Интернет-редакция Высшей школы новостей — это динамичное, современное пространство, где студенты могут на практике освоить журналистику, медиапродакшн, PR и SMM. Здесь запускаются проекты и шоу, которые не уступают профессиональным медиаформатам, а также формируется сообщество молодых медийщиков с разным уровнем подготовки.
Мы встретились с Валерией Курган — руководителем интернет-редакции ВШН — чтобы подробно разобраться, как именно устроена работа редакции, какие возможности она открывает для новичков и каким образом помогает развивать профессиональные навыки.
В чем вы видите главную миссию интернет-редакции?
Главная миссия интернет-редакции Высшей школы новостей — совершенствовать эффективность медиаприсутствия на всех доступных площадках. Мы и так многого добились в своей нише, но всегда есть куда расти.
Раньше, когда я сама училась, наши студенческие СМИ были неконкурентоспособны. Их практически не существовало. Сейчас же, с ростом соцсетей, мы все на виду. Интернет-пространство устроено таким образом, что, например, вышел большой проект Сергея Минаева — он собирает миллионы, а рядом с ним появляется студенческий «Альтер Эго» — и это уже не просто учебная работа, это полноценный конкурент в информационном поле. Мы не можем позволить себе «студенчество» как скидку. Мы должны быть на уровне. Это сложно, но это и заставляет становиться лучше.
За этот год у нас уже есть весомые достижения. Я говорю не только про ТЭФИ, которую заработали участники проекта «Альтер Эго». Активная работа у нас длилась полгода, но до этого была масштабная подготовка — мы выстраивали структуру, обсуждали форматы, выбирали, кто за что будет отвечать.
У нас есть и «Поступил — поясни», и «Первые зрители», которые сейчас тоже входят в активную фазу роста и развития. Мы смогли сформировать и выстроить отличную команду и эффективную систему взаимодействия внутри неё. И я могу сказать, опираясь на свой опыт работы на федеральных каналах, что мы делаем нечто по-настоящему серьёзное. Мы догоняем профессионалов, и нас действительно видно.
Для человека без опыта, который хочет попасть в «Альтер Эго» или «HSE Speaks!», существуют ли вводные проекты, тренинги? Или новички сразу могут претендовать на отбор в ключевые форматы?
Новички действительно могут сразу подаваться на отбор в ключевые проекты интернет-редакции, такие как «Альтер Эго» или «HSE Speaks!». Однако мы прекрасно понимаем, что не у всех есть опыт, и кому-то может быть важно сначала попробовать себя в чем-то менее публичном или пройти подготовку. Поэтому в редакции существуют вводные форматы: мастер-классы, встречи с профессионалами из индустрии, где студенты осваивают базовые навыки. Это может быть работа с текстом, основы видеомонтажа, SMM и многое другое. Такие занятия помогают студентам почувствовать себя увереннее, попробовать новое в комфортной среде и подготовиться к большим проектам.
Даже если вы не прошли отбор сразу, это совершенно нормально. Очень многие участники ведущих проектов в первый год пробовали себя в других форматах редакции. Вы можете проявить себя в любом из них и через время попробовать снова — с уже набранным опытом и пониманием, как устроена редакция изнутри.
Сейчас, например, в «HSE Speaks!» планируется масштабный ребрендинг - он превратится в научно-популярный проект на уровне федерального качества, и туда тоже будут отбираться новые участники. Возможностей для роста будет ещё больше.
Важно: если вы хотите присоединиться к какому-либо проекту, даже без опыта, не бойтесь писать мне. Мы всегда смотрим не только на опыт, но и на мотивацию, стремление к развитию и вашу готовность учиться. Например, если вы хотите заниматься монтажом, но никогда раньше не работали над проектами — вы можете просто взять любой открытый видеоматериал и самостоятельно смонтировать короткий ролик. Это уже будет демонстрация ваших усилий и интереса к направлению.
Главное — это желание. В интернет-редакции вас услышат и поддержат, если вы готовы работать, учиться и пробовать.
Проект «Альтер Эго» — это была инициатива именно студентов? Или идея шла от преподавателя?
Это очень забавная история. Да простит меня Лиза Золотова — студентка, креативный продюсер проекта «Альтер Эго», когда она впервые обратилась ко мне с первой идеей проекта, то я ответила, что идея не жизнеспособна. Что это всё уже было, что она повторяет чужие форматы. Объективно, идея была неплохой — на фоне общего уровня студентов даже хорошая. Но я увидела, что передо мной человек с горящими глазами, с настоящей энергией и желанием работать. И я подумала — если студент так хочет, значит, мы не будем довольствоваться «как у всех». Мы пойдём дальше.
Мы провели несколько консультаций, я объясняла, как работают форматы, как устроены тренды, как найти свою нишу. В итоге проект получился. Да, это была её идея, но она выросла в полноценный формат. Я горжусь Лизой и вообще всеми своими студентами. И всегда говорю: если у вас есть идея — приходите. Но будьте готовы работать серьёзно. Потому что сейчас невозможно делать «просто нормально». Мы соревнуемся с лучшими — и должны показывать класс.
