Велосипеды уже давно вошли в повседневную жизнь москвичей. Для любителей велоспорта в столице разработана полноценная инфраструктура: не только пункты проката, но и маршрут «Зелёное кольцо», связывающий 24 парка и 82 велодорожки.
Вот только об этих удобствах знают далеко не все москвичи. Немногие станут изучать сухие отчёты, официальные карты и формальные публикации. Как же тогда рассказать о велосистеме и познавательно, и интересно?
А что если мы вам скажем, что появился проект, легко и увлекательно рассказывающий о велотранспорте? И что главный герой этого проекта – голубь? Встречайте – дата-комикс «Голубь Степан и велозагадка Москвы», который создали в качестве дипломной работы студенты 2 курса магистерской программы «Журналистика данных» Елизавета Куликова, Валерия Катаева и Даниил Поляков. Проект был выполнен совместно с Центром организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы.
Дата-комикс — формат, объединяющий журналистику, визуализацию данных и искусство комикса. Вся статистика в нём подаётся наглядно, ёмко и с пояснениями. «Мы постарались доносить информацию простым языком, с юмором и отсылками к мемам, чтобы читатели не заскучали», – прокомментировала Елизавета Куликова.
Проект студентов Вышки рассказывает о приключениях голубя-блогера Степана, который на своем опыте узнаёт, как меняется Москва для велосипедистов. «Этот комикс — своего рода «карта», которая помогает читателям узнавать интересные и познавательные факты о велоиндустрии Москвы в понятной и юмористической форме», – пояснил Даниил Поляков. «Мы хотим помочь людям лучше разобраться, как устроена транспортная система вокруг них и что происходит в городе», – добавила Валерия Катаева.
По словам авторов, в качестве главного героя они выбрали именно голубя, потому что эта птица зорко видит всё вокруг, а значит станет надёжным рассказчиком. Ну, а учитывая, сколько в Москве голубей, мнению Степана действительно можно доверять. Любопытная птица расскажет обо всём: от строительства первых велодорожек до появления электровелосипедов и масштабного «Зелёного кольца».
Старания ребят не остались незамеченными. Об исследованиях голубя Степана вышли посты в каналах Дептранса и на других столичных ресурсах:
«Дептранс Москвы», «Московские дороги», «Пора за вело», «Велобайк», сайт ЦОДД.
Руководитель проекта, приглашённый преподаватель Института медиа и Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского НИУ ВШЭ, дата-журналистка Центра организации дорожного движения Москвы Мария Петровна Казакова рассказала, как проходила работа над комиксом.
— Как родилась идея такого формата дипломной работы? Кому принадлежит эта идея?
— Ребята загорелись идеей создать дата-комикс ещё на первом курсе магистратуры. Я же не знала ничего ни о комиксах в целом, ни о дата-комиксах в частности, поэтому для меня руководство этой работой тоже было большим вызовом. Если честно, я читала тексты ВКР и параллельно гуглила незнакомые слова: стрипы, панели, гаттеры… Так что хоть я и руководила работой с научной точки зрения, на деле я одновременно училась у ребят и через их тексты знакомилась с миром дата-комиксов.
— Как Вы к отнеслись к работе в таком жанре?
— Знаете такую игру: «прыжок на доверие»? Один человек прыгает, а другой – ловит. У первого нет никаких гарантий, что другой действительно его поймает и не убежит, но он решает довериться миру и другому человеку — и в результате все рады и счастливы. Работа над проектом напоминала такой прыжок, где мы менялись местами: то я ловила ребят, то ребята – меня. На этапе идеи, скорее, они побуждали меня прыгнуть и поверить в эту авантюру. Хотя я работаю в Центре организации дорожного движения Москвы и занималась сайтом веломаршрута «Зелёное кольцо», идея взять за основу данные о велоинфраструктуре принадлежала не мне, а ребятам. Я переживала, как бы работа не вышла скучной и бюрократической, однако доверилась их энтузиазму — и результат превзошел самые смелые мои ожидания. А когда комикс был готов, роли поменялись. У ребят не было гарантий, что комикс удастся опубликовать и распространить на множестве площадок с многотысячной аудиторией. Тут уже мне нужно было крепкими руками подхватить проект, провести его через все этапы согласований и довести до публикации. Результат стоил того: за 22–25 мая комикс увидели 25 тысяч человек.
— Чем такая дипломная работа может быть полезна людям?
