по долгу службы часто приходится иметь дело с анализом источников информации. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, министр культуры Ольга Любимова, заместитель председателя Государственной Думы Петр Толстой, директор департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова, генеральный директор Института развития Интернета Алексей Гореславский, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, декан факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Андрей Быстрицкий,  генеральный директор ТАСС Андрей Кондрашов, генеральный директор AO «Телекомпания НТВ» Алексей Земский, врио губернатора Курской области Александр Хинштейн. Всего собралось около 200 участников из 30 регионов, в том числе ДНР и ЛНР, представители десятка зарубежных государств. Предложения, мнения и заявления, прозвучавшие в рамках конференции, включили в выпуски новостей федеральные телеканалы, процитировали многие печатные и цифровые СМИ. 

Модератором невероятно эмоционального и честного разговора о современной журналистике стал директор Института медиа НИУ ВШЭ, журналист и телеведущий канала «Россия 1» Эрнест Мацкявичюс. В приветственном слове он остановился на роли, которую играет сегодня журналистика в условиях стремительно меняющегося мира.

Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Директор Института медиа НИУ ВШЭ

 «Мы живем в эпоху тотальной, доступной медийности, когда Телеграм становится главным каналом информации. Получить доступ к эфиру может любой, достаточно просто зарегистрировать свой канал в какой-нибудь социальной сети. Эффективность и аудитория такого канала может быть сопоставима с эффективностью федерального средства массовой информации, а иногда и превышать ее. При этом именно медиапространство за последние десятилетия превратилось в арену кровавых разрушительных войн, информацию начали использовать в политике и в геополитике как оружие, сопоставимое по последствиям применения с оружием массового поражения. А значит, и ответственность человека, имеющего доступ к эфиру, доступ к аудитории можно сравнить с ответственностью офицера РВСН».

Эрнест Мацкявичюс

Вопрос о том, как действовать журналисту в новых реалиях глобальной информационной войны, развязанной против нашего государства, стал для конференции ключевым. Эксперты высказали мнение о том, что будет с профессией журналиста в будущем: как современные медиа будут выстраивать смысловые стратегии, нужны ли будут журналисты с учетом взрывного развития искусственного интеллекта, который уже заменяет сценаристов в Голливуде? В Институте медиа за последние несколько лет добились определенных результатов в подготовке профессиональных кадров. По словам декана факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Андрея Быстрицкого, теперь важно закрепить и масштабировать этот положительный опыт.

Быстрицкий Андрей Георгиевич
Декан факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ

«Факультет креативных индустрий – прежде всего про креативность. А креативность – это то, что делает наш мир лучше и человечнее. Сущность креативности заключается в том, что в любую продукцию мы вкладываем все большую долю интеллектуального труда: в изобретения, задумки и т.д. Острие креативности – это коммуникация, на коммуникации сосредоточена и журналистика. Без креативного начала и творческого духа невозможно успешно рассказывать, невозможно интересно повествовать. Слово нужно уметь произносить, его нужно уметь правильно понимать. В этом смысле, такие профессии, как журналистика, отчасти дипломатия и в какой-то степени разведка схожи. Их идея – разобраться и сообщить миру такое знание, чтобы он стал лучше и комфортнее. Мы сейчас живем в сложное время, и понять нашу коммуникационную роль, роль креативности необычайно важно».

Андрей Быстрицкий

Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов из-за массированной атаки БПЛА на регионы страны, в том числе Москву и Подмосковье, не успел к началу пленарной сессии и подключился к работе конференции в режиме онлайн.

Анисимов Никита Юрьевич
Ректор НИУ ВШЭ

«В нашем меняющемся мире огромное значение имеет слово и способность воспринимать информацию. И специалисты в медиа – это те люди, которые способны одним словом сделать из обычного человека объективного и знающего профессионала, работающего во благо своей страны. Мы в университете работаем по принципам практико-ориентированного образования, максимально приближаем учебу к профессии и делаем для подготовки таких специалистов всё, что от нас зависит».

Никита Анисимов

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков поддержал Эрнеста Мацкявичюса, сказав, что сами медиа и их восприятие сильно трансформировались за последние годы. Он обратил внимание на то, что печатная и отчасти телевизионная журналистика потеряли свое первенство, уступив Интернет-СМИ, а точнее, телеграм-каналам.