Как появляются новые проекты в интернет-редакции?
У нас в интернет-редакции работала система питчинга. Студенты могли предлагать свои проекты. Каждый защищал свою идею перед другими участниками — и они голосовали. Те проекты, которые набирали больше баллов, запускались в работу.
Команды формировались потом — студенты сами выбирали, куда хотят пойти. Это была честная конкуренция.
Для меня очень важно сохранять свободу студента. Университет — это не школа. Это пространство для диалога. И если человек не хочет делать — заставить невозможно. Творчество не делается из-под палки. Мы работаем, как стартап: преподаватели приносят профессиональный опыт, студенты — свежие идеи, и всё это рождает нечто новое.
В чем заключается работа студента, если он хочет быть в PR или маркетинге?
В PR и маркетинге основная задача студента — продвигать проекты, находить целевую аудиторию и работать с ней, налаживать связи с партнерами и медиа. Для этого нужны навыки коммуникации и аналитики, умение писать продающие тексты и создавать стратегии продвижения.
Частые ошибки — недостаток системного подхода, отсутствие анализа эффективности, неумение адаптировать сообщения под аудиторию. Также новички иногда перегружают коммуникацию, не учитывают интересы и особенности потенциальных партнёров.
Поэтому первым делом команда маркетинга и PR сфокусировала внимание на создании маркетингового исследования. SMM у нас — это отдельный отдел в рамках PR и маркетинга. За первый учебный год ребята провели масштабную аналитическую работу: маркетинговые исследования, опросы, анализ конкурентов, сводные отчеты. Фактически, это уровень работы студентов 4-го курса маркетинга. Плюс они искали партнеров для репостов и договаривались с ними. Я понимаю, что это "закулисье" пока не так заметно. Но в новом сезоне ребята перейдут на новую стадию, и их работа станет виднее. Это как с красивой графикой — вы ее видите, но дизайнера за ней не замечаете. Так и тут: много важной работы остается "за кадром", но это не значит, что ее нет. Это все необходимая база, без которой невозможна дальнейшая работа.
Какие методики вы используете, чтобы помочь первокурсникам преодолеть страхи?
В интернет-редакции мы активно поддерживаем студентов в преодолении страхов и развитии профессиональных навыков. Организуем мастер-классы с приглашенными специалистами из индустрии, которые разбирают именно те проекты и контент, которые создали ребята. Это очень ценно, потому что студенты получают обратную связь и советы не на абстрактных примерах, а именно по своей работе.
Например, в новом учебном году мы планируем провести мастер-класс по дизайну звука, так как часто сталкиваемся с тем, что звук в монтаже не выровнен, и студенты не всегда понимают технические моменты его корректировки. Кроме того, у нас были встречи с операторами, где специалисты рассказывали, как правильно снимать и налаживать коммутацию в студии.
Хотите ли вы развивать такие шоу, как «Альтер Эго» и «HSE Speaks!», есть ли планы на следующий год?
Мы считаем все проекты редакции очень важными для нашего сообщества, поэтому планируем их активное развитие в следующем году. В наших планах — добавить новые тематические блоки и форматы, которые позволят расширить спектр тем и направлений, сделать шоу ещё более разнообразными и интересными как для участников, так и для зрителей. Также мы хотим увеличить количество участников, чтобы вовлечь больше студентов с разным опытом и интересами.
Важно отметить, что для нас главное — не просто высокий уровень проектов, но и доступность для всех, кто действительно хочет развиваться. Я всегда открыта для диалога и готова помочь найти подходящую роль в команде, потому что считаю, что желание и мотивация — ключевые факторы успеха.
Как участие в проектах интернет-редакции трансформируется в конкурентное преимущество для трудоустройства? Что в этом опыте цепляет работодателей больше всего?
Работодатели ценят реальный опыт и готовность работать в команде, умение выполнять задачи в срок, творческий подход. Проекты интернет-редакции дают именно такой опыт — это не теория, а практика.
Кроме того, участие в медиапроектах помогает развить коммуникационные навыки, которые востребованы во всех сферах. Многие выпускники отмечают, что именно здесь получили свои первые рекомендации и портфолио.
Руководить таким интенсивным сообществом — труд. Откуда берёте энергию для работы с новичками и что является самым сложным?
Меня мотивирует один очень важный фактор — результат, который видишь у студентов. Когда они растут, преодолевают страхи, достигают целей, это вдохновляет меня продолжать. В работе с новичками особенно важно видеть их заинтересованность и стремление развиваться. Ведь совсем другое дело работать с людьми, которые действительно хотят учиться и задают вопросы — с ними происходит живой обмен энергией и мнениями, это заряжает и даёт силы.
