Магистерская программа «Современные медиаисследования и аналитика» объединяет преподавателей с уникальным международным опытом. Панайотис Компациарис и Янис Милонас прошли путь от защиты диссертаций в ведущих европейских университетах до преподавания в Институте медиа. В беседе они рассказали, как устроено обучение на программе и какие навыки — от анализа критической теории до работы с исследовательскими методами — получают студенты. Чему преподаватели учатся у своих студентов из разных стран? Почему публикация в соцсетях — это не просто пост, а сложный культурный акт? И почему программа «Современные медиаисследования и аналитика» будет интересна не только тем, кто планирует академическую карьеру? Об этом и многом другом читайте в нашем интервью.

Выпускной программы «Современные медиаисследования и аналитика», 2025 год.
© Владимир Волков для Института медиа
Панайотис Компациарис изучал бизнес и экономику в Греции, затем продолжил обучение в магистратуре по специальности «Визуальное искусство и культурология» и получил степень кандидата наук (PhD) по культурологии в Эдинбургском университете.
— Как и почему вы начали преподавать в Институте медиа?
П.К.: Я начал работать в Институте медиа по итогам ежегодного международного конкурса, который организует Международный факультет НИУ ВШЭ. Этот конкурс открыт практически для всех специальностей и включает в себя несколько этапов собеседований. Обычно он длится с января по лето, а прием новых сотрудников начинается в сентябре каждого года. Я имею образование в области экономики, культурологии и теории искусства. В рамках культурологии я изучал аспекты медиаисследований, — в частности, репрезентацию (например, как представлены меньшинства в греческом кинематографе) и то, как онлайн-сообщества генерируют смысл. Это распространенные подходы в культурологии. Во время преподавания в НИУ ВШЭ я начал больше интересоваться цифровыми платформами и технологиями. Институт медиа показался мне очень гостеприимной площадкой, где я смог поддерживать междисциплинарный подход, который характерен для медиаисследований.
Янис Милонас изучал философию в Греции, затем окончил магистратуру по специальности «Прикладная социальная психология» и получил PhD в Копенгагенском университете. А до Института медиа Янис Милонас преподавал медиаисследования в университетах Дании и Швеции.
— Что вам дал этот опыт работы?
Я.М.: Медиаисследования — это междисциплинарная область. Она основана на гуманитарных и социальных научных дисциплинах и исследованиях, которые изучают исторические, экономические, психологические и культурные аспекты медиа в жизни. В этом смысле наличие опыта в области философии и психологии может быть актуально для изучения медиа, чтобы поднимать актуальные исследовательские вопросы о том, как работают медиа и как их используют люди в разных странах. Я защитил докторскую диссертацию в Копенгагенском университете на кафедре кино, медиа и коммуникаций, что стало логичным продолжением моего бакалавриата и магистратуры в медиасфере. Затем, будучи аспирантом этого университета, я начал преподавать медиаисследования студентам. Следующим этапом стала постдокторантура на кафедре медиа Лундского университета (Швеция), где я читал авторские курсы, тесно связанные с моими научными интересами. К моменту работы в НИУ ВШЭ у меня уже был многолетний опыт преподавания и исследования медиа с точки зрения социологии и культурологии.
— Вы — авторы множества статей об искусстве, креативных индустриях и культурологии, которые публикуются в авторитетных международных журналах. Как опыт исследователя помогает вам (и помогает ли?) в преподавании?
П.К.: В 2024 году в американском издательстве Routledge вышла моя книга «Curation in the Age of Platform Capitalism». Я очень рад, что эта книга была опубликована, ведь на ее написание ушло несколько лет. Еще больше я рад, что в этом году она была переведена на итальянский язык. Исследовательский опыт не просто полезен для преподавания медиаисследований — он во многих отношениях необходим. Будучи исследователем, вы проходите методологические, теоретические и аналитические этапы, которые затем должны быть донесены до студентов таким образом, чтобы подчеркнуть их ценность, а не только их содержание. В целом, опыт исследовательской работы открывает полезные горизонты в преподавании. Он учит критически формулировать вопросы, выявлять неточности в методах и объяснять, почему анализ важен. Это понимание может прийти со временем, но не всегда очевидно в начале карьеры.
Я.М.: Я интегрирую в учебный процесс последние тенденции в области медиаисследований. Особое внимание я уделяю исследовательским семинарам для магистрантов, где мы изучаем методологию медиаисследований. Постоянная работа с актуальной литературой — это не только основа моих публикаций в ведущих международных журналах, но и важная часть преподавания. Я систематически включаю обзоры современных исследований в свои курсы, помогая студентам понимать динамику развития дисциплины.
— На магистерской программе «Современные медиаисследования и аналитика» вы читаете множество курсов (Critical and Cultural Theory; Culture, Media and Research, Research Seminar...). Почему эти курсы интересны и актуальны в настоящее время? Какими качествами должны обладать студенты, чтобы успешно освоить эти дисциплины?
П.К.: Курсы, которые я преподаю, так или иначе связаны с культурой и медиа, включая подходы, относящиеся к политической экономии, технологиям и репрезентации. Одна из целей этих курсов — понять, что культура и способы, которыми мы реализуем нашу социальную идентичность и производство объектов (таких как, например, произведения искусства и приложения), являются сложным процессом, который всегда переплетается с внешними силами, включая экономические и технологические аспекты. Например, одним из простейших действий в медиа является публикация. Но что делает публикация? Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос неоднозначен. Публикация в социальных сетях одновременно задействует культурные, экономические и технологические регистры. В роли культуры она демонстрирует предпочтения и приоритеты пользователей; в качестве экономики отмечает их как потенциальные блага; а как технология — снабжает алгоритм релевантными данными.