«С одной стороны, это хорошо, а с другой стороны, конечно же, мы видим четкую тенденцию, когда меняются потоки информации, меняется характер информации. Телеграм — это не то, что располагает к лонгридам, не то, что располагает к анализу. А если это не располагает к анализу, значит, меньше востребованы люди, которые анализируют ситуацию».

Дмитрий Песков

Пресс-секретарь ответил и на вопрос о том, пришло ли сегодня, с учетом вызовов и угроз, время журналистики Константина Симонова и Ильи Эренбурга?

«Действительно, журналисты должны становиться Симоновыми в этих условиях», – сказал Дмитрий Песков, вспомнив советского писателя и драматурга, военного корреспондента Константина Симонова. – За истекшие три года новых условий, в которых мы живем, мы изрядно поднаторели в деле ведения информационных войн. И это большое достижение. Выросла целая плеяда талантливейших журналистов, талантливейших медийщиков, которые блестяще справляются со всеми вызовами. Безусловно, растет и ответственность медиа в этой связи», — подчеркнул он. В этих условиях медиа должны быть экономически самостоятельными, добавил Дмитрий Песков, а задача власти — создавать необходимые для этого условия.

Пресс-секретарь главы государства отдельно отметил заслуги НИУ ВШЭ в создании высокопрофессиональной среды: «Я хочу поздравить студентов, которые имеют счастье учиться здесь, в НИУ ВШЭ. Я хочу поблагодарить тот преподавательский и профессорский состав, который формирует такие условия. Это дорогого стоит. Берегите это, не дайте никому повредить это, сломать и нарушить. Это не совет, а просьба!» 

Эрнест Мацкявичюс подчеркнул, что существенную роль сейчас играет «мягкое оружие» России – ее культура. Министр культуры Ольга Любимова, профессиональный журналист, призналась, что в своей работе тесно контактирует с медиа. Она объяснила, что рассказывать о культуре не сложно, но это нужно уметь делать. Министр уделила внимание феномену отмены российской культуры за рубежом, а также важности совместной работы на всех уровнях.

 

«При этом, самое важное, что мы еще и министерство лонгридов. Нам надо анализировать, мы должны уметь писать про кино и про спектакли, так, чтобы это было интересно читать больше двух абзацев», — рассказала о важной задаче своего ведомства Ольга Любимова.

Говоря о профессии журналиста, официальный представитель МИД России Мария Захарова напомнила, что в самые тяжелые времена есть люди, которые своим примером доказывают, что профессия жива. «Борис Максудов, Сергей Постнов, Олег Клоков, Владлен Татарский, Алексей Ильяшевич, Ростислав Журавлев, Дарья Дугина. Это только те, кто погиб с 2022 года. Их память нужно чтить не минутой молчания, а словами, нашими материалами, позицией. Она должна быть не просто громкой, а громогласной».

По словам официального представителя МИД, этот список лишний раз доказывает, что создававшаяся десятилетиями система международной защиты журналистов сегодня не работает.  Исторически у нашей страны много миссий. Но сейчас ещё одна миссия – встать на защиту мировой журналистики.

К конференции в онлайн-формате присоединился Александр Хинштейн. Врио губернатора Курской области, одного из самых опасных сегодня приграничных регионов, рассказал о текущей ситуации и визитах иностранных журналистов. «Очень важно, чтобы у всех журналистов была возможность видеть происходящее своими глазами. С августа регион посетили более 600 журналистов, не только из России. 93 иностранных СМИ за это время побывали в нашем регионе, включая журналистов из европейских стран – Германии, Франции, Испании, Швейцарии, Италии, Великобритании. Только что в марте аккредитацию получили журналисты американских компаний NBC», – поделился статистикой Александр Хинштейн.

На встрече присутствовали первые лица ведущих российских СМИ. Среди них – Андрей Кондрашов, гендиректор информагентства ТАСС, которое в рамках образовательных проектов занимается подготовкой новых кадров и знает, какие вызовы перед ними стоят. Руководитель агентства сказал, что «журналистов надо учить любви к Родине, все остальное приложится». Андрей Кондрашов вспомнил о первых методах пропаганды во время Великой Отечественной войны. В первые дни войны редактор агентства обратился к Клименту Ворошилову с призывом возродить концепцию плакатов «Окна роста». Так появились «Окна ТАСС», которые поднимали боевой дух солдат.