Конечно, бывают и трудности — проект молодой, многое происходит впервые, часто приходится сталкиваться с неожиданными задачами, которых не предусмотришь заранее. Но с каждым днем становится легче, потому что в редакции уже сформированы чёткие правила и инструкции: есть гайды по написанию постов, редактура, стандарты оформления. И самое классное, что ребята сами начинают предлагать нововведения, участвуют в обсуждениях и становятся активной частью процесса. Это даёт ощущение, что проект живёт и развивается, давая мне дополнительную энергию.
В общем, могу сказать, что энергия приходит через живое взаимодействие с людьми, которые неравнодушны и заинтересованы. А самое сложное — найти баланс между поддержкой и требовательностью, чтобы не дать студентам расслабиться, но и не перегрузить их. Ведь важно помогать им развиваться, при этом не создавать излишний стресс.
Как вы решаете проблемы в коллективе?
У нас в редакции выстроена система, в которой с одной стороны есть преподаватель — это я — который, конечно, оценивает работу и держит рамку. Но с другой стороны, у студентов есть внутренняя свобода: они сами определяют структуру своих команд, распределяют роли — кто дизайнер, кто отвечает за промоушен, кто берет на себя лидерство. В этом смысле они несут ответственность не только передо мной, но и друг перед другом.
Наша командная работа устроена так, что оценка не главное. Вы получаете баллы за количество наработанных часов, но по-настоящему важно то, как реагирует аудитория: сколько просмотров, какой фидбэк, сколько подписчиков пришло на проект. Это и есть настоящий показатель, и именно он формирует ощущение общего дела.
Мне кажется, это и есть важный навык — научиться договариваться, даже когда мнения расходятся. Особенно в творческой команде, где у каждого может быть своя яркая позиция. Немного конкуренции у нас тоже есть — но она здоровая, она мотивирует. Главное, что, несмотря на разные характеры, мы остаёмся продуктивными, поддерживаем друг друга и делаем классный результат.
Вы считаете «Высшую школу новостей» гарантированным «билетом» в успешную карьеру или мощным навигатором и тренажером?
«Высшая школа новостей» — это прежде всего мощный тренажёр и навигатор. Мы предоставляем студентам необходимые инструменты и ценный практический опыт, показываем, как устроен рынок и какие процессы в нём происходят. Однако путь к успешной карьере каждый студент прокладывает самостоятельно. Наша задача — поддержать их, дать знания и создать возможности для практики. В будущем, возможно, «Высшая школа новостей» станет местом, куда студенты будут приходить уже с надеждой сразу найти работу и начать профессиональный путь.
Отзывы студентов интернет-редакции ВШН
Ксения Бочкина, 1 курс, ОП «Журналистика», руководитель проекта, линейный продюсер
Весь учебный год я была частью интернет-редакции ВШН и в моих планах продолжить там работать. В этой редакции каждый может реализовать свой собственный проект, что я и сделала. Спасибо нашему руководителю, Валерии Курган, за то что даёт свободу и всегда поддерживает! Я начала участвовать в шоу «Альтер Эго» как линейный продюсер (и сейчас продолжаю). Позже я представила свой проект «Поступил — поясни» на питчинге и получила добро на реализацию, там я руководитель. Мне нравятся все задачи, которые входят в мои обязанности. В рамках интернет-редакции ВШН я больше развиваюсь именно как продюсер, причем в разных аспектах. В «Альтер Эго» — это более организационные задачи, в «Поступил — поясни» — креативные.
Лиза Золотова, 3 курс, ОП «Журналистика», креативный продюсер и автор идеи шоу «Альтер Эго»
Идея интернет-редакции начала разрабатываться весной 2024 года. Вместе с Валерией Викторовной Курган мы разбирали форматы, которые могли быть в рамках редакции. В сентябре 2024 года было официальное рождение интернет-редакции. Студенты провели питчинг, на котором были представлены основные проекты разных жанров. Например, проекты «Поступил — поясни», «Краткая заметка», шоу «Альер Эго». Здесь очень талантливые и креативные ребята, которые хотят создавать, быть нестандартными и вкладывать много сил. Мне большего всего понравилось быть на созвонах со сценаристами. Это всегда мозговой штурм… и очень весело. Я получила новый управленческий опыт. Никогда серьезно не работала продюсером, но тут поняла, что хочу связать с этим жизнь. Я хотела бы посоветовать людям, которые только хотят прийти в редакцию, не ждать «нужного момента». Вы никогда не будете готовы к переменам и новому. Просто действуйте, даже если страшно. Страх — часть процесса, как и риск. Возьмите на себя ответственность воплотить собственную идею. ВШН — это идеальная платформа для проб и ошибок, а также для получения профессионального опыта.
Интернет-редакция Высшей школы новостей — это уникальная среда, где каждый студент получает возможность стать профессионалом в современном медиапространстве. Через реальные проекты, поддержку наставников и командную работу здесь формируются навыки, которые востребованы на рынке и позволяют уверенно строить карьеру.
Если вы хотите получить опыт, найти свое «Альтер Эго» и пройти путь от новичка до лидера — это место для вас.