Мы рассматриваем эти вопросы с критической точки зрения. «Критика» — неверно понимаемый термин, который часто толкуют как нечто негативное или воспринимают как снобистский взгляд на массовую культуру. Это далеко от истины. Когда я говорю «критический», я имею в виду, что мы рассматриваем медиа как площадки, которые следует подвергать сомнению, осмысливать и исследовать в традициях гуманитарных и социальных наук. Мы используем медиа «вслепую» каждый день, не понимая до конца, что и как мы делаем и что подразумевает их использование. На моих курсах и в рамках программы в целом мы предлагаем серьезно подойти к этим вопросам. В этом смысле студенты должны быть готовы открыто взглянуть на медиа и повседневную жизнь, а также изучать относительно сложные тексты.
Я.М.: Различные модули исследовательских семинаров, которые я преподаю в течение учебного года, начинаются с объяснения студентам основ работы в области социальных исследований. Они учатся различать качественные и количественные методы и применять их в медиаисследованиях. Студенты также учатся готовить исследовательскую гипотезу, ставить вопросы, проводить обзор литературы и составлять Research proposal.
Затем студенты получают опыт формирования выборки, применения комбинированных методов сбора данных через опросы и интервью, а также осваивают техники качественного анализа, включая контент-анализ и нарративный анализ. Они работают как индивидуально, так и в группах по 2-3 человека над тематическими исследованиями, которые потом презентуют на семинарах.
Все это — важные навыки, необходимые для академической карьеры в области медиаисследований.
На курсе Critical and Cultural Theory мы сосредотачиваемся на чтении и анализе ключевых работ. Студенты учатся связывать теоретические положения с актуальными примерами из медиасферы, в том числе основываясь на личном опыте взаимодействия с медиа. Например, во время лекции, посвященной творческим индустриям, студенты обсуждают свой опыт работы в различных творческих секторах.
Важно, чтобы у студентов была соответствующая база в области теорий медиа, общества и культуры, а также опыт в исследовательских методах. Как правило, магистранты уже обладают такими навыками. Однако самое главное — это искренний интерес к научной работе и готовность читать, анализировать и применять исследовательские методы на практике.
— Обучение на программе ведется полностью на английском языке. Возникают ли трудности в общении со студентами и другими преподавателями? На каком уровне студент должен знать язык для обучения на программе?
П.К.: Студенты должны хорошо владеть английским языком, как устным, так и письменным. Я бы не сказал, что существует языковой барьер в общении со студентами и коллегами. Официальный язык программы для письменного и устного общения — английский, и все курсы проводятся на английском языке. За редкими исключениями студенты владеют английским языком на весьма удовлетворительном уровне. А присутствие большого количества иностранных студентов способствует созданию многокультурной среды.
Я.М.: Студенты должны владеть английским языком на академическом уровне, чтобы иметь возможность читать необходимые тексты по всем курсам и выполнять письменные и устные задания.
— Почему вы советуете студентам поступать на магистерскую программу «Современные медиаисследования и аналитика»?
П.К.: Это магистерская программа, приоритет которой — исследования, поэтому она особенно подходит студентам, желающим продолжить обучение в аспирантуре в России или за рубежом. За пять лет существования программы несколько наших выпускников поступили в аспирантуру, опубликовали статьи в научных журналах и начали преподавать в академической сфере. Хотя программа и делает акцент на критическом анализе, она также предоставляет множество методологических инструментов для медиаисследований, которые выпускники могут использовать на руководящих должностях в сфере культуры и медиа.
Я.М.: Мы ждем студентов, которые хотят построить исследовательскую и преподавательскую карьеру в академической сфере. Программа даст им необходимые навыки для междисциплинарной работы, понимания медиа через призму социальной и культурной теории и разработки собственных исследований.
Программа подходит и тем, кто заинтересован в получении теоретической подготовки и хочет работать в сфере искусства и культуры: будущих писателей, кино- и телережиссеров и кураторов музеев.
Внимание, блиц!
В завершении нашей беседы мы попросили Панайотиса Компациариса и Яниса Милонаса ответить на короткие вопросы.
Панайотис Компациарис
— Преподавание для вас — это…
— Особая форма общения, где сложные идеи нужно передавать увлекательным образом.
— Утренние или вечерние пары?
— Меня устраивают и те, и те.
— Чай или кофе?
— Кофе.
— Что делает вас счастливым как преподавателя?
— Чувство, что я хорошо выполняю свою работу.
— Чему вас учат ваши студенты?
— Тому, что каждый студент уникален и требует индивидуального подхода.
— Если бы вы не были преподавателем, какую профессию вы бы хотели освоить?
— Певец-баритон!
Янис Милонас
— Преподавание для вас — это…
— Профессионализм в действии.
— Утренние или вечерние пары?
— Вечерние.
— Чай или кофе?
— И то, и другое.
— Что делает вас счастливым как преподавателя?
— Как преподаватель, я рад, когда студенты проявляют интерес к моим курсам, вдохновляются ими и признают мою работу.
— Чему вас учат ваши студенты?
— Обучая студентов из разных стран мира, я узнаю больше об их индивидуальном опыте и культурном бэкграунде. Для меня также ценно понимать, как они воспринимают теорию и исследования, как осмысляют эти знания.
— Если бы вы не были преподавателем, какую профессию вы бы хотели освоить?
— Переход в другую профессиональную сферу обычно требует совершенно нового обучения и подготовки. Я счастлив работать в академической сфере и не мечтаю о другой профессии. Что же касается других карьерных возможностей, мне были бы интересны реставрация произведений искусства, археология и кинопроизводство.
Ксения Жакова, студентка 4-го курса образовательной программы «Журналистика»