Генеральный директор также отметил, что в современном мире важный элемент работы журналиста – определение этимологии новости. Он напомнил, что с помощью искусственного интеллекта можно подделать абсолютно все, и призвал использовать нейросети в качестве помощников. «Искусственный интеллект — прекрасная вещь. Она, как ракета, может летать в космос, а может нести в себе ядерный или бактериологический заряд. Все зависит от того, в чьих руках она находится. В ТАСС искусственный интеллект успешно занимается задачами, связанными с авторскими правами: сканирует информационное пространство, чтобы находить фотографии и видео, которые используются с нарушением авторских прав».

Тему искусственного интеллекта продолжил главный редактор телеканала «Россия-24». Евгений Бекасов рассказал об опыте создания нейроведущего: «На телевидении мы столкнулись с тем, что люди не воспринимают новостную подачу от нейросети. Им нужен живой человек. Все фокус-группы показали отрицание сгенерированного ведущего и неприятие его манеры подачи».

Доцент Института медиа Александр Куприянов попросил ответить на этот щекотливый вопрос сам Chat-GPT, а затем прокомментировал каждое из утверждений. Вячеслав Прохоров, директор агентства «Влияние», продолжил тему использования нейросетей в журналистской деятельности. «Среднего, примитивного журналиста можно заменить не просто искусственным интеллектом, а автокоррекцией в Word. Она хотя бы знает, чем дефис отличается от тире. Однако в остальных случаях искусственный интеллект может являться полезным инструментом в руках великого мастера», — подытожил Вячеслав Прохоров.

Генеральный директор НТВ Алексей Земский, размышляя о будущем телевидения, напомнил, что телевидение как форма передачи информации никогда не умрет. И даже современные онлайн-кинотеатры – продукт телевидения. А такие навыки, как работа с нейросетями, с текстом и видео, правильная работа с аудиторией, пригодятся и блогерам, и предпринимателям.

Заместитель гендиректора ВГТРК Александр Нечаев дал нашей редакции эксклюзивный комментарий, в котором рассказал о последнем медиатренде – глобализации. «Тот, кто владеет сознанием, владеет и будущим поколением. Каждая из цивилизаций, которая осознает себя как некоторое единство и стремится в будущее, непременно будет формулировать собственный смысл, доносить его до самой широкой аудитории. В случае российской цивилизации — это направление, которое связано с развитием культурной и информационной экспансии. Оно, безусловно, будет востребовано в ближайшие десятилетия», – поделился мнением Александр Нечаев.

Одной из важных тем панельной дискуссии стала проблема системы образования. Пётр Толстой, заместитель Председателя Государственной Думы считает, что профессия журналиста в настоящее время переживает кризис: «В советское время это был теоретизированный подход, в то время как западное образование было четко ориентировано на ремесло. Сейчас нам нужно совместить, синтезировать оба этих подхода». Пётр Толстой, журналист по образованию, в прошлом корреспондент и телеведущий, в своем выступлении затронул тему блогеров и отношения к ним со стороны государства. По мнению депутата, уровень признания должен определяться не количеством подписчиков, а качеством и содержанием контента.

Об инструментах, которые государство предоставляет блогерам, рассказал Алексей Говырин, депутат Государственной Думы Федерального Собрания. С 5 февраля 2025 года вступил в силу закон «О развитии креативных индустрий», который фактически признает деятельность блогеров. Кроме того, как считает Алексей Говырин, государство должно создавать такие условия, чтобы люди, которые профессионально занимались этой деятельностью в качестве ИП, могли бы быть полноценными помощниками в отражении и передачи смыслов.

Вопрос о методиках подготовки студентов в Вышке поднимался не раз. Творческий руководитель образовательной программы «Журналистика» Института медиа Татьяна Ремезова обратила внимание на проблему перехода студентов от учебы к настоящей работе. Она отметила, что в Вышке пытаются сделать этот переход “бесшовным”. Это достигается глубоким внедрением практики в образовательный процесс. Студенты участвуют в творческих мастерских под руководством лидеров медиа и множестве проектов, приближенных к реальной работе в профессиональных редакциях.