— Ответ на этот вопрос затрагивает несколько аспектов: экологический, медийный и научный. Продвижение экологичных видов транспорта — один из способов, которым мы можем спасти нашу планету от негативных последствий глобального потепления и изменения климата. Однако пропаганда в лоб чего угодно не работает. Когда людям говорят приказным тоном: «Ты обязан беречь природу и потому должен ездить на велосипеде», — это пролетает мимо ушей. А вот вовлечение в историю, сопереживание герою и соотнесение себя с ним вызывает неподдельный интерес. Движимые эмпатией и позитивными эмоциями, люди с большей вероятностью и сами заинтересуются зелёными маршрутами и экологичными видами транспорта. С медийной точки зрения, комикс интересен невероятно вовлекающей подачей данных. Даже само слово «данные» у многих ассоциируется со скукой, рутиной, громоздкими табличками, пыльной аналитикой и сутулой спиной. Мало кто, услышав приставку «дата-», загорается неподдельным интересом и осознаёт, что данные на самом деле — это не просто какие-то циферки в каких-то ячейках. Данные — это зеркало нашей жизни, систематизированный портрет человечества и его культуры. Тот факт, что люди взахлёб, не отрываясь, читают дата-комикс, показывает, что ребятам удалось пробиться сквозь эту стену пыльных ассоциаций и создать продукт, который нравится широкой аудитории. На мой взгляд, это действительно твёрдый и основательный шаг вперёд на пути развития дата-сторителлинга. Если же говорить о научной стороне вопроса, ребята провели огромную работу по сбору и систематизации всего, что касается создания дата-комиксов в мире. Дата-комиксы — это юный и не самый распространённый формат представления данных, поэтому студенты буквально наскребли информацию по сусекам. Собранный теоретический материал их работ можно было бы опубликовать в виде научпоп-книги: получилось бы руководство по тому, как собрать свой собственный дата-комикс. Мне кажется, в этом ещё одно достоинство работы Валерии, Елизаветы и Даниила: они не только создали свой продукт, но и проложили дорогу для будущих поколений дата-комиксистов.
Авторы проекта также поделились, как к ним пришла идея работы и в чём они видят его ценность.
— Почему вы выбрали именно формат комикса?
Елизавета: На нашем направлении мы уже делали много разных инфографик и визуализаций. Однажды мы с одногруппниками узнали ещё и о таком формате, как дата-комиксы. Он пока не особо популярен, но смог заинтересовать нас. Мы захотели поработать в этом жанре и привлечь к нему внимание.
Валерия: Нам хотелось, чтобы работа приносила удовольствие и нам, и аудитории. Комиксы живые, эмоциональные и при этом позволяют рассказать о сложных вещах понятным визуальным языком.
Даниил: Мы выбрали в качестве формата не просто комикс, а именно дата-комикс. Это жанр, в котором художественные приемы сочетаются с элементами визуализации данных. Основной элемент сюжета в дата-комиксах – статистическая информация и аналитические данные. Благодаря этому мы можем объяснять сложные явления широкой аудитории. Формат комикса позволяет передавать данные о велоиндустрии в понятной и развлекательной форме. Мы хотели показать не только ценность таких сведений, но и эффективность формата дата-комикса: как он позволяет сделать данные понятными и интересными для читателя.
— Почему темой вашего комикса стал велотранспорт?
Елизавета: Мы долго выбирали тему. Рассматривали также варианты материала об экологии или кибербезопасности. В итоге решили остановиться на городском транспорте и, в частности, на велоинфраструктуре. Эта тема показалась нам более свежей и оригинальной. На темы экологии и кибербезопасности сказано уже довольно много и в разных форматах, о транспорте материалов существует меньше.
Валерия: Транспорт – то, с чем каждый сталкивается ежедневно, особенно в Москве. Транспортная система сложная, постоянно развивающаяся. Велосипеды становятся важной частью городской жизни, и нам захотелось рассказать об этом в простой и увлекательной форме. К тому же, транспортные данные — это кладезь интересных цифр, тенденций и поведенческих паттернов.
Даниил: Основной идеей проекта было рассказать о том, что нас окружает. И для москвичей транспортная сфера — одна из самых актуальных и близких. Однако мы решили сосредоточиться именно на велоиндустрии. Это связано с тем, что в Москве активно развивается велотранспорт: за 5 лет длина велодорожек выросла на 63%, был запущен маршрут «Зеленое кольцо», увеличилось число поездок. Но важные изменения остаются фоном для большинство жителей города. Поэтому, чтобы сделать информацию интересной простым читателям, мы создали комикс, основанный на реальных данных.
— Как Вы думаете, для чего может пригодиться ваш продукт?
Елизавета: Наш проект нужен для того, чтобы сделать информацию о развитии велоинфраструктуры и крупных транспортных проектах более доступной, а также повысить уровень грамотности аудитории в области данных.
Валерия: Проект может быть полезен медиасообществу: это пример того, как можно по-новому преподнести данные. Наше исследование показало, что комиксы помогают доносить сложную информацию эффективнее, чем обычный текст или инфографика.
Большие объемы данных часто пугают читателей и потому остаются незамеченными. Однако работа ребят показывает, что такие данные можно преподносить весело и интересно. Пока дата-комиксы остаются редкостью, но благодаря подобным проектам у этого формата есть все шансы завоевать аудиторию.