Тему теории и практики продолжил Эрнест Мацкявичюс. Завершая первый день работы форума, он отметил, что благодаря таким методикам и прозвучавшим рекомендациям у студентов все будет хорошо не только с профессией, но и с внутренними ценностями. «Оценки, мнения, диагнозы и рецепты будут подробно изучены и лягут в основу наших методических разработок. Инженеры-технологи, безусловно, нужны стране. Но без инженеров душ человеческих их труд может остаться напрасным. О нём просто никто не узнает, либо узнают не те и не там. И еще, при всём уважении к модным медиакоммуникациям, мы должны защитить журналистику как профессию и журналистов. Крайне важно, что эту задачу нам поставили люди, принимающие решения в нашей стране. А значит, работаем и верим в нашу победу!»

Во второй день конференции прошли секции и дискуссии, посвященные перспективам медиаисследований и развитию медиатехнологий. Трек «Успешный опыт проектной деятельности в медиаобразовании» провели профессора О.А. Дмитриев и Г.В. Прутцков. Заместитель главного редактора RT Алексей Николов рассказал о российском опыте обучения международной журналистике на английском языке. Декан факультета международной журналистики МГИМО МИД РФ Ярослав Скворцов поделился размышлениями о коллективной ответственности журналистов. Известный политолог, профессор Института медиа НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев выступил с докладом на тему «Постправда и постреальность: проблема обучения студентов». Профессор факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова Татьяна Добросклонская рассказала об опыте магистерских программ МГУ в сфере подготовки специалистов по медиаинформационному обеспечению внешней политики. Опытом трека «Деловая журналистика» в Институте медиа поделился доцент НИУ ВШЭ Михаил Зеленцов.

В этом треке выступили также учёные из вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Тюмени, Барнаула, Тулы.

Параллельный трек «Развитие медиатехнологий: возможности, вызовы, угрозы» провели профессор Института медиа НИУ ВШЭ Иван Князев и доцент Ирина Куманева. Здесь собрались как известные представители медиаиндустрии, так и учёные, преподаватели, специалисты по медиа.

Дистанционный трек был посвящён успешному опыту проектной деятельности в медиаобразовании. Модератором выступила руководитель центра практики и проектной деятельности Института медиа НИУ ВШЭ Валерия Курган. С докладами выступили учёные из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Луганска, Новосибирска, Читы.

Во второй половине дня прошло два трека конференции. Первый – «Перспективы медиаисследований: федеральные и региональные аспекты» провёл профессор Григорий Прутцков. На нём преподаватели и исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Саранска, Ростова-на-Дону, Донецка и Луганска обсудили актуальные вопросы исследований журналистики и медиа. Особый интерес вызвали выступления учёных из новых регионов России. Так, заведующий кафедрой журналистики и издательского дела Луганского государственного педагогического университета доцент Елена Куянцева рассказала о специфике журналистики Луганской Народной Республики до и после вхождения ЛНР в состав России. Старший преподаватель кафедры журналистики Донецкого государственного университета Цесанна Антоненко выступила с докладом о роли новых медиа Донецкой Народной Республики в освещении СВО, а старший преподаватель того же вуза Ольга Чайка поделилась основными аспектами своего исследования об особенностях формирования системы образов в документальном военном кино о Донбассе. 

Ту же тему, «Перспективы медиаисследований: федеральный и региональный аспекты», рассматривали параллельно и в дистанционном формате. Модератором выступила профессор Института медиа Ольга Алевизаки. Учёные из Москвы, Петрозаводска, Самары, Донецка, Луганска, Грозного, Махачкалы, Ижевска, Донецка, Иркутска, Душанбе поделились своим видением ситуации, рассказали о развитии медиаисследований в регионах.

Молодёжная секция конференции была представлена в очном и дистанционном форматах. Модераторы профессор Института медиа НИУ ВШЭ Олег Дмитриев, доцент Жанна Москвина, магистрант факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова Степан Антропов инициировали научную дискуссию об актуальных вопросах медиаисследований и развития отрасли глазами молодых учёных. Прозвучали доклады начинающих исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Казани, Екатеринбурга, Барнаула, Владивостока. В рамках секции выступили также докладчики из Киргизии, Афганистана, Ганы, Нигерии, Колумбии. Модераторы отметили высокий уровень исследований выступающих и глубину поднимаемых ими проблем.

Ольга Покровская для Института медиа

 Камила Давлетбаева, 1 курс, ОП «Журналистика»

Ксения Жакова, 3 курс, ОП «Журналистика»